Бизнес, менеджмент которого готов адаптироваться к новым реалиям, может жить вечно, развиваясь и масштабируясь даже в трудные времена. Главное – отслеживать тренды и приспосабливать их на пользу себе и своему бизнесу. Таким мнением поделился с Mind исполняющий обязанности директора Офиса по развитию предпринимательства и экспорта, руководитель онлайн-составляющей национального проекта «Дія.Бізнес» Андрей Ремизов.
Офис по развитию предпринимательства и экспорта – государственное учреждение, отвечающее за развитие и поддержку предпринимательства на внутреннем и внешних рынках. Совместно с Министерством цифровой трансформации Украины реализует национальный проект «Дія.Бізнес».
Использование трендов цифровой трансформации может стать залогом масштабирования компании даже во время пандемии. Этому и многому другому призван научить женщин-лидеров из регионов диджитал-курс UNEW, организованный при поддержке Министерства цифровой трансформации Украины вместе с Фондом Восточная Европа, EGAP и Mind.ua. Цель этого курса – дать активным руководительницам умение и возможности использовать цифровой инструментарий для продвижения и реализации реформ в регионах страны.
За два года пандемии мировые и украинские бизнесы разработали стратегии, как справиться с ее вызовами. Необходимость подстраиваться под реалии нового мира открыла новые способности и тренды.
Исследование McKinsey показывает, что в период с февраля по октябрь 2021 года покупатели постепенно возвращаются к предыдущему уровню расходов, а уровень их финансовых поступлений – к привычной допандемийной отметке. Покупатели старшего поколения охотно тратят на рестораны и путешествия, а для миллениалов и зуммеров список любимых трат возглавляет одежда.
Новым трендом стала омниканальность: люди используют разные способы и каналы для совершения покупок и заказов, со временем все больше используя офлайн. Исследование показывает, что 66% покупателей во время пандемии практиковали разные покупательские привычки, а 37% попробовали новые бренды.
Как использовать эти данные тем, кто решится на масштабирование бизнеса в канун третьего пандемийного года?
Для начала – ответьте на несколько вопросов:
К примеру, наблюдения 2020 года показывают, что пандемия предсказуемо снизила уровень расходов на международные путешествия на 80% (Источник: McKinsey analysis in partnership with Oxford Economics). В то же время возросла популярность внутреннего туризма и, соответственно, расходы на него.
Все выводы и изменения, продиктованные этими ответами, должны быть внесены в бизнес-план. Если не знаете, с чего начать его реструктуризацию, обратитесь к консультантам украинского национального проекта «Дія.Бізнес» – они помогут бесплатно, быстро, с ориентацией на ваш индивидуальный запрос. Опция доступна из любой точки мира онлайн и офлайн – в Центрах поддержки предпринимателей «Дія.Бізнес», которые открыты уже в 11 городах Украины.
В рамках «Дія.Бізнес» как для работающих, так и для потенциальных предпринимателей доступно более 68 видов консультаций по маркетингу, налогообложению, налаживанию бизнес-процессов, юридической поддержке и многим другим темам.
На портале можно найти все доступные в Украине программы финансирования, более 100 бизнес-идей для начинающих предпринимателей, актуальные новости о грантах, учебных программах, налоговых нововведениях и интересных возможностях для предпринимателей. Кроме того, в рамках проекта «Дія.Бізнес» доступно отдельное экспортное направление, в котором можно найти все возможности и сервисы для выхода на внешние рынки.
На данный момент вебсайтом «Дія.Бізнес» воспользовались более 1,8 млн украинцев, около 6 тысяч из них получили консультации по вопросам своего бизнеса, – возможно, и для вас там найдется что-то полезное?
По данным годового отчета Gartner, чистые инвестиции в диджитал-направление за время пандемии достигли 72,2% всех маркетинговых инвестиций с последующим распределением по маркетинговым каналам.
Один из самых интересных трендов цифровизации – фиджитал, или смешанная реальность, сочетание цифрового и реального пространств.
Ярким примером стал показ мод на London Fashion Week, прошедший в июне 2020 года.
Еще один пример из той же сферы – создание коллекции одежды, которую можно использовать в виртуальной реальности, как, например, на платформе диджитал-одежды DressX. Или – производство одежды с интегрированными технологиями, как это делает украинский бренд JAXET.
Например, можно придумать, как использовать пространство для продвижения в онлайн: добавить в него кофейню или фотозону, чтобы увеличить время пребывания клиентов в пространстве и вашу узнаваемость в соцсетях.
Интересно, что такой подход к торговой площадке стал трендом в Китае в 2017 году. Сегодня мы можем наблюдать, как концепт успешно реализуется украинскими фешен-брендами – например, Kachorovska и Katimo.
Получив первую обратную связь от реальных пользователей, можно задумываться о создании собственного мобильного приложения. В перспективе оно должно помочь с оркестрированием клиентского пути и в успешных случаях предоставлять пользователям высокоперсонализированный опыт пользования, как, например, в приложениях Nike и Dunkin Donuts.
Три четверти из 5 000 опрошенных агентством McKinsey отметили, что хотели бы работать вне офиса два или более дней в неделю, а больше половины опрошенных хотят минимум три дня удаленной работы. По данным Gartner, 83% сотрудников утверждают, что их производительность выше при работе из дому.
Еще одно исследование McKinsey показало, что проблемы, мешающие работникам получать удовольствие от работы и быть результативными, – ощущение обесценивания, оторванности от команды и нарушенный баланс жизни и работы. Подобные проблемы решаются созданием новых командных коммуникаций и поощрением сотрудников к обучению.
Инвестиции в постоянное образование своей команды – стратегически правильное решение.
В случае с Target и Walmart это касается даже помощи с получением формального образования – недавно они объявили о программах по возмещению стоимости обучения в колледже.
Компания Amazon планирует выплачивать сотрудникам до 95% стоимости обучения. Свои программы для тех, кто жаждет получить образование, создали также Starbucks, Home Depot и FedEx.
По данным Intuition, 94% работников подтвердили, что охотнее будут оставаться в компании, которая вкладывает ресурсы в их карьерное развитие. Поэтому следует понять важность корпоративного обучения и составить план для внедрения его в своей команде.
Помните, для чего вы начинали и какие ценности закладывали в свой бизнес. Именно это знание позволит не опускать руки в кризисные времена (которые в бизнесе могут быть частыми и затяжными).
Отслеживайте тренды, приспосабливайте их к собственным нуждам и старайтесь стать трендсеттером.
Следует помнить, что бизнес – это люди, объединенные вокруг общей цели. Позаботьтесь о них, если они решили объединиться вокруг ваших идей. Настройте систему получения прямого и честного фидбека и попробуйте услышать вашу команду.
Постоянно продолжайте учиться, ведь для прогрессивного лидера знаний и опыта всегда недостаточно.
1. «От хорошего до великого» Джим Коллинз
2. «Маркетинговые войны» Джек Траут, Эл Райс
3. «Стратегия Голубого Океана. Как создать безоблачное рыночное пространство и избавиться от конкуренции» Чан Ким, Рене Моборн
4. «Масштабирование бізнеса. Пошаговая стратегия увеличения прибыли» Верн Харниш
5. «Бесконечная игра. Гибкость как суперсила в эпоху перемен», Саймон Синек