Британский деятель искусства Нил Харбиссон родился с абсолютным дальтонизмом, то есть никогда не различал цвета. В его жизни не было ни синего, ни желтого – только черный, белый и оттенки серого. В детстве он пытался игнорировать этот факт, однако быстро выяснил, что человеческая жизнь базируется на красках. «Люди, которые видят цвета, постоянно говорят о них, и на это невозможно не обращать внимание», – рассказал он, впервые приехав в Украину в рамках одной из встреч #MEETheFUTURE.
«Красный крест», «Желтые страницы», «Гренландия» (дословно: «зеленая земля») – цвет везде используется как код. Холодная и горячая вода обозначены цветами, цветовые различия активно используются на картах и в быту. Так Харбиссон понял, что ему нужно во что бы то ни стало начать чувствовать цвет.
Исаак Ньютон привязал каждый цвет радуги к музыкальным нотам и, изучая его труды, Нил придумал свое устройство, позволяющее «услышать» цвета. Изначальный прототип выглядел как камера и наушники, но он был не очень удобным, поэтому работа продолжалась.
«Работая над проектом, я не хотел создавать новую технологию, я хотел создать орган, который можно имплантировать в мой организм»
Однако, даже после разработки аппарата, Харбиссону пришлось попотеть для его установки, так как официальная медицина не поддерживала идею вживления устройства в мозг. После долгих поисков и уговоров, один из врачей согласился сделать операцию при условии анонимности.
Сегодня в голове Нила четыре импланта: один – превращает цвета в звуки, еще два – поддерживают работу антенны, а четвертый позволяет подключаться к интернету. По его мнению, такие модификации тела помогут человечеству самовыражаться.
На самом деле в мире уже есть несколько «модифицированных» людей: кто-то из них может определять погоду с помощью чипа в голове, другие используют эхолокацию и импланты, позволяющие отслеживать сейсмическую активность.
Нил Харбиссон не сомневается, что в будущем люди будут имплантировать чипы и принимать с их помощью телефонные звонки, слушать музыку и не считать это странным или зазорным. Речь идет о технологиях, которые уже существуют.
«Мы не создаем искусственный интеллект, а создаем органы чувств. Если бы антенна говорила мне цвета, то это был бы искусственный интеллект. Но ощущения, которые я получаю сегодня с помощью антенны, делают ее моим органом чувств»
Сейчас человечество меняет мир под себя, но когда оно начнет менять себя, то многие изменения окружающего мира просто не понадобятся. Например, человеку, который видит в темноте, ни к чему искусственное освещение, считает Харбиссон.