На днях Верховная Рада сделала первый шаг для привлечения иностранных граждан, работающих в IT-сфере, осуществлять свою деятельность в Украине. Соответствующий законопроект 13 июля принят в первом чтении. Ранее Минцифры анонсировало что уже подано 1300 заявок на получение такого статуса.
Как будет работать этот статус в Украине, если закон примут, и чего не хватает для более эффективного наполнения бюджета, рассказала Mind адвокат, эксперт по вопросам ЕСПЧ и судебной практики Татьяна Игнатенко.
На каких условиях государство может привлекать IT- специалистов к сотрудничеству, Mind рассказывал на в материале «Технологии в «Дію»: чем полезен опыт Эстонии во внедрении инноваций».
Год назад в Украине был начат экспериментальный проект по внедрению электронного резидентства. Сейчас в законодательстве Украины это понятие не определено. Однако, если посмотреть на опыт Эстонии, становится понятно, с какой целью оно вводится. Прежде всего это упрощенная процедура легализации ведения бизнеса иностранцами на территории другого государства, дистанционно и на льготных условиях.
Такой порядок осуществления предпринимательской деятельности наиболее приемлем для ІТ-сектора. Ни для кого не является новостью то, что наши ІТ-специалисты обычно предоставляют услуги иностранным компаниям, которые находятся на территории других государств, и могут это делать дистанционно. Чтобы иностранцы захотели вести бизнес на территории Украины, как раз и предлагается ввести формат электронного резидентства.
13 июля этого года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект об особенностях налогообложения предпринимательской деятельности е-резидентов. Документ, в частности, дает определение терминов «е-резидент» и «электронный резидент-предприниматель».
Среди основных положений законопроекта законодатель предусмотрел следующие:
Как показывает опыт нашего государства, даже после того, как будет принят указанный закон, в него впоследствии будет внесен целый ряд изменений в части деятельности е-резидентов.
Поэтому уже сейчас стоит обратиться к опыту Эстонии, как первопроходца е-резиденства, который может пригодиться Украине.
Например, Эстония не ограничивает е-резидентство ІТ-сферой и возможностью использования этого формата только физическими лицами-предпринимателями.
Так, по статистическим данным, приведенным в сети интернет, за последний год в Эстонии электронное резидентство получили 10 000 человек. Заявки поступили из 129 стран мира. Лидируют такие страны, как Украина, Россия, Финляндия, Япония, Южная Корея и т. д.
Кроме того, в случае открытия в Эстонии компании через е-резидентство, последняя получит такие же льготы, как и компании-резиденты. При этом нет необходимости полностью формировать (платить) уставный капитал. Достаточно его размер зафиксировать на бумаге.
Также е-резиденты имеют возможность получать лицензии через интернет, подписывать все документы (в частности, заключать контракты) с помощью цифровой подписи, прошедшей безопасную цифровую идентификацию и т. д.
Таким образом, Украина только начинает достаточно прогрессивный и перспективный процесс ведения бизнеса. Хочется надеяться, что это будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине. Однако, может быть, резонно было бы расширить электронное резидентство и ввести его не только на ІТ-услуги и ФЛП. Ведь, кроме того что расширение видов деятельности и круга лиц увеличит поступления в государственный бюджет, Украина будет иметь больше шансов для привлечения иностранцев вести бизнес в нашей стране.