Взломать систему: почему президентом Сальвадора избрали молодого популиста

«Протестный кандидат» неожиданно набрал около 54% голосов и в первом туре выиграл президентские выборы

Найиб Букеле
Фото: DR

Граждане 6,5-миллионного центральноамериканского государства Сальвадор сказали решительное «нет!» двум надоевшим старым партиям, которые с 1992 года доминировали во власти в этой стране. На президентских выборах 3 февраля подавляющее большинство избирателей проголосовали «ни за левых, ни за правых».

Они отдали голоса 37-летнему популисту из мелкой центристской политсилы GANA Найибу Букеле и обеспечили ему быструю победу в первом туре. Однако радость сальвадорцев от такой передачи власти «свежему лицу» может оказаться недолгой. Экспертов тревожит то, что у избранного президента-аутсайдера лишь 11 сторонников в 84-местном парламенте и нет конструктивных предложений по решению тех проблем, которые вынуждают граждан бежать из страны.

Выборы президента Сальвадора проходили при низкой 45%-й явке и под пристальным вниманием 4500 наблюдателей, в том числе представителей Евросоюза и Организации американских государств. За пост лидера страны боролись четыре кандидата. Все они обещали искоренить тотальную коррупцию, усмирить жестокий уличный бандитизм и создать больше рабочих мест.

По данным сальвадорской ЦИК, Найиб Букеле получил около 54% голосов избирателей, одержал сокрушительную победу и сможет занять президентское кресло 1 июня. Его соперники – кандидаты от главных политсил Сальвадора – бизнесмен Карлос Каллеха из ARENA и экс-министр иностранных дел Хьюго Мартинес из FMLN, набрали 32 и 14% голосов соответственно.

Аналитики склонны видеть в победе Найиба Букеле протест сальвадорцев против старых политиков и желание увидеть у власти «свежее лицо». На протяжение 25 лет (с момента окончания в Сальвадоре 12-летней гражданской войны в 1992 году) президентское кресло всегда получала одна из двух доминирующих партий: либо левый «Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти» (FMLN), который во время войны возглавлял повстанцев-партизан, либо правый «Националистический республиканский альянс» (ARENA), сражавшийся на противоположной стороне. Несмотря на полярные идеологические различия, обе партии в глазах многих граждан схожи. Они обе продемонстрировали свое бессилие в борьбе с уличными бандами и погрязли в коррупционных скандалах, что подорвало доверие к ним избирателей.

«Сегодняшний день исторический. В этот день Сальвадор уничтожил двухпартийную систему», – заявил в понедельник Найиб Букеле, объявив себя победителем в выборах на площади Сан-Сальвадора перед многотысячным митингом своих сторонников.

Нешаблонное восхождение Найиба Букеле

Найиб Букеле родился в семье известного в Сальвадоре бизнесмена палестинского происхождения. В юном возрасте Найиб, как пишут СМИ, обнаружил в себе предпринимательские способности и с 18 лет начал руководить бизнесами. В частности, ему принадлежит компания Yamaha Motors El Salvador, реализовывающая в Сальвадоре продукцию японской корпорации Yamaha.

В политику Найиб Букеле вошел в 2012 году, вступив в главную левую политсилу FMLN, от которой баллотировался на должность мэра небольшого городка Нуэво-Кускатлан. Эти выборы он выиграл с мизерным отрывом от своего соперника из ARENA. Будучи ограничен в ресурсах и обделен вниманием медиа, молодой градоначальник принялся привлекать внимание к своей деятельности с помощью соцсетей, в которых он призывал единомышленников выдвигать варианты решения насущных социальных проблем и активно обсуждал предложенные идеи.

В 2015 году Найиб Букеле, приобретший славу успешного реформатора мелкого городка, победил от FMLN на выборах мэра 1,8-миллионной столицы Сан-Сальвадор. Заняв эту должность, он нацелился на президентство и принялся завоевывать симпатии граждан жесткой критикой властей и щедрыми жестами, такими как жертвование своих зарплат на стипендии студентам.

Набрав популярность, в особенности за счет молодых пользователей соцсетей, Найиб Букеле принялся агрессивно осуждать свою партию за коррупцию и кумовство, и в конце 2017 года был со скандалом из нее исключен. Этический суд FMLN обвинил его в клевете на лидеров политсилы и в стимулировании внутреннего раскола.

Это изгнание позволило молодому политику объявить себя самостоятельным кандидатом в президенты, противостоящим политическому истеблишменту. Его попытка выдвинуться от своей собственной партии Nuevas Ideas была заблокирована властями, что лишь упрочило репутацию Найиб Букеле как борца с системой. Чтобы принять участие в выборах, он вынужденно вступил в политическое объединение GANA, имеющее 11 мест в 84-местном парламенте.

Примечательно, что Найиб Букеле неохотно дает комментарии подконтрольным властям СМИ и отказывается вступать в дебаты со своими политическими оппонентами, объясняя это опасением, что его слова перекрутят и переиначат. Предвыборную кампанию, фокусировавшуюся на борьбе с коррупцией и шедшую под лозунгом: «Нам хватит денег, если никто не будет воровать», он вел в соцсетях. Страница Найиба Букеле в Facebook имеет свыше 1,5 млн подписчиков.

Сомнительные перспективы президентства

Критики Найиба Букеле называют его популистом, достигшим мастерства в пиаре, но существенных результатов не показавшим. Приписываемые ему успехи, такие как изгнание уличных банд с некоторых площадей Сан-Сальвадора, могут быть результатом банальных договоренностей с лидерами преступных группировок. А громкие обещания, например, запустить четыре новые ветки метро в столице и построить аэропорт в обедневшей восточной части страны, вряд ли осуществимы. На частые вопросы журналистов о том, где он собирается взять $100-миллионные инвестиции на осуществление обещанных инфраструктурных проектов, Найиб Букеле не дает ответа, повторяя как мантру предвыборный слоган, что денег хватит, если не будет коррупции.

«Кампания Найиба Букеле длилась очень долго, но она породила очень мало конкретных идей, – комментирует ситуацию Пабло Бенитез, эссеист и политический аналитик из Университета Сальвадора. – В этой кампании было много маркетинга, но мало реальности. Сложно поверить, что ему удастся сформировать правительство с твердыми перспективами на будущее».

Имея поддержку лишь 11 депутатов GANA в 84-местном конгрессе и испорченные отношения с двумя крупнейшими партиями, Найиб Букеле вряд ли сможет в обозримом будущем проводить законодательные инициативы. Парламентские и муниципальные выборы в Сальвадоре состоялись в марте 2018 года. ARENA получила 37 мест в парламенте и девять мэрских кресел в крупнейших городах. FMLN сохранила за собой 23 депутатских мандата.

Без поддержки парламента президенту будет нелегко решить главные проблемы граждан: бедность, которая, по данным Мирового банка, охватывает почти треть населения, и террор банд, насчитывающих в Сальвадоре 70 000 членов, из которых 17 000 сидят в тюрьмах. Сбегая от этих проблем, тысячи жителей Сальвадора собираются в караваны и идут искать лучшей жизни к границе с США. Это вызывает недовольство президента Штатов Дональда Трампа, неоднократно обещавшего перестать оказывать Сальвадору помощь, если власти не остановят потоки мигрантов.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS