Пятница, 13-е: как и зачем принята ликвидация ГАСИ

И как теперь будет регулироваться рынок

Фото: УНИАН

«Я скажу то, чего ждали все строительные компании Украины: мы ликвидируем ГАСИ» – этой фразой президент Владимир Зеленский открыл заседание правительства 13 марта. Кабмин тогда одобрил постановление «Об оптимизации органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора» и «О ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины». Вместо одного органа контроля правительство решило создать три.

Как теперь будет функционировать госрегулирование строительной отрасли, разбирался Mind.

Какими были основные проблемы ГАСИ?

В функции Государственно-архитектурного строительной инспекции (ГАСК) входила регистрация новых строек, определения ГСН, еврокодов, осуществление надзора и контроля. Например, инспекция принимала возведенные дома в эксплуатацию и выдавала разрешения на строительство.

Борьба с коррупционной составляющей в ГАСи продолжалась годами. Например, осенью 2018-го стартовала «прозрачная ГАСИ» – цифровая платформа, которая позволяла заказчику строительства отслеживать каждый этап прохождения документов, переданных на рассмотрение в ведомство. Летом 2019-го платформа перестала работать, это объясняли подготовкой к запуску электронного кабинета застройщика. Но стартовал он лишь в декабре прошлого года, причем его функционал ненамного отличался от «прозрачной ГАСИ».

Де-факто такая «перестройка» откликнулась отрасли: во всех регионах раздавались жалобы на то, что почти невозможно ни начать строительство, ни ввести в эксплуатацию уже построенные сооружения. Количество отказов достигло 11,8%, это абсолютный рекорд с 2013 года.

Не улучшила результаты работы даже онлайн-трансляция заседаний ведомства, которая теоретически должна была исключить манипуляции.

Как разрабатывали и принимали реформу ГАСИ?

Проект постановления «Об оптимизации органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора» за подписью Дениса Шмыгаля (в то время вице-премьера, главы Минрегиона) был проведен через Кабмин по сокращенной процедуре. Общественное обсуждение продолжалось минимальный срок – всего 15 дней. Кто именно является автором концепции «оптимизации» – остается тайной.

В Минрегионе во время краткого обсуждения отказывались комментировать положения и/или называть автора текста. Несколько информированных источников рассказали Mind, что автором документа является Александр Сергиенко, в то время советник и. о. председателя ГАСИ Елены Костенко. В свое время он работал в ГАСИ под руководством Сергея Кучера, которого нардеп от «Слуги народа» Иван Юнаков в одном из интервью назвал автором схемы «$5 за 1 кв. м».

«Минимальная цена, которую платили застройщики, – $5 – вход и $5 – выход за 1 кв. м (застройщики вынуждены были платить взятки за разрешительные документы на начало строительных работ и документы о вводе объекта в эксплуатацию. – Mind). Объемы строительства – не менее 15 млн кв. м жилья в год. Дальше посчитать нетрудно. Это только строительство жилья, без коммерции, дорог, мостов, ВЭС и СЭС. Думаю, сумма коррупции – не менее 8–10 млрд грн в год», – подсчитал депутат.

Интересным также является тот факт, что буквально через два дня до объявления решения о «ликвидации самого коррупционного госоргана», был назначен новый председатель ГАСИ Юрий Васильченко.

Что предлагают?

«ГАСИ, по нашему мнению и мнению участников строительного рынка, – это коррупционный клещ, забирал оборотные средства из строительного рынка. Сегодня участники просят ликвидировать ГАСИ, ликвидировать коррупционные схемы. Единственная точка, которую должно контролировать государство, – прием в эксплуатацию», – сказал тогда еще премьер-министр Денис Шмыгаль.

Согласно оптимизации, вместо одного госоргана будут созданы три центральных органа власти, между которыми распределят регуляторные и контролирующие функции:

Уже запущен специальный сайт, на котором можно получать информацию о ходе реформы, консультации и, в случае необходимости, сообщать о случаях коррупции.

По подсчетам авторов реформы, разделение регулирующего органа на три «ветви» не приведет к увеличению бюджета на администрирование градостроительной отрасли: вместо 1100 сотрудников существующей ГАСИ во вновь созданных органах будут работать 880 человек.

Существенное изменение: отменяется лицензирование в строительстве (лицензии выдавала ГАСИ. – Mind). На смену им приходят сертификаты ответственного исполнителя работ, выдавать которые будет Министерство развития общин и территорий.

Следующим шагом предлагается ввести обязательное страхование рисков в строительстве. «Это позволит гарантировать ответственность аттестованных и сертифицированных лиц, заказчиков перед третьими лицами за причиненный строительством ущерб, подрядчика за жизнь и здоровье работников. Предложения по страхованию будут внесены в следующем году», – рассказал Шмыгаль.

Все процессы в правительстве обещают автоматизировать и свести все имеющиеся реестры в Единую государственную электронную систему в сфере строительства.

Ядром станет Реестр строительной деятельности. Его задача – обеспечивать создание, сбор, накопление, обработку, защиту, учет информации об объектах и участниках строительства и связей между ними. Он заменит Реестр разрешительных документов ГАСИ.

«Новый реестр будет более защищен от несанкционированного доступа и будет иметь распределенную модель хранения данных, ориентированную на объекты строительства. Управлять новым реестром должно Министерство цифровой трансформации, а сервера будут размещены в Госспецсвязи», – сказал вице-премьер-министр, министр цифровой трансформации Михаил Федоров.

В Единую государственную электронную систему в сфере строительства также будет входить Электронный кабинет застройщика на портале «Дія» для заказчиков и участников процесса строительства.

С какими трудностями столкнется реформа?

Слабое место планов общей цифровизации строительной отрасли – базис, градостроительная документация (генпланы, ДПТ и т. п.), ее качество и полнота. До сих пор имеются только утвержденные Минрегионом стандарты публикации градостроительной документации (принимается любой цифровой формат), но нет стандартов разработки. Например, местные советы некоторых населенных пунктов не могут договориться, в каком формате принимать у разработчиков документацию – в векторе или растре.

«Реформа ГАСИ имеет четкий антикоррупционный характер, поскольку выдача разрешений и сертификатов, надзор и контроль пока тесно привязаны к получению неправомерной выгоды теми, кто принимает такие решения. А значит, чиновники, которые годами зарабатывали на схемах, будут системно противостоять изменениям и пытаться их «откатить», – считает Алексей Дорогань, исполнительный директор Офиса эффективного регулирования.

Чтобы этого не произошло, реформа ГАСИ должна быть четко зафиксирована парламентом на уровне закона. «Существенные «исправления» полномочий инспекции и порядка предоставления им административных услуг, предложенные Минрегионом, будут противоречить Конституции Украины и ряду законов в сфере строительства. Такие изменения в дальнейшем можно легко отменить в судебном порядке. Если мы действительно хотим комплексную реформу – альтернативы закону просто не может быть», – говорит Дорогань.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS