Карантин и локдаун, направленные на сохранение здоровья людей, также способствуют развивать тревожность и психологический дискомфорт. С другой стороны, эти новые ощущения создают новые потребности. Неудивительно, что популярность специализированных программ и приложений для налаживания психологического здоровья возрастает. Например, один из таких приложений для ментального здоровья Wysa привлек в мае $5,5 млн от бостонской W Health Ventures, инвестиционной программы Google Assistant, фондов pi Ventures и Kae Capital. Сейчас приложение уже имеет около 3 млн пользователей. К тому же новые форматы общения, в частности, перевод рабочих встреч в дистанционный формат тоже не добавляют спокойствия пользователям. Как поддерживать психологическое здоровье сотрудников в период удаленной работы, рассказал Mind региональный менеджер Cisco в Украине Сергей Мартынчук.
Любые существенные изменения в условиях труда могут вызвать у сотрудников если не стресс, то временный дискомфорт и потребовать некоторого времени для привыкания. Массовый переход на удаленную работу стал именно тем фактором, который внес стресс как в работу, так и в психологическое самочувствие сотрудников.
В 2018 году издание Harvard Business Review опубликовало серию отчетов о влиянии удаленной работы на психологическое состояние сотрудников. Эксперты изучали в том числе и чувство одиночества и эмоциональное выгорание:
В 2020 году все эти проблемы не просто остались актуальными, но и обострились из-за того, что удаленная занятость стала массовой. Согласно данным опроса Американской торговой палаты (ACC), среди наибольших текущих вызовов для сотрудников респонденты назвали эмоциональное выгорание (59%), недостаточность командной работы (44%), дефицит общения (42%), цифровую усталость (36%).
Возникает вопрос – почему важно предотвращать эмоциональное выгорание особенно в условиях удаленной занятости? Когда сотрудники посещают офис, по их внешнему виду и реакциям можно понять о ситуации, в которой находится тот или иной человек. Когда все работают удаленно – это понять куда сложнее.
Эмоциональное состояние человека значительно влияет как на его личную продуктивность, так и на работу всей команды. Эмоциональное равновесие приводит к большей вовлеченности сотрудников, и, как следствие, повышению эффективности бизнеса.
Согласно ранее проведенным исследованиям Gallup и IBM Kenexa, продажи бизнеса с высокой вовлеченностью выше на 20%, прибыль – на 21%.
Значительно проще предотвратить эмоциональное выгорание, дать человеку «тайм-аут» для возврата равновесия, чем доводить дело до более серьезных последствий – срыва дедлайнов, принятия кадровых решений, передачи части функций других сотрудникам и др. Эмоциональная стабильность впоследствии позитивно скажется на продуктивности каждого отдельного сотрудника и эффективности бизнеса всей компании.
Что конкретно руководители могут предпринять для борьбы со стрессом в своих подразделениях? Рассмотрим несколько самых распространенных тактик.
Недостаточно просто один раз в месяц поинтересоваться, как себя чувствует удаленный сотрудник. Необходимо предпринимать несложные дополнительные меры.
Например:
Руководителям важно предлагать такие формы совместной работы, которые позволяют усилить эффект командной работы и уменьшить дефицит общения.
Обмен электронными письмами – это совсем не тот формат, который временами нужен для удаленных сотрудников. Люди не получают достаточно положительных эмоций от такого способа общения.
Частичное решение проблемы – максимальное использование платформ для совместной работы с поддержкой видео, аудио и функцией демонстрации экрана. Такой формат повышает производительность труда и во многом предотвращает возникновение чувства одиночества и выгорания.
Очень важно, чтобы каждая компания с дистанционной работой предпринимала целенаправленные действия по предотвращению выгорания своих сотрудников. В мае 2020 года компания Cisco провела для всех своих сотрудников мероприятие «Мой день», посвященный здоровью каждого. Это событие стало поводом устроить «коллективный перерыв» в рамках долгосрочной инициативы по укреплению психологического равновесия офисных и удаленных сотрудников.
Компании могут извлечь выгоду из того, что поощряют своих сотрудников заботиться о психологическом здоровье, брать отпуски и отгулы, а также не работать во внеурочное время.
Даже в рабочие часы регулярные перерывы и соблюдение норм длительности рабочего дня необходимы для снижения уровня стресса, когда работа сопровождается повышенной тревожностью.
Эти меры помогают отвлечься и снижают нагрузку на глаза, возникающую из-за необходимости постоянно смотреть в экраны компьютеров и смартфонов.
Даже в случае улучшения эпидемиологических показателей, в офисы вернутся не все – удаленные сотрудники хотят сохранить многие из плюсов нового рабочего режима. Опрос 10 000 офисных работников из 12 стран, проведенный компанией Cisco, показал:
Многие работодатели также уже оценили преимущества дистанционной занятости и решили внедрить ее в свою корпоративную практику. Такая тенденция наблюдается в западных компаниях и в Украине. Согласно результатам опроса АСС и компании Deloitte, 40% бизнес-респондентов планируют оставить работать часть сотрудников удаленно даже после снятия основных ограничений. Поэтому все такие рекомендации удержания сотрудников от выгорания останутся актуальными и в дальнейшем.