За что АМПУ судится с глобальными контейнерными операторами

И в чем Maersk и ZIM видят свои риски для развития в Украине

Фото: Порты Украины

Игроки рынка портовых услуг неоднократно отмечали, что Украина находится в числе первых стран по стоимости портовых услуг в Черноморском регионе и даже в мире, и судозаходы в наши гавани – одни из самых дорогих. Так, по данным «ЦТС-Консалтинг», заход судна класса capesize в порт Южный стоит $430 000 и обходится в 3,5 раз дороже, чем, например, в российский Новороссийск ($123 000) и в 6,6 раз дороже, чем в турецкий Эрдемир ($64 500).

Порты не могут сами устанавливать сборы, их размер определяется нормативными документами Мининфраструктуры и Администрации морских портов Украины. В МИУ давно признают, что ставки нужно пересматривать, но этот процесс затягивается.  Новая методика разработки портовых сборов, которая должна удешевить судозаход, разрабатывается в МИУ уже больше года и, возможно, будет готова в конце 2017-го. Тем временем доходы от портовых сборов пока оседают на счетах АМПУ. В 2016 году администрация получила доход от портовых сборов на сумму почти 5 млрд грн – это 58% от всего ее оборота.  Потратить все на развитие портов не получается – 75% от своей прибыли АМПУ отчисляет в госбюджет. Инвестиции в объекты инфраструктуры в бюджете АМПУ 2016 года составили всего 650 млн грн.

И хотя руководство МИУ и АМПУ соглашается с фактом слишком высоких сборов и декларирует намерение их пересмотреть, параллельно происходят противоположные процессы. Администрация начисляет сборы, правомерность которых сомнительна, считают в Ассоциации контейнерных линий Украины (АКЛУ), которая объединяет украинские представительства глобальных контейнерных линий (ZIM, Maersk Line, Arkas, MSC).

Сбор раздора. Уже почти год как АМПУ отдельным поручением, выданным 10 августа 2016 года, обязала свой Одесский филиал взимать канальный сбор при судозаходах в те гавани, где он исторически никогда не взимался, рассказывает директор Maersk Ukraine Роман Колоянов. Поручение появилось в августе 2016 года. «Речь о тех гаванях Одесского порта, в которые заходят наши суда, – Ланжероновской и Карантинной. Дело в том, что при заходе в них суда не проходят канал Одесского порта, канал идет мимо этих гаваней, поэтому начислять сбор там не за что», – говорит Роман Колоянов. В акватории указанных гаваней находится один из крупнейших в Украине контейнерных терминалов, принадлежащих «ГПК-Украина». В 2016 году она обслужила грузопоток в 283 000 TEU. На этот терминал завязаны одесские сервисы судоходных линий, в том числе Maersk Line. Она предоставляет регулярный еженедельный океанский сервис с заходом в Одесский порт, который является частью маршрута между странами Ближнего Востока и Индией, рассказывает Колоянов. В 2016 году компания перевезла с заходом в Украину 200 000 TEU.

Еще одна судоходная компания, глобальная ZIM, через своего украинского агента обратилась в Окружной одесский административный суд, который признал неправомерность начисления сбора, а позже апелляционный суд оставил в силе это решение. Дело дошло до Высшего админсуда, который согласился с аргументами предыдущих инстанций. Кроме того, в июле суд отменил отдельное поручение АМПУ об установлении канального сбора. Ранее в январе АКЛУ обратилась с жалобой в Совет бизнес-омбудсмена, и он признал ее обоснованной, рассказали в юридической компании LeGran.TT, которая представляет интересы ZIM в этом деле. «Тем не менее решение до сих пор не исполняется», – говорит Татьяна Титаренко, директор юркомпании.

В LeGran.TT подтверждают, что при следовании судов в четыре гавани Одесского порта из восьми услуга, за которую платится канальный сбор, по факту не оказывается. «В случае с канальным сбором, это плата за предоставление судну возможности зайти в гавани. Но в нашем случае судно не пользуется каналом, а значит, не получает услугу. Следовательно, плата тоже не должна взиматься. Глубины акватории порта позволяют пройти судну к указанным четырем гаваням без использования подходного канала. В частности, проектная глубина канала – 14 м. В указанных гаванях и на маршруте следования судна глубина 12–14 м. То есть фактически такая же. Поэтому судну не нужно использовать канал, чтобы зайти в указанные гавани», – объясняют в компании. В частности, это касается, кроме Ланжероновской и Карантинной, также Новой и Каботажной гаваней.  Тогда как природные глубины в Хлебной, Заводской, Практической и Нефтяной гаванях составляют 4–6 м, так что канал использовать необходимо.

АМПУ держится до последнего. Mind обратился в АМПУ и Мининфраструктуры с просьбой прокомментировать их позицию по начислению канального сбора в Одесском порту. В МИУ переадресовали вопрос АМПУ, а в пресс-службе администрации ответили, что согласны с решениями судов. «Действительно, 11 июля 2017 года Одесский окружной административный суд принял постановление о частичном удовлетворении иска в отношении АМПУ по взиманию канального сбора с судов, следовавших на причалы Карантинной, Новой и Каботажной гаваней Одесского порта. По состоянию на сегодняшний день решение по делу  вступило в силу и является обязательным к исполнению на всей территории Украины», – говорится в ответе пресс-службы. В ответ на уточняющий вопрос: «Значит ли это, что спорный сбор больше не взимается?» – в АМПУ подтвердили: да, с  25.07.2017, то есть с момента вступления в законную силу постановления суда, сбор Одесским филиалом АМПУ не начисляется.

Вместе с тем в одной из судоходных компаний уверяют, что это не так. «Буквально вчера мы получили счет за судозаход, который включал канальный сбор. Конечно, им проще сказать, что спор решен. Но мы в это поверим только после того, как не увидим этого сбора в дисбурсменте (счете за расходы по обслуживанию судна от порта. – Mind)», – говорит представитель одной из компаний, вовлеченных в спор. Счет выставлен от Одесского филиала АМПУ. В порту официально не комментировали ситуацию, но в неофициальной беседе представитель порта сказал, что поручение не взимать сбор от АМПУ было, хотя на практике его исполнить сложно. «Нам прислали указание на Ткачука (начальник филиала Игорь Ткачук. – Mind) – «прошу исполнить решение суда». Но это не в наших силах, это именно АМПУ должен дать указание на расчетный центр. Мы люди подневольные», – оправдываются в порту. 

Стоит отметить, что канальный сбор – один из самых существенных для АМПУ, на него приходится около 20% всех доходов от портовых сборов. «За 2016-й и первый квартал 2017 года общий показатель (дохода по канальному сбору) составил 1,1 млрд грн, из них за этот период по Одесскому морскому порту начисления составили 68,7 млн грн», – говорится в ответе пресс-службы на запрос Mind.

Подсчет ущерба. Насколько серьезно происходящее с точки зрения компаний, работающих в Одесском порту? «С августа прошлого года мы каждую неделю переплачиваем АМПУ от $3000 до $5000. Какие последствия, кроме финансовых потерь? Суть в том, что мы не понимаем действий АМПУ, которая открыто нарушает украинское законодательство. Для нас это вносит некий фактор непредсказуемости при работе в Украине», – говорит Колоянов. В украинском офисе ZIM официально отказались от комментариев, аргументировав это тем, что, согласно внутренним нормативам, с прессой общается только глобальный офис. Однако неофициально там подтвердили, что сбор по-прежнему начисляется вопреки решениям четырех судов. «Мы удивлены отсутствием реакции. Никакой реакции – для нас этот нонсенс», – сказал собеседник Mind.

Он также добавил, что ZIM подала новый иск в суд – с требованием о возмещении ущерба, нанесенного из-за незаконного взимания сбора. Сумма ущерба оценивается в $122 000. У Maersk, которая пока не обращалась в суд, он может быть еще больше – около $200 000. «У нас нет сомнения в том, что суд станет на нашу сторону, потому что наши аргументы бесспорны, и это уже подтвердили предыдущие решения судов. Жаль, что в итоге из-за незаконных действий АМПУ пострадает государство и налогоплательщики, ведь администрации придется не только вернуть деньги, но и компенсировать судебные издержки», – говорит Титаренко.

Но и этим ущерб морской отрасли  может не ограничиться, говорит она. Дело в том, что АКЛУ обратилась также с жалобой в Антимонопольный комитет. «И если АМКУ признает, что тут имеет место злоупотребление монопольным положением со стороны АМПУ, которая является природной монополией, то им грозит штраф на сумму до 5% от выручки за 2016 год», – добавляет директор юркомпании. В 2016 году доход АМПУ составил 7,3 млрд грн, то есть сумма возможного штрафа – 365 млн грн.

Напомним, это уже не первый серьезный конфликт АМПУ с иностранными компаниями, работающими в украинских портах. 2016 год ознаменовался затяжным противостоянием корпораций Bunge и Noble, оперирующими причалами в Николаевском порту, и администрацией Николаевского порта. Компании добивались для себя юридических гарантий по долгосрочному доступу к причалам, а также не согласились с существенным повышением тарифов на доступ к причалам и перезаключением договоров на новых условиях. Спор перекочевал в суд. Активная фаза конфликта завершилась после смены руководства николаевского филиала АМПУ.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS