Заболело в мире
93,900,264
Умерло в мире
2,010,328
Вылечилось в мире
51,747,005
Заболело в Украине
1,154,692
Умерло в Украине
20,686
Вылечилось в Украине
857,183
Еще один ужасный госбюджет стал на одно парламенсткое слушание ближе

Еще один ужасный госбюджет стал на одно парламенсткое слушание ближе

275 депутатов проголосовали за снижение социальных стандартов

Этот материал также доступен на украинском
Еще один ужасный госбюджет стал на одно парламенсткое слушание ближе

Парламент в четверг принял в первом чтении проект госбюджета-2021, а также связанные с ним изменения в Бюджетный кодекс. Несмотря на положительный результат, голосование выявило ряд проблемных моментов.

Mind анализирует особенности бюджетного процесса: падение доходов, рост долга и влияние децентрализации..

Ослабление центра и усиление регионов станет в текущем году новым весомым фактором, который будет влиять на траекторию и скорость бюджетного процесса в Украине. Президент проиграл борьбу за местные органы власти, региональные «бароны» выиграли.

Таким образом, страна движется к своему варианту Великой хартии вольностей, а также к распродаже земли в условиях четко обозначенных феодальных полюсов. Президент, конечно, большой человек и все еще может «отравить» жизнь, но очень большого «мамонта» будут делить в регионах. Именно под влиянием этих контроверсионных факторов будут находиться в ближайшие два месяца как депутаты, так и конкретные расходные строки в общегосударственной смете.

Продвижение

Голосование в Верховной Раде в четверг показало, что у президента и его правительства уже нет большинства в парламенте. Для голосования за такой важный документ, как бюджет, пришлось собирать голоса из других группировок.

Фракция «Слуга народа» дала за бюджет только 209 голосов, «Батькивщина» – 19, «За майбутнє» – 16 «Довіра» – 20, остальные – внефракционные. Депутаты «Оппозиционной платформы – За жизнь», «Голоса» и «Европейской солидарности» не голосовали.

Как всегда, интересна позиция фракции «Батькивщина». «Этот бюджет – это бюджет катастрофы», – сказала лидер фракции Юлия Тимошенко – и после этого 80% ее депутатов проголосовали за «катастрофу».

Во-вторых, для результативного голосования бюджетный комитет парламента сразу пошел на увеличение конкретных расходов в целом на 20,2 млрд грн, хотя обычно первое чтение нужно для определения реалистичности проекта и определения его основных параметров. В то же время надо учитывать – депутаты к первому чтению подали 2451 поправку на 1,5 трлн грн.

Экс-министр финансов Игорь Уманский объясняет, что речь идет не о распределении денег, а о распределении права тратить – реализовывать это право в дальнейшем будут те, кто победит в конкурентной борьбе за недостаточный объем ресурса. «Если всем не хватает – кто первый успел, того и бабки. Но это только первое чтение», – отметил Уманский.

Основный дополнительный источник доходов депутаты нашли в Нацбанке, который должен увеличить отчисления в бюджет-2021 на 12 млрд грн, до 45 млрд грн. При этом такой ориентир установлен на основании цифр общей прибыли центробанка текущего года, а не прибыли до распределения. НБУ заранее предупредил, что прогнозируемый объем его перечислений в госбюджет в 2021 году составит 22,6 млрд грн (но кого это волнует). Разве для этого в Нацбанке меняли руководство?

В-третьих, низкое качество обсуждения документов и общего подхода к работе говорит о том, что президент, возможно, прав – такого количества депутатов много. В частности, поразило, что изменения в Бюджетный кодекс (№4100), которые были необходимы для дальнейшего продвижения бюджетного процесса, пришлось голосовать дважды.

При этом важнейший закон принимается без обсуждения, хотя сравнительная таблица к нему занимает 71 страницу. А там, среди прочего, инструменты «ручного управления» в вопросах долга и государственных гарантий, которые перешли Минфину.

Констелляция

Бюджет катастрофы – это когда государство стремится получить выгоду по принципу «меньше кормить и больше доить». А если это не работает, то увеличивать и увеличивать долг. Идея сокращения собственно государственного аппарата и его расходов на фоне неутешительных финансовых результатов управления даже не допускается: по итогам первого чтения парламент со старта увеличил расходы на свое содержание на 1,1 млрд грн, хотя и признал, что предложенный документ ухудшает жизнь бедных граждан.

Однако катастрофа может произойти и из-за нереалистичности прогнозов. К примеру, в Счетной палате (СП) не верят в правительственный прогноз роста ВВП на 4,6%. Рисками для экономического восстановления являются, среди прочего, карантин, рецессия в промышленности и других отраслях, уменьшение кредитования и капитальных инвестиций. В ведомстве подсчитали, что доходы госбюджета-2021 будут на 2,2% меньше, чем соответствующие показатели, которые ожидаются на этот год.

На этом фоне одним из самых энигматичных показателей проекта выглядит прогноз по НДС. В Минфине считают, что по сравнению с уточненным плановым показателям на 2020 год в 2021-м поступления НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) с учетом бюджетного возмещения вырастут на 52,9 млрд грн, или на 68,3%. А вот рост в 2,2 раза плана по инфернальной статье «прочие поступления» (различные штрафы и изъятия) рефлекторно подталкивает к государственной границе. Но нельзя, потому что COVID!

Кроме того, в СП отмечают, что в случае меньшей, чем предусмотрено правительством, инфляции на 2021 год есть риски невыполнения отдельных налогов государственного бюджета, доля которых в общем объеме доходов составляет 45%.

Не верит Минфину и Нацбанк, который отмечает, что в основу проекта госбюджета положены слишком оптимистичные и завышенные показатели номинального ВВП и обменного курса. Исходя из этого, НБУ предлагал пересмотреть проект с учетом более консервативного макроэкономического прогноза.

Вообще в НБУ считают, что из-за завышенных прогнозных макропоказателей на 2021 год существуют риски недополучения доходов в объеме до 65 млрд грн.

Дефицитная лихорадка

Предложенный правительством дефицит госбюджета-2021 на уровне 6% ВВП, или 270 млрд грн, в разы превышает ограничения, установленные в Бюджетном кодексе: доля государственных заимствований может составить 39% всех финансовых ресурсов государственного бюджета.

При этом бывший главный экономист Минфина Александра Бетлий считает, что профинансировать в следующем году дефицит госбюджета в объеме 6% ВВП невозможно, а снижение его, например, до 4% означает уменьшение расходов на 80 млрд грн.

«Следующий этап будет очень сложный для Минфина: надо будет искать, где урезать, а где добавить, так как премьер-министр уже сообщил, что договорились с МВФ снижать дефицит. И в этой битве Минфин традиционно один на один, потому что депутаты как-то не очень подают предложения о снижении расходов», – подчеркнула Бетлий.

Проблема с финансированием дефицита сформировалась в этом году. На текущий год дефицит госбюджета запланирован на уровне 7,5% ВВП, или 298 млрд грн. По данным Минфина, за январь – октябрь госбюджет был выполнен с дефицитом 111 млрд грн.

Глава Минфина Сергей Марченко признал, что МВФ требует снижения аппетитов по дефициту 2021 года ниже 6%. «В маяк, который заложен в мае на 2021 год, ориентир по дефициту бюджета для нас составлял 5,3% ВВП. Мы заложили в бюджет 6%... Пока рано говорить о цифре, но мы идем на снижение, то есть менее 6%», – сказал он, но не стал объяснять, почему на первое чтение попал документ с несогласованным показателем дефицита.

А согласовывать его есть из-за чего: в проект бюджета на 2021 год запланировано получение от МВФ $1,5 млрд.

Но, что самое страшное, следствием работы всех последних правительств является тот факт, что в среднесрочной перспективе в любом случае дефицит госбюджета будет больше установленных ограничений: его прогнозируемый уровень в 2023 году составляет 3,5%. А из-за этого неизбежным является увеличение долговой нагрузки на госбюджет.

В целом государственные заимствования предусмотрены в объеме почти 702,4 млрд грн (внутренние – 549,1 млрд грн), что больше показателей на 2020 год на 59,7 млрд грн, или 9,3%.

По оценке НБУ, предусмотренный в законопроекте размер дефицита можно профинансировать, только  повышая ставки гособлигаций. «Поскольку ОВГЗ является безрисковым активом для банков и доходность ОВГЗ формирует нижнюю границу для кредитных ставок банков, существует риск существенного роста последних, в итоге это может спровоцировать риски невозможности активизации кредитования в результате роста процентных ставок в экономике и фокусировки банков на операциях по покупке ОВГЗ», – отмечают в центробанке.

Как ожидается, средневзвешенная ставка для внутренних долговых инструментов составит около 8,8% годовых, для внешних долговых инструментов – около 6,5% годовых. Особенно интересна прогнозная ставка по валютным инструментам. Для сравнения: согласно Украинскому индексу ставок по депозитам физических лиц, ставка по годовому депозиту в долларах составляет 1,29%.

Три толстяка бюджета

Выплаты долга, выплаты процентов по долгу и выплаты пенсий – три растущие проблемы бюджета. Похоже, они будут расти до самого окончательного и решительного дефолта.

В частности, надо уже кому-то признать – пенсионная система в Украине погибла. А то, что сформировалось на ее месте, – это система социальных выплат из бюджета пожилым людям, которые называют пенсиями только по привычке. В следующем году из бюджета на выплату пенсий должно уйти 203,8 млрд грн, что больше бюджетных назначений на 2020 год на 1,5 млрд грн, или на 0,8%.

При этом долг Пенсионного фонда по казначейским займам на 1 октября составил 65,2 млрд грн – с начала года он увеличился на 16 млрд грн. В СП указывают на растущую зависимости выплаты пенсий от получения Пенсионным фондом таких займов.

А вот на выплату долгов в 2021 году вообще предусмотрено треть расходов госбюджета. Общие расходы на обслуживание и погашение государственного долга запланированы в объеме 599,8 млрд грн, что больше уточненного плана на 2020 год на 115,3 млрд грн, или на 23,8%. Расходы на погашение основной суммы долга запланированы в объеме 439,3 млрд грн, а расходы на обслуживание долга – 160,5 млрд грн.

Вместе с тем в законопроекте на 2021 год впервые предусмотрены расходы в сумме 1,15 млрд грн на выплаты по позорным государственным деривативам Яресько – Яценюка: показатель может уменьшиться из-за августовского выкупа долга Минфином.

«Только на обслуживание долга пойдет каждая седьмая гривна доходов. Объем государственного и гарантированного государством долга в целом возрастет до 2,9 трлн грн, или почти 65% ВВП, что превысит установленную в Бюджетном кодексе границу», – отмечают в СП.

Вместе с тем законопроектом предусмотрено определить размер прожиточного минимума на 2021 год (средневзвешенный размер – 2250 грн), который на 48% ниже фактического его размера в ценах сентября 2020 года. А объем льгот и жилищных субсидий запланирован без учета существенного повышения цен на газ уже с ноября 2020 года.

Что впереди?

Впереди много интересного и грустного. Ко второму чтению правительство должно подать проект госбюджета в двухнедельный срок.

При этом грандиозный батл с активным участием лоббистов всех видов и цветов ожидается вокруг изменения в Налоговый кодекс (№4101), которые также надо принять для госбюджета-2021. Кроме правительственного варианта этих изменений, есть еще три альтернативных законопроекта, в частности председателя налогового комитета ВР Даниила Гетманцева.

Речь идет, среди прочего, об увеличении ставок налогообложения и расширении полномочий налоговых органов. И борьба уже началась – против запланированного повышения налогов уже выступили наиболее влиятельные бизнес-ассоциации.

А еще Ассоциация городов Украины уже категорически против освобождения «Укрзализныци» от уплаты земельного налога: цена вопроса около 5 млрд грн.

Основные прогнозы проекта госбюджета-2021

2021

2020

номинальный ВВП, млрд грн

4505,9

3985,5

изменение реального ВВП, %

4,6

-4,8

инфляция (декабрь к декабрю), %

7,3

11,6

среднегодовой прогнозный курс, грн/$

29,1

27*

курс на конец года, грн/$

28,8

27,5*

*первоначальный прогноз

Источник: Комитет по вопросам бюджета Верховной Рады

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате