Еще один ужасный госбюджет стал на одно парламенсткое слушание ближе

275 депутатов проголосовали за снижение социальных стандартов

Парламент в четверг принял в первом чтении проект госбюджета-2021, а также связанные с ним изменения в Бюджетный кодекс. Несмотря на положительный результат, голосование выявило ряд проблемных моментов.

Mind анализирует особенности бюджетного процесса: падение доходов, рост долга и влияние децентрализации..

Ослабление центра и усиление регионов станет в текущем году новым весомым фактором, который будет влиять на траекторию и скорость бюджетного процесса в Украине. Президент проиграл борьбу за местные органы власти, региональные «бароны» выиграли.

Таким образом, страна движется к своему варианту Великой хартии вольностей, а также к распродаже земли в условиях четко обозначенных феодальных полюсов. Президент, конечно, большой человек и все еще может «отравить» жизнь, но очень большого «мамонта» будут делить в регионах. Именно под влиянием этих контроверсионных факторов будут находиться в ближайшие два месяца как депутаты, так и конкретные расходные строки в общегосударственной смете.

Продвижение

Голосование в Верховной Раде в четверг показало, что у президента и его правительства уже нет большинства в парламенте. Для голосования за такой важный документ, как бюджет, пришлось собирать голоса из других группировок.

Фракция «Слуга народа» дала за бюджет только 209 голосов, «Батькивщина» – 19, «За майбутнє» – 16 «Довіра» – 20, остальные – внефракционные. Депутаты «Оппозиционной платформы – За жизнь», «Голоса» и «Европейской солидарности» не голосовали.

Как всегда, интересна позиция фракции «Батькивщина». «Этот бюджет – это бюджет катастрофы», – сказала лидер фракции Юлия Тимошенко – и после этого 80% ее депутатов проголосовали за «катастрофу».

Во-вторых, для результативного голосования бюджетный комитет парламента сразу пошел на увеличение конкретных расходов в целом на 20,2 млрд грн, хотя обычно первое чтение нужно для определения реалистичности проекта и определения его основных параметров. В то же время надо учитывать – депутаты к первому чтению подали 2451 поправку на 1,5 трлн грн.

Экс-министр финансов Игорь Уманский объясняет, что речь идет не о распределении денег, а о распределении права тратить – реализовывать это право в дальнейшем будут те, кто победит в конкурентной борьбе за недостаточный объем ресурса. «Если всем не хватает – кто первый успел, того и бабки. Но это только первое чтение», – отметил Уманский.

Основный дополнительный источник доходов депутаты нашли в Нацбанке, который должен увеличить отчисления в бюджет-2021 на 12 млрд грн, до 45 млрд грн. При этом такой ориентир установлен на основании цифр общей прибыли центробанка текущего года, а не прибыли до распределения. НБУ заранее предупредил, что прогнозируемый объем его перечислений в госбюджет в 2021 году составит 22,6 млрд грн (но кого это волнует). Разве для этого в Нацбанке меняли руководство?

В-третьих, низкое качество обсуждения документов и общего подхода к работе говорит о том, что президент, возможно, прав – такого количества депутатов много. В частности, поразило, что изменения в Бюджетный кодекс (№4100), которые были необходимы для дальнейшего продвижения бюджетного процесса, пришлось голосовать дважды.

При этом важнейший закон принимается без обсуждения, хотя сравнительная таблица к нему занимает 71 страницу. А там, среди прочего, инструменты «ручного управления» в вопросах долга и государственных гарантий, которые перешли Минфину.

Констелляция

Бюджет катастрофы – это когда государство стремится получить выгоду по принципу «меньше кормить и больше доить». А если это не работает, то увеличивать и увеличивать долг. Идея сокращения собственно государственного аппарата и его расходов на фоне неутешительных финансовых результатов управления даже не допускается: по итогам первого чтения парламент со старта увеличил расходы на свое содержание на 1,1 млрд грн, хотя и признал, что предложенный документ ухудшает жизнь бедных граждан.

Однако катастрофа может произойти и из-за нереалистичности прогнозов. К примеру, в Счетной палате (СП) не верят в правительственный прогноз роста ВВП на 4,6%. Рисками для экономического восстановления являются, среди прочего, карантин, рецессия в промышленности и других отраслях, уменьшение кредитования и капитальных инвестиций. В ведомстве подсчитали, что доходы госбюджета-2021 будут на 2,2% меньше, чем соответствующие показатели, которые ожидаются на этот год.

На этом фоне одним из самых энигматичных показателей проекта выглядит прогноз по НДС. В Минфине считают, что по сравнению с уточненным плановым показателям на 2020 год в 2021-м поступления НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) с учетом бюджетного возмещения вырастут на 52,9 млрд грн, или на 68,3%. А вот рост в 2,2 раза плана по инфернальной статье «прочие поступления» (различные штрафы и изъятия) рефлекторно подталкивает к государственной границе. Но нельзя, потому что COVID!

Кроме того, в СП отмечают, что в случае меньшей, чем предусмотрено правительством, инфляции на 2021 год есть риски невыполнения отдельных налогов государственного бюджета, доля которых в общем объеме доходов составляет 45%.

Не верит Минфину и Нацбанк, который отмечает, что в основу проекта госбюджета положены слишком оптимистичные и завышенные показатели номинального ВВП и обменного курса. Исходя из этого, НБУ предлагал пересмотреть проект с учетом более консервативного макроэкономического прогноза.

Вообще в НБУ считают, что из-за завышенных прогнозных макропоказателей на 2021 год существуют риски недополучения доходов в объеме до 65 млрд грн.

Дефицитная лихорадка

Предложенный правительством дефицит госбюджета-2021 на уровне 6% ВВП, или 270 млрд грн, в разы превышает ограничения, установленные в Бюджетном кодексе: доля государственных заимствований может составить 39% всех финансовых ресурсов государственного бюджета.

При этом бывший главный экономист Минфина Александра Бетлий считает, что профинансировать в следующем году дефицит госбюджета в объеме 6% ВВП невозможно, а снижение его, например, до 4% означает уменьшение расходов на 80 млрд грн.

«Следующий этап будет очень сложный для Минфина: надо будет искать, где урезать, а где добавить, так как премьер-министр уже сообщил, что договорились с МВФ снижать дефицит. И в этой битве Минфин традиционно один на один, потому что депутаты как-то не очень подают предложения о снижении расходов», – подчеркнула Бетлий.

Проблема с финансированием дефицита сформировалась в этом году. На текущий год дефицит госбюджета запланирован на уровне 7,5% ВВП, или 298 млрд грн. По данным Минфина, за январь – октябрь госбюджет был выполнен с дефицитом 111 млрд грн.

Глава Минфина Сергей Марченко признал, что МВФ требует снижения аппетитов по дефициту 2021 года ниже 6%. «В маяк, который заложен в мае на 2021 год, ориентир по дефициту бюджета для нас составлял 5,3% ВВП. Мы заложили в бюджет 6%... Пока рано говорить о цифре, но мы идем на снижение, то есть менее 6%», – сказал он, но не стал объяснять, почему на первое чтение попал документ с несогласованным показателем дефицита.

А согласовывать его есть из-за чего: в проект бюджета на 2021 год запланировано получение от МВФ $1,5 млрд.

Но, что самое страшное, следствием работы всех последних правительств является тот факт, что в среднесрочной перспективе в любом случае дефицит госбюджета будет больше установленных ограничений: его прогнозируемый уровень в 2023 году составляет 3,5%. А из-за этого неизбежным является увеличение долговой нагрузки на госбюджет.

В целом государственные заимствования предусмотрены в объеме почти 702,4 млрд грн (внутренние – 549,1 млрд грн), что больше показателей на 2020 год на 59,7 млрд грн, или 9,3%.

По оценке НБУ, предусмотренный в законопроекте размер дефицита можно профинансировать, только  повышая ставки гособлигаций. «Поскольку ОВГЗ является безрисковым активом для банков и доходность ОВГЗ формирует нижнюю границу для кредитных ставок банков, существует риск существенного роста последних, в итоге это может спровоцировать риски невозможности активизации кредитования в результате роста процентных ставок в экономике и фокусировки банков на операциях по покупке ОВГЗ», – отмечают в центробанке.

Как ожидается, средневзвешенная ставка для внутренних долговых инструментов составит около 8,8% годовых, для внешних долговых инструментов – около 6,5% годовых. Особенно интересна прогнозная ставка по валютным инструментам. Для сравнения: согласно Украинскому индексу ставок по депозитам физических лиц, ставка по годовому депозиту в долларах составляет 1,29%.

Три толстяка бюджета

Выплаты долга, выплаты процентов по долгу и выплаты пенсий – три растущие проблемы бюджета. Похоже, они будут расти до самого окончательного и решительного дефолта.

В частности, надо уже кому-то признать – пенсионная система в Украине погибла. А то, что сформировалось на ее месте, – это система социальных выплат из бюджета пожилым людям, которые называют пенсиями только по привычке. В следующем году из бюджета на выплату пенсий должно уйти 203,8 млрд грн, что больше бюджетных назначений на 2020 год на 1,5 млрд грн, или на 0,8%.

При этом долг Пенсионного фонда по казначейским займам на 1 октября составил 65,2 млрд грн – с начала года он увеличился на 16 млрд грн. В СП указывают на растущую зависимости выплаты пенсий от получения Пенсионным фондом таких займов.

А вот на выплату долгов в 2021 году вообще предусмотрено треть расходов госбюджета. Общие расходы на обслуживание и погашение государственного долга запланированы в объеме 599,8 млрд грн, что больше уточненного плана на 2020 год на 115,3 млрд грн, или на 23,8%. Расходы на погашение основной суммы долга запланированы в объеме 439,3 млрд грн, а расходы на обслуживание долга – 160,5 млрд грн.

Вместе с тем в законопроекте на 2021 год впервые предусмотрены расходы в сумме 1,15 млрд грн на выплаты по позорным государственным деривативам Яресько – Яценюка: показатель может уменьшиться из-за августовского выкупа долга Минфином.

«Только на обслуживание долга пойдет каждая седьмая гривна доходов. Объем государственного и гарантированного государством долга в целом возрастет до 2,9 трлн грн, или почти 65% ВВП, что превысит установленную в Бюджетном кодексе границу», – отмечают в СП.

Вместе с тем законопроектом предусмотрено определить размер прожиточного минимума на 2021 год (средневзвешенный размер – 2250 грн), который на 48% ниже фактического его размера в ценах сентября 2020 года. А объем льгот и жилищных субсидий запланирован без учета существенного повышения цен на газ уже с ноября 2020 года.

Что впереди?

Впереди много интересного и грустного. Ко второму чтению правительство должно подать проект госбюджета в двухнедельный срок.

При этом грандиозный батл с активным участием лоббистов всех видов и цветов ожидается вокруг изменения в Налоговый кодекс (№4101), которые также надо принять для госбюджета-2021. Кроме правительственного варианта этих изменений, есть еще три альтернативных законопроекта, в частности председателя налогового комитета ВР Даниила Гетманцева.

Речь идет, среди прочего, об увеличении ставок налогообложения и расширении полномочий налоговых органов. И борьба уже началась – против запланированного повышения налогов уже выступили наиболее влиятельные бизнес-ассоциации.

А еще Ассоциация городов Украины уже категорически против освобождения «Укрзализныци» от уплаты земельного налога: цена вопроса около 5 млрд грн.

Основные прогнозы проекта госбюджета-2021

2021

2020

номинальный ВВП, млрд грн

4505,9

3985,5

изменение реального ВВП, %

4,6

-4,8

инфляция (декабрь к декабрю), %

7,3

11,6

среднегодовой прогнозный курс, грн/$

29,1

27*

курс на конец года, грн/$

28,8

27,5*

*первоначальный прогноз

Источник: Комитет по вопросам бюджета Верховной Рады

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS