Война, развязанная россией против Украины продолжается более месяца и с каждым днем насчитывается все больше жертв и разрушений, а также она влияет на бизнес по всей Украине. Несмотря на это Украина планирует начать посевную кампанию и всячески содействовать развитию аграрного сектора. Так, на днях глава Николаевской области Виталий Ким заявил о создании рабочих групп для анализа ситуации в этой сфере. По его словам, начата работа по получению льгот от Укрзализныци на перевозки, в том числе, чтобы освободить склады, которые сейчас заняты подсолнечным маслом, зерном и т.д., наладить логистические цепочки, взамен тем, которые заблокированы из-за проблем с портами. Как облегчить трейдерам эти задачи и помочь бизнесу в сфере грузоперевозок наладить деятельность и какие инструменты для этого предлагают украинские IT-разработчики рассказал Mind эксперт по вопросам автоматизации ГК «Арт Софт» Александр Тодуров.
Помимо того, Верховная Рада также анонсировала и налоговые послабления, приняв соответствующий законопроект. Детальнее о том, станет ли документ эффективным инструментом Mind разбирался в материалах «Налоги против войны: как власть решила поддержать налогоплательщиков» и «Бок о бок: почему упрощено налогообложение для украинского бизнеса во время военного положения».
Зернотрейдеры и другой бизнес, связанный с экспортом и импортом попали в ситуацию, при которой они не могут выполнить свои обязательства, так как очень сложная обстановка с портами.
Для экспорта и импорта остается только западная граница и дунайские порты: Рени, Измаил, Килия, нагрузка на которые резко выросла.
Несмотря на всю довоенную критику, в новой обстановке работа Укрзализныци (УЗ) заслуживает всяческих похвал. Мало того, что она максимально эффективно старается выполнять все свои стандартные обязанности, так она еще и оказывает помощь остальному украинскому бизнесу:
Так, например, УЗ предлагает:
Сухой порт (логистический хаб) – это мультимодальный логистический центр с инфраструктурой, позволяющей владельцу груза пользоваться всеми преимуществами морского порта, но на суше.
В нём грузовладелец может получить полный комплекс услуг по обработке груза, кроме погрузки/выгрузки на или с судна.
Сюда включаются такие услуги как:
Например, в Ровенской области уже с марта прошлого года работает сухой порт Одесской компании «Imtreх», на западе Украины это «Західний контейнерний термінал» и т.д. В новой ситуации их логистические возможности приобретают значительно более весомое значение, в том числе и для перевалки зерновых.
Причем эти терминалы работают как на экспорт, так и на импорт. В условиях, когда через наши морские порты получить грузы невозможно, многие уже начинают рассматривать выгрузки в других портах Черного моря, например, в Румынии, и доставку в Украину по железной дороге через западную границу.
Если предпринимателям будет оказана реальная помощь, а государство с помощью новой налоговой политики идет к этому, то новые железнодорожные терминалы могут появиться достаточно быстро.
Однако, у действующих Дунайских, новых и уже существующих сухих портов, как показал опыт последних недель, появляются проблемы при резко выросшем объеме обрабатываемых грузов. Кроме технологических проблем возникла нехватка обученного персонала, сложности с возросшим объемом учета, затягивание бумажных процессов оформления грузов.
Например, перенос данных из железнодорожных накладных в свои учетные системы, подготовка различных бумажных документов, связь с румынскими и вообще европейскими таможенными, железнодорожными и учетными системами и т.п.
Один из путей решения этого вопроса – автоматизация всей работы и процессов обмена данными с УЗ, учета и управления внутри самого терминала.
На сегодняшний день схема, при которой грузы, а особенно зерно, доставлялось автотранспортом в порты, уже не работает. Обстановка с топливом и на дорогах усложнилась, да и везти зерно в порты становится невозможно – они не работают на отправку грузов.
На смену таким маршрутам приходит схема отгрузки зерна в вагоны и отправка их составами в Европу через западную границу. При этом трейдерам приходится осваивать новый участок работы – взаимодействие с Укрзализныцей. Или, если нет своих возможностей, платить экспедиторским компаниям, которые могут организовать такие перевозки.
В то же время, уже сегодня существуют готовые решения, которые позволяют упростить логистику, например, уже готовые модули из комплексной автоматизированной системы для работы с железной дорогой, комплексы автоматизации для мультимодальных терминалов, портовых процессов. Внедрение такой автоматизации позволит трейдерам и экспедиторским компаниям гораздо быстрее освоить нюансы взаимодействия с УЗ. При этом, учитывая военное положение в стране и необходимость срочной наладки логистики, мы, ГК «Арт Софт», как разработчики этих систем готовы предложить их использование на условиях аренды, что позволит сократить затраты трейдеров.
Помимо того, учитывая военное время и необходимость реальной помощи бизнесу выжить в современных условиях, цены на эти продукты снижены относительно довоенного периода и даже если у предприятий сейчас очень сложно с финансами, мы найдем с ними компромиссные решения.