«Зеленый» меморандум: как ветер победил солнце, а государство – инвесторов

Или почему компромиссные договоренности чиновников с сегментом ВИЭ лучше затянувшейся энергетической войны

Фото: pixabay

За день до получения первого транша МВФ в размере $2,1 млрд украинское правительство подписало долгожданный меморандум с производителями экологически чистого электричества. Тем самым было достигнуто первое перемирие в полугодовом противостоянии между чиновниками и «зелеными» инвесторами.  

Впрочем, не все представители возобновляемой генерации остались документом довольны. Дело в том, что к моменту подписания меморандума его первоначальные положения, на фоне острого энергокризиса в стране, серьезно ужесточились. А в условиях 5-11-процентных расчетов за «зеленую» электроэнергию, выбор у большинства инвесторов был невелик: либо дождаться своего банкротства и начать судебно-исковые процессы против государства Украина длиною в 3-4 года, либо согласиться «на то, что дают».

Большинство участников рынка возобновляемой энергетики проявили благоразумие и согласилось поделиться сверхдоходами с потребителями самой бедной страны Европы.

В то же время, многие игроки меморандум не подписали, назвав его дискриминационным. В частности, среди «отказников» значится Украинская ассоциация возобновляемой энергетики (УАВЭ), членами которой являются, преимущественно, представители малого и среднего бизнеса.  

Хотя представители ветряной генерации документом могут быть довольны – Кабмин сохранил установленные законом сроки предоставления «зеленого» тарифа для ВЭС до конца 2022 года. Раньше ветряную генерацию предполагалось «обрезать» к концу 2020-го.

Однако подписание меморандума с правительством – это только начало процесса. Для его завершения парламент должен внести поправки в пять законов страны. И как поведут себя в этой ситуации парламентское большинство и президент Владимир Зеленский – загадка.

Вкратце напомним основные положения меморандума, подписанного 10 июня премьером Денисом Шмигалем и и.о. министра энергетики Ольгой Буславец – со стороны государства, а также ответственными лицами Европейско-украинского агентства и Украинской ветроэнергетической ассоциации – со стороны инвесторов.

Что государство отбирает у «зеленых»?

  1. Меморандум снижает размеры «зеленых» тарифов, без пролонгации срока их действия, в следующих размерах:

‒ для СЭС мощностью от 1 МВт, которые введены в действие в период с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2019 года, тариф снижается на 15%. Соответственно, для СЭС мощностью до 1 МВт – на 10%;

‒ для ВЭС мощностью от 2 МВт, которые введены в действие в период с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2019 года, тариф снижается на 7,5%;

‒ для СЭС и ВЭС, введенных в эксплуатацию после 1 января 2020 года, «обрезание» тарифа составит 2,5%.

Указанные размеры снижения тарифов будут предусмотрены в Законе о договоренностях (Закон про домовленості – укр.) и вступят в действие одновременно с его принятием. 

Справка: в предыдущих проектах правительство намеревалось снизить тарифы для СЭС и ВЭС на условиях соответствующего продления их действия на пять лет. То есть, речь поначалу шла о реструктуризации тарифов, а не их ретроспективном снижении.

  1. ВИЭ несут ответственность за небалансы (ошибки в прогнозировании производства электричества) в размере 50% ‒ с 1 января 2021 года, и 100% ‒ с 1 января 2022 года.

Справка: пока еще действующее законодательство предусматривает поэтапное введение ответственности за небалансы для ВИЭ в размере +10% каждый год с достижением 100% в 2029 году.

  1. Сроки введения СЭС в эксплуатацию по «зеленому» тарифу ограничиваются датой 31 июля 2020 года.

Справка: согласно предыдущим предложениям, «зеленый» тариф должен был предоставляться для новых объектов СЭС до конца 2021 года.

Что государство обещает взамен?

  1. Государственные органы обещают полную и своевременную оплату госпредприятием «Гарантированный покупатель» электроэнергии ВИЭ, начиная с месяца, который последует за месяцем принятия Закона о договоренностях.

Справка: по данным ГП «Гарантированный покупатель», расчеты за электроэнергию с ВИЭ в апреле-мае этого года составили, соответственно, 5% и 7%. В настоящее время общая задолженность «ГарПока» перед «зелеными» достигла 14 млрд грн. Источники погашения долга на сегодня пока отсутствуют.

  1. Государственные органы обеспечат погашение задолженности «ГарПока» перед ВИЭ в период до 31 декабря 2021 года. График погашения: 40% до конца 2020 и по 15% ежеквартально на протяжении 2021. Также государство рассмотрит возможность предоставления госгарантий для привлечения кредитов украинских и международных банков для скорейших расчетов с ВИЭ.

Справка: согласно прогнозу НКРЭКУ, в 2020 году общий дефицит средств «ГарПока» может достичь 32 млрд грн. Частично его удастся сократить посредством урезания «зеленых» тарифов для СЭС и ВЭС в рамках меморандума, а также максимального урезания сроков ввода новых СЭС в эксплуатацию по «зеленому» тарифу. Но для полного восстановления платежеспособности «ГарПока» без повышения тарифов для промышленности или населения не обойтись.

  1. НКРЭКУ вместе с НЭК «Укрэнерго» разработают порядок компенсационных выплат ВИЭ за электроэнергию, которая была недовыработана вследствие диспетчерских ограничений.

Справка: Гарантии компенсации «зеленым» стоимости электричества, недовыработанного вследствие диспетчерских ограничений, закреплены законом «О рынке электрической энергии». Однако сам порядок таких компенсационных выплат пока не разработан, а источники компенсаций не определены.

  1. НКРЭКУ пересмотрит тариф на передачу электроэнергии «Укрэнерго» с целью обеспечения полных расчетов НЭК с ВИЭ.

Справка: как ранее сообщал Mind, цены на рынке на сутки вперед (РСВ), начиная с июля прошлого года, снизились на 20%. С учетом этого фактора, повышение тарифа на передачу электроэнергии для «НЭК «Укрэнерго» в два раза останется для промпотребителей почти не замеченным.

  1. Государство рассмотрит возможность снятия для «ГарПока» ценовых ограничений на продажу «зеленой» электроэнергии на рынке на сутки вперед (РСВ) и по двухсторонним договорам (ДД).  

Справка: как сообщал Mind, ранее НКРЭКУ, на период до завершения карантина, повысила граничную цену электричества ВИЭ, по которой «ГарПок» может ее продавать на РСВ, до 75% от верхнего price cap. Ожидается, что НКРЭКУ рано или поздно полностью упразднит подобные ценовые ограничения.

  1. Государство оценит воздействие меморандума на платежеспособность ВИЭ в рамках кредитных программ и обеспечит, в случае необходимости, внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые акты НБУ с целью смягчения кредитных условий для инвесторов.

Почему приостановили сооружение СЭС?

Как неоднократно сообщал Mind, дальнейшее продолжение практики бесконтрольного и неограниченного сооружения СЭС и ВЭС неминуемо привело бы украинскую энергетику к финансовому и техническому коллапсу. Общая мощность возобновляемых источников, которую способна проглотить объединенная энергосистема, превысила критический максимум еще в ноябре 2019 года. Тогда состоялся прецедент принудительной диспетчерской остановки ВЭС по причине исчерпания балансирующих возможностей энергосистемы.

По данным НКРЭКУ, в 2020 году стоимость электроэнергии ВИЭ может достичь 46 млрд грн, что составит 26% общей стоимости электроэнергии в Украине при 8-процентной доле «зеленых» в ее выработке. А прогнозная стоимость компенсационных выплат по «зеленому» тарифу может составить в этом году порядка 31 млрд грн при текущем годовом дефиците средств в системе 21 млрд грн.

Если в такой ситуации процесс строительства ВИЭ по «зеленому» тарифу не остановить, за ним последуют безудержный рост розничной цены киловатт-часа, а также поэтапная остановка дешевых атомных энергоблоков.

Тогда почему правительство, исходя из подписанного меморандума, заблокировало сооружение именно СЭС? Ответ на этот вопрос становится очевидным, если обратить внимание на саму структуру возобновляемых источников в Украине.

По данным НКРЭКУ, на конец апреля этого года общая установленная мощность солнечных электростанций в Украине составляла 5,6 ГВт, ветряных – 1,2 ГВт. То есть, по мощности у солнца почти пятикратный перевес. Впрочем, это автоматически не означает, что СЭС производят электроэнергии почти в пять раз больше, чем ВЭС. Все дело в том, что у солнечных панелей и ветряных установок разный коэффициент использования установленной мощности (КИУМ). По солнцу КИУМ в Украине может составлять 16-18%, по ветру он раза в полтора выше. Принципиальная разница между солнцем и ветром в том, что СЭС работают только днем, а ВЭС – в круглосуточном режиме.

Исходя из этой разницы, ветряная генерация, в отличие от солнечной, не требует резкого замещения  выпадающих мощностей как в суточном, так и в сезонном диапазонах. При грамотном равномерном распределении ВЭС на территории Украины, они, во многом, будут сами себя уравновешивать.

В то же время СЭС, по мере своего наращивания в отечественной энергосистеме, увеличивают потребность в замещающих мощностях и вступают в конкуренцию с дешевой атомной генерацией, вытесняя из базовой нагрузки ядерные энергоблоки. Возникает экономический парадокс, когда самая дорогая солнечная генерация в стране вытесняет из эксплуатации самую дешевую. В 2020 году стоимость солнечного киловатт-часа в Украине составляет 11,25 евроцентов, ветряного – 9,04.

Как считают отраслевые эксперты, в стране произошел резкий и нецелесообразный перекос в сторону развития солнечной генерации в сравнении с остальными возобновляемыми источниками. И все сегодняшние проблемы с ВИЭ – это, на самом деле, проблемы с СЭС.

Причина возникшей ситуации проста: «солнечный» бизнес наиболее быстро окупается, имеет низкие капитальные затраты и является самым высокорентабельным. Если срок строительства ВЭС составляет 2,5-3 года, то СЭС – 7-8 месяцев.

В результате активное строительство СЭС, которые съедают порядка 70% компенсационных выплат «ГарПока», пришлось приостановить. Одновременно с этим правительство дало инвесторам возможность завершить начатые проекты в секторе ветряной генерации.

Как ранее сообщал Mind, количество подписанных pre-PPA на новые ВЭС составляет на сегодня 4,8 ГВт. Из этого количества инвесторы согласны передать на аукционы 2,4 ГВт при условии, что им разрешат достроить вторую половину. Вместе с тем, по словам управляющего партнера IMEPOWER Юрия Кубрушко, более половины из этих 2,4 ГВт точно не будут построены. То есть, речь может идти только о 1,2 ГВт. Стало быть, из-за такого объема Украине точно не имеет смысла подвергать себя угрозе судебных исков, вероятность появления которых от субъектов ветряной генерации гораздо выше, чем от солнечной.

«Однако я искренне не понимаю, кто сейчас будет сооружать объекты, если «ГарПок» не платит? И какой банк согласится финансировать проекты в таких условиях», ‒ сказал Mind Юрий Кубрушко.

Впрочем, у инвесторов и у страны в запасе есть еще 2,5 года. 

Почему плохой результат лучше его отсутствия?

Конечно, не все инвесторы возрадовались подписанию меморандума на навязанных правительством условиях.

Как сообщил Mind соучредитель УАВЭ Игорь Тынный, его ассоциацию, в частности, не устраивают ретроспективное снижение тарифов вместо их добровольной реструктуризации, отсутствие разделения электростанций на малые и крупные, а также другие пункты документа.

Но несмотря на раскол в рядах «зеленых» инвесторов, сам факт появления меморандума рынок оценивает положительно. Появился первый компромиссный вариант договоренностей, который может послужить базой для принятия закона о договоренностях. Этим документом предполагается внести изменения в пять-шесть законов Украины, в частности, в законы «О рынке электрической энергии», «Об альтернативных источниках энергии», «О режиме иностранного инвестирования».

И возникает вопрос, кто это будет делать, если тот же профильный парламентский комитет по ТЭК практически самоустранился от переговоров с «зелеными» еще на самых ранних стадиях процесса?

Вот как описал ситуацию на одной из недавних пресс-конференций Игорь Тынный:    

«Меморандум, который мы сейчас обсуждаем с правительством, предусматривает изменения к пяти законам Украины. А мы считаем, что изменения нужно вносить даже в шесть законов, чтобы урегулировать вопрос существующей задолженности в 14-15 млрд грн долгов.

Возможно ли, что правительство подпишет с нами меморандум и будет нести по нему ответственность, если оно не является субъектом принятия законов? Эту функцию выполняет Верховная Рада. Соответственно, нам нужно было, чтобы со стороны государства меморандум подписал тот человек, который может гарантировать выполнение документа. В нашей стране это может быть только президент, или хотя бы спикер или председатель профильного комитета. Однако тот факт, что парламент отстранился от ведения переговоров с инвесторами, заводит нас в тупик. Собственно, факт того, что они не ходят на переговоры и не занимают никакой позиции, а просто ждут, когда мы умрем от долгов, ‒ это и есть наша основная проблема», ‒ сказал соучредитель УАВЭ.

Конечно, спрогнозировать линию поведения Владимира Зеленского или его соратников из партии «Слуга народа», невозможно. Хотя срыв меморандума и продолжение эскалации с «зелеными» инвесторами, на фоне жесткого энергетического кризиса в стране, плюсов и выгод Украине уж точно не прибавит.    

А принятие Закона о договоренностях позволит развязать патовую долговую ситуацию на энергорынке и перейти к следующему, аукционному этапу развития возобновляемой генерации в Украине.

Вряд ли квоты на первых аукционах будут велики. Как минимум на ближайшие 2-3 года Украина исчерпала технические возможности для присоединения новых возобновляемых объектов к энергосистеме. Конкурсы, по крайней мере, продемонстрируют реальную цену «зеленого» киловатт-часа в стране и окончательно поставят точку в дискуссиях, насколько завышенными были «зеленые» тарифы.

По мнению экс-руководителя «Укрэнерго» Всеволода Ковальчука, в Украине наиболее реалистичный тариф для ВЭС может составлять 6-6,5 евроцентов за 1 киловатт-час, для СЭС – 8-8,5 евроцентов.  

А подтвердить реальную цену может только практический конкурентный опыт. 

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS