В проекте госбюджета-2018 предусмотрено 55 млрд грн на субсидии гражданам, чьи доходы не позволяют оплатить полную стоимость жилищно-коммунальных услуг, в частности теплоснабжения. К началу отопительного сезона 2017–2018 годов количество получателей субсидий составляет 6,53 млн домохозяйств. Однако опыт 2016 и 2017 годов продемонстрировал катастрофическую нехватку средств на эти цели у государства. А требования по сокращению объемов соответствующих выплат и параллельно – по повышению розничных цен на газ Украине регулярно выдвигает МВФ. Справится ли правительство с такой нагрузкой и что будет с домохозяйствами, которые могут потерять эти выплаты уже в 2018–2019-м? Какие тенденции и проблемы наблюдаются в области компенсации государством расходов ЖКХ?
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман сообщил о первых итогах субсидиальной «кампании»: компенсация на оплату услуг ЖКХ была назначена на следующий период 6,53 млн домохозяйств. И для премьера это является весомым аргументом в пользу того, что тарифы на газ повышать не нужно.
Количество получателей субсидий сокращается. В Кабмине не акцентируют внимания на том, что в 2016 году субсидию получали 7,677 млн домохозяйств. Сокращение получателей на 1,1 млн семей (15%) является хорошим финансовым результатом – это экономия как минимум 14 млрд грн, ведь в 2016 году средний размер ежемесячной субсидии в отопительный период составлял 1300 грн, и именно зимой фиксируются высокие субсидиальные расходы.
Расходы из года в год растут. В этом году повышение минимальной зарплаты и прожиточного минимума привело к существенному сокращению числа субсидиантов. Ранее же, в течение 2014–2016 годов, наблюдалась противоположная тенденция. Так, в 2014-м субсидии получали 1,2 млн семей, в 2015 году показатель вырос в 4,5 раза – 5,4 млн семей. А в 2016-м произошел рост еще на 42% – до 7,6 млн домохозяйств.
Конечно же, такой рост закономерно привел к лавинообразному увеличению расходов госбюджета. В 2016 году субсидии в совокупности составили 52,6 млрд грн, но средств в бюджете не хватило, и теплоснабжающие предприятия (ТКЭ, облгазы, облэнерго) получили лишь 37,5 млрд грн. Государство было должно еще 15,1 млрд грн. А суммарно с долгами, перешедшими из 2015 года, – и все 22,6 млрд грн.
Запланированных в бюджете средств не хватает. Аналогичная ситуация повторяется и в 2017-м. В текущем году уже не хватило запланированных 47 млрд грн, и правительству пришлось дополнительно просить 14 млрд грн и увеличивать объем субсидий до 61 млрд грн. Но, как оказалось, и эта сумма не является конечной.
«Мы практически каждый месяц получали эту переходную задолженность в пределах 20 млрд грн, которая позволяла финансировать текущее потребление с рассрочкой на два месяца. Поэтому было предусмотрено увеличение финансирования на 14 млрд, что в сумме дало на субсидии 61 млрд. Если не дофинансировать соответствующую статью, задолженность по 2017 году перейдет на следующий период и составит почти половину предусмотренной на 2018-й суммы (26 млрд грн). Минсоцполитики ставит вопрос перед Минфином по поводу внесения изменений в госбюджет и увеличение на 10 млрд соответствующих начислений на 2017 год », – сообщил директор департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Виталий Музыченко.
Собственно, и сегодня из заявленного 61 млрд бюджет должен предприятиям ЖКХ 24 млрд грн. Ориентировочная сумма субсидий в 2017 году составит более 70 млрд грн ($2,7 млрд) при запланированных 47 млрд грн.
Международные доноры ужесточают требования. В течение 2016-2017 годов МВФ, ЕБРР и Всемирный банк ожидали от правительства монетизации субсидий. Но платформа для нее не была разработана, и Кабмин так и не решился сделать пилотный проект на примере нескольких районов.
Участники консультаций МВФ и Украины утверждают, что монетизация для теплокоммунэнерго, которую инициировали в правительстве, не была воспринята фондом. Ранее министр финансов Александр Данилюк заявлял о начале процесса введения монетизации субсидий для ТКЭ: «Уже готов проект постановления правительства, разработанный Минфином, который вводит монетизацию субсидий на уровне ТКЭ. Планировали успеть до начала отопительного сезона, но нам понадобилось время, чтобы согласовать этот шаг с другими министерствами. Потому что это серьезное, можно сказать, революционное изменение. Запустив монетизацию для ТКЭ, мы решим часть насущных проблем и потом сможем двигаться дальше. Монетизация – сложный процесс, требующий времени и значительных усилий».
Представителей МВФ не удовлетворили аргументы правительства. В фонде не увидели кардинальных отличий от действующей системы, когда расчеты остаются на уровне ТКЭ, облгазов, облэнерго, а население не имеет доступа к «живым деньгам».
МВФ требует немедленно сократить количество получателей субсидий. Имеющаяся в Mind информация свидетельствует, что во второй половине 2017-го ожидания МВФ изменились, и теперь от правительства фактически требуют сокращения субсидиантов до уровня максимум 3 млн домохозяйств. Именно столько, по мнению фонда, «выдержит» бюджет при цене на газ в 8000-9000 грн за 1000 куб. м. МВФ не откажется от своего требования увеличения цены на газ, но ожидает макроэкономических рисков от роста субсидий в 2018 году. Реальная сумма субсидий может составить, по ожиданиям экспертов фонда, не 55 млрд грн ($2,1 млрд), а около 90 млрд грн ($3,4 млрд). Это составляет почти 8% от суммы доходов бюджета-2018 (1,2 трлн грн). Если же правительство не займет активную позицию в сокращении субсидиантов, то уже в отопительном сезоне 2018-2019 годов количество домохозяйств-получателей субсидий может вырасти до 9-10 млн. И в таком случае объем необходимых выплат может превысить 120 млрд грн ($4,6 млрд).
Для сравнения: в 2014 году, когда программа субсидирования расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг путем компенсаций из госбюджета в адрес соответствующих предприятий активно рекламировалась тогдашним премьером Арсением Яценюком, на субсидии было потрачено 18 млрд грн ($0,7 млрд). За четыре года эта сумма выросла почти в четыре раза – до 70 млрд грн ($2,7 млрд).
Пенсионная реформа имеет «побочный эффект». Как известно, переговоры Украины и МВФ о выделении следующего транша ведутся вокруг необходимости повысить цену на газ. Но реальная причина недоразумения – это ожидание по субсидиям. И последние шаги правительства по повышению минимальной зарплаты, прожиточного минимума, пересмотра условий получения субсидий направлены на сокращение количества получателей. Очередным шагом стало повышение пенсий для различных категорий – и по стажу, и по инвалидности, и по другим социальным направлениям. Это приведет к дальнейшему сокращению количества субсидиантов.
К сожалению, говорить о том, что никто не пострадает от такой политики правительства, нельзя. Ведь полная или частичная отмена субсидий для ориентировочно 3,5 млн домохозяйств не означает, что у этих граждан появятся средства для оплаты коммунальных услуг. Тотальное подорожание продуктов питания, горючего, транспортных расходов, импортных товаров уже сейчас довольно легко «съедает» повышение зарплат, социальных выплат и пенсий.
Информация по результатам переговоров дает основания сделать выводы, что еще одна причина конфликта МВФ и Украины по субсидиям – это желание фонда высвободить средства для более активного развития газодобычи в Украине. Хорошее, на первый взгляд, дело имеет «второе дно» – большую часть средств и дальше будут получать иностранные сервисные компании, поскольку украинские банально не владеют современными технологиями.
Между тем задолженность населения за ЖКХ растет. Третья проблема переговоров, не очень интересует МВФ, но вызывает негативные ожидания со стороны правительства – это рост прямой (а не в части субсидий) задолженности за коммунальные услуги. По состоянию на конец сентября долги населения за коммунальные услуги составили 27 млрд грн. Из них за отопление и горячее водоснабжение – 7,5 млрд грн, электроэнергию – 3,5 млрд грн, природный газ – 11 млрд грн, другие услуги – 5 млрд грн. При сокращении количества субсидиантов на 3,5 млн домохозяйств задолженность может вырасти до 45-50 млрд грн.