8-11 января в Лас-Вегасе состоится крупнейшая выставка потребительской электроники CES 2019. В начале 2018-го она собрала более 182 000 посетителей со всего мира. Недавно Украинская ассоциация венчурного и частного капитала (UVCA), Western NIS Enterprise Fund и Concepter выбрали шесть стартапов, которые будут представлять Украину на мероприятии.
По словам исполнительного директора UVCA Ольги Афанасьевой, в конкурсе участвовали более 60 проектов. Финалистов отбирали по целому ряду критериев СES. «С каждым годом растет количество конкурсантов и качество проектов. Жюри – украинские и международные эксперты и инвесторы – отметили 15 лучших стартапов. В финал прошли шесть. Мы выбрали самых подготовленных к выставке: на одном из крупнейших технологических событий в мире нужно показать потенциал страны по максимуму», – рассказывает Ольга Афанасьева.
По ее мнению, для проектов CES открывает фантастические возможности: можно получить полезные связи, фидбек от участников и даже продать собственную разработку корпорациям-гигантам. «Об этом свидетельствует опыт предыдущих лет. На CES 2018 наши стартапы вызвали резонанс, смогли продать свой продукт и наладить партнерские отношения с представителями Tesla, Lockheed Martin, Bosch и Samsung. Поверьте, это только начало», – уверена исполнительный директор UVCA.
Mind попросил основателей стартапов рассказать, чем уникальны их разработки, где они «добывают» инвестиции, на рынках каких стран продвигают свой продукт.
Год создания: 2017
Основатели: Ярослав Каплан, Александр Ситников.
FunLight – аттракцион интерактивных проекций для шоппинг-моллов и развлекательных парков. Проект стал победителем Mobile Beach Conference в Одессе и прошел в финал конкурса стартапов на IT Arena во Львове.
«Идея проекта родилась в сентябре 2017 года на XR хакатоне, организованном в UNIT.City. Тогда собралась группа незнакомых ранее VR-энтузиастов, которая за три дня придумала квест-комнату в виртуальной реальности. Идея понравилась судьям – проект победил в хакатоне. Конечно, мы понимали, что между грубым прототипом и коммерческим продуктом – большая пропасть. Поэтому упаковали идею в понятную для потенциального инвестора форму и стали рассылать ее по различным венчурным фондам и бизнес-ангелам», – рассказывает сооснователь FunLight Ярослав Каплан.
Спустя четыре месяца инвестор нашелся. Им стал непубличный бизнес-ангел, который вложил $100 000. «Правда, процесс подписания документов и получения живых денег занял еще столько же времени, – вспоминает Ярослав Каплан. – За это время доработали изначальный концепт: решили полностью отказаться от шлемов виртуальной реальности, джойстиков и любых других носимых устройств. Вместо них используем мощные проекторы, которые транслируют изображение на стены и пол. Благодаря этому все игроки видят одно и то же и могут взаимодействовать в команде. Игра управляется движениями тела, которые отслеживаются специальными датчиками внутри комнаты».
В начале октября пилот запустили в киевском ТЦ Lavina Mall. Первая доступная посетителям игра – «Цитадель музыки» – по жанру близка к квест-комнате. Игрокам нужно находить подсказки и решать головоломки, параллельно создавая свою собственную музыку. По мнению создателей проекта, главная его фишка в том, что внутри одного физического пространства можно создавать множество совершенно разных игр под каждую целевую аудиторию: семьи с детьми, тинейджеры, взрослые игроки.
В FunLight хотят открыть франчайзинговую сеть аттракционов в разных странах мира после того, как пилотный проект будет откатан в Киеве. Опыт в этой сфере есть у Ярослава Каплана. В 2014 году он основал сеть квест-комнат Escape Quest, которая продала франшизы в семь стран мира. Создатели намерены продвигать проект на рынки Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Америки, где развита культура посещения парков развлечений.
Помимо CES 2019, стартап готовится к участию в Web Summit, который вскоре состоится в Лиссабоне. Создатели нацелены на новый раунд инвестиций для расширения команды, создания новых игр, маркетинга и продвижения франшизы.
Год создания: компания Flasty работает с 2015-го, проект пищевого принтера Chocola3d стартовал в 2016.
Основатели: Владислав Артамонов, Андрей Барна, Денис Антоненко, Игорь Иванов.
Chocola3d – пищевой 3D принтер. Он умеет печатать шоколадные, фруктовые, мясные, сырные изделия различного дизайна. «Начинали со сборки обычного 3D принтера, после стали собирать крупногабаритные 3D-модели. А спустя полгода увидели в интернете любительское видео, где ребята пытались печатать шоколадом. Решили тоже попробовать. Но напоролись на те же проблемы и трудности печати едой. Потратив много времени на тесты и исследования, удалось их решить и выпустить свой первый прототип пищевого 3D принтера», – вспоминает сооснователь Flasty Владислав Артамонов.
По его словам, целевой аудиторией стали кафетерии, рестораны, кондитерские, а также люди, решившие открыть свой мини-бизнес по производству сувенирных сладостей под заказ.
В Flasty не скрывают, что в мире есть аналоги их «продукта». Но таковых крайне мало, и они создавались только под печать шоколадом без возможности использования других пищевых материалов. А многие рестораторы предпочитают разрабатывать собственные авторские меню, рецепты, материалы которых держат в тайне. «Зачастую это узкоспециализированные и более дорогие принтеры, поставляющиеся со своими материалами для печати, без возможности использовать собственный шоколад. К тому же часто такие принтеры сильно зависимы от температуры окружающей среды, т.к. не оборудованы холодильной установкой. Мы же внедряем производительную инверсионную систему как охлаждения на 20 градусов, так и нагрева на 80 градусов (а со специальной насадкой на все 300 градусов) области печати, что позволяет значительно увеличить ассортимент продукции», – поясняет Владислав Артамонов.
В компании рассказывают, что пока не привлекали сторонних инвестиций: развивали проект за счет личного капитала и выручки от продаж. Сейчас хотят найти финансирование для организации полноценного серийного производства.
Chocola3d продаются за $1600 в Украине, Болгарии, Эстонии, Чехии, России и Грузии. «У нас есть дилеры в этих странах. Плюс относительно удобная логистика и сервис с нашей стороны», – поясняет Владислав Артамонов, почему в приоритете такая география продаж.
Почему стартап подал заявку на участие в CES 2019? «Считаем, что именно сейчас у нас есть продукт, который можно представить на мировом рынке, и он во многом будет опережать конкурентов в этой отрасли. От выставки в первую очередь ожидаем новых связей и контактов по организации производства и выхода на крупный рынок. 3D принтеры, особенно пищевые – довольно сложное техническое устройство. Организация производства требует соответствующего опыта. И, конечно же, рассчитываем привлечь новых клиентов», – говорят в компании.
Год создания: 2016
Основатели: Валентин Босенко, Игорь Коврыжкин.
RAWR – «умный» ошейник для домашних питомцев. В гаджете сразу шесть устройств: GPS- и фитнес-трекеры, монитор здоровья, LED-подсветка, датчик температуры и виброрежим для дрессировки. Все данные поступают в мобильное приложение (iOS/Android). Используется 4G-модуль для IoT устройств. «Сегодня он – самый прогрессивный в мире и в десятки раз превосходит 2G и 3G аналоги по энергоэффективности и скорости передачи данных», – рассказывает основатель стартапа Валентин Босенко. По его мнению, ценность проекта и в IoT-платформе. Она позволяет интегрироваться с различными сервисами, например, ветеринарными клиниками и компаниями по выгулу животных. В дальнейшем разработчики хотят развивать функционал приложения, присоединять к сервису сообщества любителей домашних животных.
А идея стартапа возникла несколько лет назад. В то время мир переживал бум носимых устройств (смарт-часы, фитнес-трекеры), призванных облегчить жизнь человеку. «Но мало кто уделял внимание четвероногим любимцам. Пушистый друг – не только неиссякаемый источник радости, но и огромная ответственность. Уследить за непоседами весьма непросто. Животные пропадают, погибают на дорогах из-за плохой видимости или внутри запертых машин из-за теплового удара. Малоактивный образ жизни приводит к ожирению, с ним питомцы в среднем живут на два года меньше, чем звери с нормальным весом. А походы к ветеринару – непростое испытание для животных и дорогое «удовольствие» для хозяев. Поэтому мы и задумали создать гаджет, который бы объединил в себе все важные для хозяина функции, выглядел стильно и имел возможность персонализироваться», – вспоминает Валентин Босенко.
Разработчики рассказывают, что сейчас на рынке появились различные трекинговые устройства для животных, но они ограничены по функционалу: одни мониторят местоположение, другие – активность. «Практически нет гаджетов, которые могут адекватно отслеживать состояние здоровья питомцев. Технология, позволяющая качественно считывать жизненно важные показатели (пульс и частоту дыхания) – наша инновация, над которой команда работает уже долгое время. В разработке участвуют инженеры и ученые, также мы сотрудничаем с ведущими мировыми ветеринарами», – отмечает основатель RAWR.
R&D команда проекта находится в Украине. А запускать продажи устройства планирует, в первую очередь, на рынке США, так как именно там наибольшая численность питомцев в соотношении к населению. «Также именно в Америке зародился и активно развивается тренд гуманизации животных. Больше трети владельцев домашних животных там составляют миллениалы, которые откладывают рождение детей и заменяют их домашними питомцами, балуя и заботясь о состоянии их здоровья. Также выбор рынка отчасти связан и со стандартом связи 4G – сегодня практически вся территория США имеет покрытие LTE», – поясняет Валентин Босенко. Он отмечает, что, возможно, и у украинцев вскоре появится возможность приобрести такой гаджет.
В проект уже привлечено более $500 000 от ангельских инвесторов. RAWR готовится к запуску кампании на Kickstarter и Indiegogo, чтобы получить первые предзаказы и оценить спрос пользователей.
По словам основателя проекта, для команды участие в крупнейшей выставке потребительской электроники CES 2019 – возможность заявить о себе и представить устройство мировому сообществу инноваторов. «Нам очень важно получить фидбек от лидеров мнений, как в технологиях, так и в бизнесе, а также наладить контакты с потенциальными партнерами и инвесторами. Мы заинтересованы в сотрудничестве с компаниями из сферы ухода за животными (производителями кормов, ветеринарными клиниками и т.д.) и с крупными технологическими игроками (производителями электроники, телеком-операторами). Наша IoT-платформа может быть им интересна как источник Big Data», – делится планами Валентин Босенко.
Год создания: 2017
Основатели: Катерина Михалко, Никита Владыкин, Евгений Шило
Nuka – «вечные» блокнот и карандаш. Блокнот сделан из специальной водонепроницаемой бумаги, а карандаш – из сплава пяти металлов.
Стартап создали 11-классники. Вначале они хотели делать креативные дизайнерские блокноты. Начали искать идеи и наткнулись на материалы, которые ранее не применялись в канцелярии. «Мы узнали о существовании нестандартной бумаги, которая используется для бигбордов. Она стала основой блокнота. А идею карандаша «подсказала» статья, в которой рассказывалось, что во время Второй мировой войны писали гильзами. Свинец нам не подходил, потому что это токсичный материал. Начали искать другие металлы, которые могут писать», – вспоминает сооснователь проекта Катерина Михалко.
После трех месяцев экспериментов в гараже подобрали нужный сплав из пяти компонентов. «Дотачивать» изделия стали в лаборатории UNIT.city. «Мы до сих пор с ними работаем. Нам помогают с прототипированием и печатью на 3D-принтере», – поясняет Катерина Михалко.
Она считает, что у их продуктов – широкая целевая аудитория, а компьютеры и смартфоны не вытеснят канцелярию. «Перед стартом, мы опросили очень большое количество людей. Выяснили, что многим важно писать рукой в блокноте. При этом рынок канцелярии не развивается: какими были блокноты и карандаши много лет назад – такими они остаются и сейчас. А мы хотим сделать канцелярию более удобной в использовании и расширить ее функционал», – рассказывает девушка.
Весной 2018 года проект стал победителем совместного акселератора Concepter и Biosphere StartUp Platform и получил $20 000. Стартап прорекламировал премьер-министр Владимир Гройсман на своей странице в Facebook.
Сейчас команда – в поиске новых партнеров. «Не хотим просто взять деньги, а надеемся найти людей, с которыми будет комфортно работать, и они смогут дать нам знания, рекомендации», – рассказывает Катерина Михалко.
Продажи блокнота и карандаша хотят запустить 23 октября на платформе Kickstarter. И одновременно организовывают производство в Китае. Связями в КНР поделился Concepter.
На CES рассчитывают встретить будущих клиентов и получить фидбек о продукте от посетителей, которые подскажут, что можно усовершенствовать.
Год создания: 2017
Основатель: Ярослав Нелюбов, Антон Коновалов, Артем Демьяненко
Photon_LMS – портативная модульная фотостудия для предметной фотографии. По мнению разработчиков, целевая аудитория их продукта – начинающие фотографы и представители онлайн-магазинов. Они сталкиваются с несколькими проблемами. «Для предметной фотосессии пользователю нужно много оборудования: 4 мини вспышки, зонты, отражатели, стол для предметной съемки, экраны, фоны, системы креплений и немало места, где все это разместить. Проблема не только в цене. При съемке небольших предметов стандартное оборудование велико и громоздко. Требуется постоянный контроль и корректировки в постановке правильного света. При использовании вспышек фотограф видит получившееся освещение объекта только после того, как сделает снимок. В итоге для получения отличного результата нужны серьезные познания в постановке освещения», – рассказывает основатель проекта Ярослав Нелюбов.
По его мнению, эти проблемы решает их фотостудия. Бокс с 2 700 LED-лампами и wi-fi передатчиками упрощает фотосессию: не нужно покупать дорогое осветительное оборудование, платить фотографу за работу, сразу виден результат, а модульность системы дает возможность снимать предметы и композиции практически любых размеров. Пользователь оперативно меняет карту света и управляет фотостудией с помощью программы, загружаемой на планшет, ноубук или смартфон. Разработчики продают такую министудию за $499.
Придумал и протестировал продукт Ярослав Нелюбов, у которого большой опыт в фотосъемке. «Когда идея полностью сформировалась, к проекту присоединился мой друг Антон Коновалов. Вместе мы сделали первые прототипы, наладили производство. А в электронике очень помог Артем Демьяненко», – рассказывает Нелюбов.
Инвесторов пока не привлекали, финансировали проект своими средствами. После CES 2019 команда хочет запустить кампанию на Kickstarter.
Год создания: 2016
Основатели: Евгений Иванов, Олег Халип
Jollylook – аналоговый винтажный фотоаппарат, проявляющий фото. Камера изготовлена из переработанной бумаги и картона. В ней нет электроники. Лишь бумага, пара линз и картридж для мгновенных мини-фотографий. «Аппарат легко утилизируется, он так же опасен для окружающей среды, как банановая кожура», – рассказывает сооснователь проекта, дизайнер-проектировщик из Запорожья Олег Халип.
Идея гаджета родилась, когда сын Олега Халипа спросил, как работает фотоаппарат. И они вместе построили камеру из картона.
Mind уже писал о проекте в 2017 году. Тогда Jollylook стал рекордсменом по привлечению инвестиций на Kickstarter среди украинских стартапов. 6100 беккеров вложили $377 429 – в 26 раз больше запрашиваемой суммы.
По словам основателей, сейчас они в поисках дополнительных инвестиций для расширения производства и продаж. А на CES 2019 едут первый раз. Ожидают получить новые заказы.