Со второй попытки: с чем и зачем Ryanair возвращается в Украину

Цены, направления, новые аэропорты и условия работы

Майкл О'Лири, генеральный директор ирландской авиакомпании Ryanair и Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины
Фото corporate.ryanair.com

Сегодня руководство международных аэропортов (МА) "Борисполь" и "Львов" подписали контракт с крупнейшим лоукостером Европы, компанией Ryanair.  Начать полеты авиакомпания намерена с октября. У нее будет 10 маршрутов из Киева и 5 из Львова.  Минимальная цена билетов – 20 евро.

Это неожиданное событие для рынка – прошлым летом авиакомпания отменила свои планы в отношении Украины и отказалась летать из Киева и Львова. Причиной стали разногласия между перевозчиком и МА Борисполем: предприятие посчитало предлагаемый вариант контракта с Ryanair убыточным и выдвинуло перевозчику свои условия.   Ryanair условия сочли не подходящими.

Что произошло? Сейчас стороны пришли к взаимопониманию. «Каждый день, в течении шести месяцев мы вели переговоры с Ryanair.  В итоге сегодня мы подписываем стандартный контракт, такой же, какой мы подписали с большинством наших перевозчиков», – заявил Павел Рябикин, генеральный директор МА «Борисполь».  «Я бы сравнил наши переговоры с романтическими отношениями – познакомились, влюбились, сходили на танцы, поругались. Но посмотрите – мы снова вместе, и у нас 15 детей, 15 направлений. И мы на этом не остановимся –  будем многодетной семьей», – комментирует Майкл О’Лири, исполнительный директор Ryanair.

Со второй попытки: с чем и зачем Ryanair возвращается в Украину
Генеральный директор ирландской авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири и президент Украины Петр Порошенко во время пресс-конференции, посвященной приходу лоукост-авиакомпании Ryanair в Украину, в аэропорту "Борисполь", 23 марта 2018 года.
Фото УНИАН

Конкретизировать условия контракта стороны не стали. Но Павел Рябикин сообщил, что в случае, если компания выйдет в Борисполе на 15 рейсов в день – аэропорт откроет терминал F.  Пока у Ryanair в Борисполе 32 рейса в неделю и 14 рейсов из Львова. В Борисполе она будет летать пока из терминала D.

Ранее в Борисполе говорили, что терминал F экономически выгодно открывать при 15 рейсах в день классических авиакомпаний или 30 рейсов лоукостеров. То есть, скорее всего, менеджменту аэропорта удалось отстоять свои позиции по большинству пунктам, которые не устраивали "Борисполь" этим летом. 

«Борисполь недешево нам обошелся, но мы готовы переплатить сейчас, чтобы, когда мы будем наращивать пассажиропоток,  средняя стоимость обслуживания начала снижаться», – говорит О’Лири. 

Напомним, с 1 февраля в Борисполе действуют новые правила предоставления скидок. На их основании авиакомпания может получать скидки за сохранение объемов и за прирост пассажиропотока. 

На второй круг: с чем и зачем Ryanair возвращается в Украину
Фото Shutterstock

Какие планы? Новая карта маршрутов сильно отличается о той, которую анонсировали менеджеры Ryanair весной прошлого года. Тогда лоу-кост планировал летать из Киева в Эйндховен, Лондон, Манчестер и Стокгольм – всего должно было быть 15 рейсов в неделю. Из Львова должно было быть 7 рейсов – в Будапешт, Берлин, Краков, Вроцлав, Эйндховен, Мемминген (Мюнхен).

Сейчас Ryanair из Киева будет летать в Барселону, Братиславу, Гданьск, Краков, Лондон, Познань, Стокгольм, Вильнюс, Варшаву и Вроцлав.  Из Львова – в Дюссельдорф, Краков, Лондон, Мемминген и Варшаву. В совокупности за календарный год Ryanair планирует перевезти около 800 тыс пассажиров – 550 тыс на рейсах из/в Киев, и 250 тыс в/из Львова. По расчетам авиакомпании, как минимум 40% пассажиропотока будут пассажиры из ЕС. 

Через год в Ryanair планируют нарастить пассажиропоток как минимум до двух миллионов и открыть здесь 30-40 новых направлений, в том числе и из других региональных аэропортов Украины.  «Мы не строим планы так далеко, как МАУ, которая недавно рассказала о том, как она будет развиваться до 2022 года. Но что мы можем? Например, в Польше мы за десять лет увеличили пассажиропоток до 16 млн, в Украине, надеюсь, мы сможем достичь этого показателя быстрее», – говорит О’Лири.

В Ryanair сообщили, что сейчас ведут переговоры с еще четырьмя аэропортами Украины. По данным Mind, два из них – МА "Харьков" и МА "Одесса".  Если авиакомпания договорится еще с 3-4 аэропортами – она откроет в Украине базу для самолетов.

Пока самолеты Ryanair не будут базироваться в Украине. В авиакомпании не уточнили количество самолетов, которое будет задействовано на украинских рейсах. Не планируют в Ryanair пока открывать тут и дочернюю компанию. Зато изучают возможность открытия IT базы и базы для технического обслуживания воздушных судов.

На второй круг: с чем и зачем Ryanair возвращается в Украину
Фото corporate.ryanair.com

Зачем вернулись? По даннным Госавиаслужбы, в минувшем году украинские авиакомпании перевезли 10,5 млн человек, что на 27,5% больше, чем в 2016 и почти на 30% больше чем в «докризисном» 2013 году. В этом году эксперты прогнозируют сохранение позитивной динамики. «Украина интересна Ryanair по нескольким причинам. Во-первых, украинский авиарынок продолжает рост двухзначными темпами – в этом году он вырастет не менее чем на 30%. Во вторых, у нас значительно усилилась трудовая миграция, в-третьих – приход в Украину позволяет Ryanair укрепить позиции в конкуренции за рынок Восточной Европы», – говорит Андрей Ярмак, авиационный эксперт.

«Ryanair бурно развивается, и для поддержания роста ей нужно выходить на новые рынки. Украина вписывается в ее стратегию завоевания рынка Восточной Европы» – добавляет Сергей Хижняк, транспортный эксперт.

Направление Киев-Лондон эксперты считают якорным – там у Ryanair основная база, хороший платежеспособный спрос. Польша интересна авиакомпании из-за большого потока в эту страну трудовых мигрантов из Украины. Конкурировать Ryanair будет в основном с другим крупным лоу-костером Европы – авиакомпаний WizzAir. Практически все их маршруты из Украины совпадают. А также авиакомпанией Lot, у которой большие планы на украинский рынок. В меньшей степени с авиакомпанией МАУ.

«В целом большое копирование сети маршрутов WizzAir нужно Ryanair для того, чтобы закрепиться на рынке, отвоевать его долю. Так сделать гораздо дешевле, чем инвестировать в новые пассажиропотоки», – говорит Андрей Ярмак.  «Позиции WizzAir в восточной Европе очень сильны, поэтому логично, что Ryanair начала именно с конкуренции со своим основным конкурентом в Восточной Европе», – говорит Хижняк.

Эксперты ожидают от авиакомпаний ценовых войн за пассажира. Основным полем битвы станет Киев – здесь у перевозчиков наибольшее количество дублирующих маршрутов.  Но такая война может привести к уходу одного из лоукостеров из Украины либо к значительному сокращению его маршрутов. Временно это может пойти на пользу авиакомпании МАУ. Какое-то время она будет влиять на решения Борисполя – в новых правилах аэропорта, которые вступили в силу с 1 февраля, сказано, что пересматривать размер скидок Борисполь может при условии согласования с авиакомпаниями, которые суммарно за предыдущий квартал обеспечили около 70% перевозок. Пока такие объемы аэропорту дает МАУ и Роза Ветров, которую также с связывают с бенефециарами МАУ.

Впрочем, едва ли это будет сдерживающим фактором для Ryanair. Этот лоукостер выдерживал куда более серьезные лоббизм, протекцию и давление, всегда очень динамично наращивал пассажиропоток и умело расталкивал конкурентов.  Только за семь лет авиакомпания удвоила свой пассажиропоток. По итогам прошлого года она перевезла 140 млн пассажиров.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS