Вирус против технологий: по кому больше всего бьет отмена Mobile World Congress

И почему онлайн-трансляции спасут не всех

Фото: DR

Крупнейшая выставка мобильных технологий – Mobile World Congress – в 2020-м все-таки не состоится. MWC – беспрецедентное и знаковое событие для индустрии, оно проходило ежегодно без перерывов с 1987 года. По предварительным прогнозам, в этом году с 22 по 27 февраля ее должны были посетить 110 000 гостей и участников. 

До момента, когда организаторы окончательно объявили об отмене мероприятия (12 февраля), потенциальные участники разделились на две категории: одни добровольно отказались от поездки в Барселону (Испания), а другие до последнего надеялись на то, что выставка все же состоится, и гарантировали строжайшее соблюдение карантина. 

Mind разбирался, кого из вендоров больше всего затронет отмена MWC. 

Отмены добивались долго

На протяжении нескольких недель организаторы выставки из компании GSMA держали руку на пульсе эпидситуации в мире, но настаивали, что мероприятие состоится. На сайте MWC была опубликована официальная позиция о мерах, которые принимаются для обеспечения безопасности гостей и делегатов: больше врачей, никаких рукопожатий и изменение протокола передачи микрофона участникам. 

Но 5 февраля поступил первый отказ от участия – компания LG заявила, что не будет присутствовать на Mobile World Congress – 2020. Вскоре к ней присоединились ZTE, Sony, Intel, Amazon, vivo, Ericsson и другие вендоры. 

Утром 12 февраля организаторы начали уже всерьез обсуждать идею отменить выставку. И даже просили власти Барселоны объявить чрезвычайное положение, чтобы обосновать свое решение с минимальным уроном для репутации (и получить страховую выплату в связи с форс-мажором). 

На этот момент официальная статистика по «коронавирусу из Уханя» выглядела устрашающе: заразившихся насчитывалось более 40 000 человек и было свыше 1000 летальных исходов. Как подчеркивали инфекционисты, один заболевший вирусом COVID-19 потенциально может заразить двух и более человек. Инкубационный период изначально оценивался в пять дней, но впоследствии был увеличен до 14. Самая большая опасность заключается в том, что больные становятся заразными еще до появления первых симптомов. 

12 февраля, в течение дня, западные медиа публиковали один за другим сообщения об отказе европейских мобильных операторов от участия в MWC. А к вечеру именитых участников можно было пересчитать по пальцам.

Несостоявшиеся анонсы MWC 2020

Китайская компания vivo (входит в корпорацию BBK, с 2015-го занимает 4–6 места в топе мировых производителей смартфонов) два предыдущих года представляла на MWC футуристическую флагманскую линейку APEX. В 2018-м состоялась премьера смартфона с подэкранным сканером отпечатков пальцев, в 2019-м – и вовсе без разъемов. В этом году компания должна была показать третье инновационное устройство линейки. Для vivo это достаточно важное событие, в былые годы ее анонсы широко обсуждались в профильных СМИ. 

OPPO, старший бренд в портфолио BBK, на прошлогоднем Mobile World Congress впервые представил смартфон среднего уровня с 10-кратным оптическими зумом. По слухам, в 2020-м компания готовилась привезти на выставку флагманскую премиальную модель X2 с особенно продвинутым экраном: разрешением 2К, частотой обновления 120 Гц и частотой дискретизации 240 Гц. Также компания должна была представить на мероприятии в Барселоне флагманский смартфон своего суббренда – Realme X50 Pro. Чтобы не слишком поворачивать вспять, OPPO заявила, что проведет ивент в Мадриде 24 февраля.

Презентацию флагмана на MWC запланировала и Xiaomi. В отличие от других участников, этот китайский производитель за несколько дней до события показал новый Mi 10 Pro в режиме онлайн – на презентации для китайского рынка. В Барселоне же должна была состояться мировая премьера. Сотрудники Xiaomi даже заблаговременно (за две недели) выехали из Китая, чтобы соблюсти карантин. Но в итоге компании пришлось поменять планы; где и когда теперь пройдет мероприятие, ее топ-менеджеры пообещали сообщить позже. У Xiaomi очень вовлеченная армия поклонников, и смартфоны хорошо продаются за счет цены и сарафанного радио, поэтому для этой компании удар не столь критичен. 

Наиболее «пострадавшие»

Из «новоиспеченных гигантов» наибольшую ставку на анонс в рамках MWC делала компания Huawei. Вероятно, если бы не американские санкции, ей в 2019 году удалось бы обойти Samsung по продажам. Но даже на фоне санкционного давления она превзошла прогнозы: первые 200 млн смартфонов в 2019-м были проданы раньше, чем в 2018-м. 

Чтобы решить проблему с магазином приложений, Huawei в прошлом году совершила ощутимый рывок в развитии собственной среды разработки, а также собственного магазина и приложений-альтернатив. Прошлой осенью компания дерзнула вывести на европейский рынок свой первый флагманский смартфон Mate 30 без сервисов Google. 

Пока нет единого мнения о том, сможет ли Huawei сохранить позиции за пределами родного рынка, в частности в Европе, без Google. Также те, кому уже довелось попользоваться смартфонами без GMS, нарекают на технические проблемы и шероховатости в работе софта и слаженности технологий. Но такого большого результата Huawei добилась чуть больше, чем за полгода. И запас ресурсов у нее все еще есть. По прогнозам аналитиков, в 2020 году у нее по-прежнему есть шансы обойти Samsung на рынке смартфонов. Но снова обстоятельства складываются не в пользу компании.

На MWC Huawei должна была представить новую модель гибкого смартфона Mate X с более прочной конструкцией и мощным чипсетом собственной разработки. Прошлый Mate X был продан тиражом в несколько сотен тысяч штук (на CES CEO компании заявил о том, что в месяц Huawei продает по 100 000 гибких смартфонов, продажи начались в ноябре). У Samsung, для сравнения, примерно 400 000 – 500 000, то есть порядок цифр сопоставим. 

Однозначно, новый Huawei Mate X должен был стать одним из главных анонсов Mobile World Congress. Выставка важна для компании не столько с точки зрения продаж, сколько для репутации – укрепиться в позиции технологического лидера, еще раз привлечь к себе внимание и доказать, что даже без американских технологий китайский дракон может дать фору сильнейшим. Оставить мир наедине с шумихой вокруг нового анонса Samsung – значит проиграть важный раунд в PR-войне и, возможно, надежду обойти копанию в этом году, потому что возможность журналистов лично подержать устройство в руках очень важна для имиджевых продуктов.

Huawei до последнего планировала проводить мероприятия на MWC, но вечером 13 февраля объявила, что ограничится онлайн-трансляцией из Китая. В Барселоне также будет проводиться трансляция китайского ивента для тех, кто все-таки приехал в город. Компания, как никто, стала, по сути, заложницей сложившейся ситуации.

Так ли велики потери остальных

Год за годом лидеры рынка мобильных устройств отходят от практики презентовать свои ключевые новинки на глобальных отраслевых выставках. Apple и Google всегда стояли особняком, Samsung со временем также сфокусировалась на собственных мероприятиях. Например, флагман Galaxy S20 компания показала на специальном ивенте в Сан-Франциско, как и Galaxy S10 годом ранее. 

Участие в выставке – удовольствие не из дешевых, но внимание журналистов распыляется между многими анонсами. А гигантам важно быть «самыми первыми и громкими» в каждой информационной волне. Поэтому мероприятия сродни MWC – уже далеко не самый выигрышный формат для тех, кто ранее сумел наработать репутацию и ресурсы.

В то же время для растущих компаний – это хорошая возможность привлечь к себе внимание профильной тусовки. Именно поэтому китайские производители потребительской электроники, планомерно вытесняющие с рынка японцев, корейцев и американцев, используют стенды и презентации в рамках глобальных выставок как возможность продемонстрировать свой новый статус и заслужить признание.

Предпочтение глобальным выставкам отдает и «старая гвардия» производителей смартфонов – LG и Sony. Эти бренды уже несколько лет как перестали создавать новые востребованные технологии в данном сегменте, растеряли ценность и харизму в глазах потребителей, погрязли в убытках или затяжном падении мобильного подразделения. Так как в выставках участвуют разные подразделения компаний, в том числе и приносящие доход, вероятно, именно они частично оплачивают участие менее удачливых бизнес-единиц. 

Собственно, волна отказов от участия в выставке началась как раз с брендов-аутсайдеров. Тех, кто уже потерял долю, безуспешно пытался вырасти (но так и не вышел за пределы категории «Другие» в рыночных отчетах аналитических компаний) или для кого мероприятие являлось не совсем профильным. LG, Nokia, Sony, Amazon и т. д. –   те, по кому отмена мероприятия особо не ударит, если не считать невозместимых расходов, которые компании уже понесли. 

Не помеха для 5G

Ежегодная выставка в Барселоне – ключевое событие не только для производителей смартфонов. Это место, где презентуют важные разработки в сфере телекома, заключаются многомиллиардные контракты на новые технологии и стратегические партнерства. 

Mind обратился за комментариями к украинским операторам – насколько, по их мнению, отмена MWC повлияет на телеком в ближайшее время. 

«По нашему мнению, отмена выставки будет иметь краткосрочное негативное влияние на отрасль, как и на динамику заключения определенных сделок или достижение партнерских договоренностей», – прокомментировали ситуацию в lifecell. В компании уверены, что бизнес сможет адаптировать стратегии под новые реалии и найдет альтернативы. 

В «Киевстар» считают, что с учетом текущего уровня цифровизации мира профессиональное сообщество будет общаться и делиться идеями, и найдет альтернативные способы для развития. 

«MWC – это самая популярная и масштабная площадка для представления инноваций, новых разработок и продуктов, удобная для налаживания контактов между участниками рынка. Самой главной темой на конгрессе в течение последних лет остается 5G. И она не теряет актуальности с переносом конгресса», – сказал Андрей Отрощенко, директор по маркетингу Vodafone Украина. 

И добавил, что отмена MWC-2020 – это, безусловно, негативный форс-мажор, но технологический прогресс он не остановит. Текущая ситуация показывает, насколько важно для общества развитие технологий – той же аналитики, которая позволит в дальнейшем предугадывать такие ситуации. «Быстрый сбор и анализ данных, мониторинг развития ситуации, информирование населения, быстрая организация таргетированной помощи, минимизация ущерба – все это можно вывести на новый уровень благодаря применению современных дата-технологий во благо человечества. Возможно, именно это станет одним из важных направлений и основных тем для подобных площадок в дальнейшем», – предполагает спикер.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS