Еще один ужасный госбюджет стал на одно парламенсткое слушание ближе
275 депутатов проголосовали за снижение социальных стандартов

Парламент в четверг принял в первом чтении проект госбюджета-2021, а также связанные с ним изменения в Бюджетный кодекс. Несмотря на положительный результат, голосование выявило ряд проблемных моментов.
Mind анализирует особенности бюджетного процесса: падение доходов, рост долга и влияние децентрализации..
Ослабление центра и усиление регионов станет в текущем году новым весомым фактором, который будет влиять на траекторию и скорость бюджетного процесса в Украине. Президент проиграл борьбу за местные органы власти, региональные «бароны» выиграли.
Таким образом, страна движется к своему варианту Великой хартии вольностей, а также к распродаже земли в условиях четко обозначенных феодальных полюсов. Президент, конечно, большой человек и все еще может «отравить» жизнь, но очень большого «мамонта» будут делить в регионах. Именно под влиянием этих контроверсионных факторов будут находиться в ближайшие два месяца как депутаты, так и конкретные расходные строки в общегосударственной смете.
Продвижение
Голосование в Верховной Раде в четверг показало, что у президента и его правительства уже нет большинства в парламенте. Для голосования за такой важный документ, как бюджет, пришлось собирать голоса из других группировок.
Фракция «Слуга народа» дала за бюджет только 209 голосов, «Батькивщина» – 19, «За майбутнє» – 16 «Довіра» – 20, остальные – внефракционные. Депутаты «Оппозиционной платформы – За жизнь», «Голоса» и «Европейской солидарности» не голосовали.
Как всегда, интересна позиция фракции «Батькивщина». «Этот бюджет – это бюджет катастрофы», – сказала лидер фракции Юлия Тимошенко – и после этого 80% ее депутатов проголосовали за «катастрофу».
Во-вторых, для результативного голосования бюджетный комитет парламента сразу пошел на увеличение конкретных расходов в целом на 20,2 млрд грн, хотя обычно первое чтение нужно для определения реалистичности проекта и определения его основных параметров. В то же время надо учитывать – депутаты к первому чтению подали 2451 поправку на 1,5 трлн грн.
Экс-министр финансов Игорь Уманский объясняет, что речь идет не о распределении денег, а о распределении права тратить – реализовывать это право в дальнейшем будут те, кто победит в конкурентной борьбе за недостаточный объем ресурса. «Если всем не хватает – кто первый успел, того и бабки. Но это только первое чтение», – отметил Уманский.
Основный дополнительный источник доходов депутаты нашли в Нацбанке, который должен увеличить отчисления в бюджет-2021 на 12 млрд грн, до 45 млрд грн. При этом такой ориентир установлен на основании цифр общей прибыли центробанка текущего года, а не прибыли до распределения. НБУ заранее предупредил, что прогнозируемый объем его перечислений в госбюджет в 2021 году составит 22,6 млрд грн (но кого это волнует). Разве для этого в Нацбанке меняли руководство?
В-третьих, низкое качество обсуждения документов и общего подхода к работе говорит о том, что президент, возможно, прав – такого количества депутатов много. В частности, поразило, что изменения в Бюджетный кодекс (№4100), которые были необходимы для дальнейшего продвижения бюджетного процесса, пришлось голосовать дважды.
При этом важнейший закон принимается без обсуждения, хотя сравнительная таблица к нему занимает 71 страницу. А там, среди прочего, инструменты «ручного управления» в вопросах долга и государственных гарантий, которые перешли Минфину.
Констелляция
Бюджет катастрофы – это когда государство стремится получить выгоду по принципу «меньше кормить и больше доить». А если это не работает, то увеличивать и увеличивать долг. Идея сокращения собственно государственного аппарата и его расходов на фоне неутешительных финансовых результатов управления даже не допускается: по итогам первого чтения парламент со старта увеличил расходы на свое содержание на 1,1 млрд грн, хотя и признал, что предложенный документ ухудшает жизнь бедных граждан.
Однако катастрофа может произойти и из-за нереалистичности прогнозов. К примеру, в Счетной палате (СП) не верят в правительственный прогноз роста ВВП на 4,6%. Рисками для экономического восстановления являются, среди прочего, карантин, рецессия в промышленности и других отраслях, уменьшение кредитования и капитальных инвестиций. В ведомстве подсчитали, что доходы госбюджета-2021 будут на 2,2% меньше, чем соответствующие показатели, которые ожидаются на этот год.
На этом фоне одним из самых энигматичных показателей проекта выглядит прогноз по НДС. В Минфине считают, что по сравнению с уточненным плановым показателям на 2020 год в 2021-м поступления НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) с учетом бюджетного возмещения вырастут на 52,9 млрд грн, или на 68,3%. А вот рост в 2,2 раза плана по инфернальной статье «прочие поступления» (различные штрафы и изъятия) рефлекторно подталкивает к государственной границе. Но нельзя, потому что COVID!
Кроме того, в СП отмечают, что в случае меньшей, чем предусмотрено правительством, инфляции на 2021 год есть риски невыполнения отдельных налогов государственного бюджета, доля которых в общем объеме доходов составляет 45%.
Не верит Минфину и Нацбанк, который отмечает, что в основу проекта госбюджета положены слишком оптимистичные и завышенные показатели номинального ВВП и обменного курса. Исходя из этого, НБУ предлагал пересмотреть проект с учетом более консервативного макроэкономического прогноза.
Вообще в НБУ считают, что из-за завышенных прогнозных макропоказателей на 2021 год существуют риски недополучения доходов в объеме до 65 млрд грн.
Дефицитная лихорадка
Предложенный правительством дефицит госбюджета-2021 на уровне 6% ВВП, или 270 млрд грн, в разы превышает ограничения, установленные в Бюджетном кодексе: доля государственных заимствований может составить 39% всех финансовых ресурсов государственного бюджета.
При этом бывший главный экономист Минфина Александра Бетлий считает, что профинансировать в следующем году дефицит госбюджета в объеме 6% ВВП невозможно, а снижение его, например, до 4% означает уменьшение расходов на 80 млрд грн.
«Следующий этап будет очень сложный для Минфина: надо будет искать, где урезать, а где добавить, так как премьер-министр уже сообщил, что договорились с МВФ снижать дефицит. И в этой битве Минфин традиционно один на один, потому что депутаты как-то не очень подают предложения о снижении расходов», – подчеркнула Бетлий.
Проблема с финансированием дефицита сформировалась в этом году. На текущий год дефицит госбюджета запланирован на уровне 7,5% ВВП, или 298 млрд грн. По данным Минфина, за январь – октябрь госбюджет был выполнен с дефицитом 111 млрд грн.
Глава Минфина Сергей Марченко признал, что МВФ требует снижения аппетитов по дефициту 2021 года ниже 6%. «В маяк, который заложен в мае на 2021 год, ориентир по дефициту бюджета для нас составлял 5,3% ВВП. Мы заложили в бюджет 6%... Пока рано говорить о цифре, но мы идем на снижение, то есть менее 6%», – сказал он, но не стал объяснять, почему на первое чтение попал документ с несогласованным показателем дефицита.
А согласовывать его есть из-за чего: в проект бюджета на 2021 год запланировано получение от МВФ $1,5 млрд.
Но, что самое страшное, следствием работы всех последних правительств является тот факт, что в среднесрочной перспективе в любом случае дефицит госбюджета будет больше установленных ограничений: его прогнозируемый уровень в 2023 году составляет 3,5%. А из-за этого неизбежным является увеличение долговой нагрузки на госбюджет.
В целом государственные заимствования предусмотрены в объеме почти 702,4 млрд грн (внутренние – 549,1 млрд грн), что больше показателей на 2020 год на 59,7 млрд грн, или 9,3%.
По оценке НБУ, предусмотренный в законопроекте размер дефицита можно профинансировать, только повышая ставки гособлигаций. «Поскольку ОВГЗ является безрисковым активом для банков и доходность ОВГЗ формирует нижнюю границу для кредитных ставок банков, существует риск существенного роста последних, в итоге это может спровоцировать риски невозможности активизации кредитования в результате роста процентных ставок в экономике и фокусировки банков на операциях по покупке ОВГЗ», – отмечают в центробанке.
Как ожидается, средневзвешенная ставка для внутренних долговых инструментов составит около 8,8% годовых, для внешних долговых инструментов – около 6,5% годовых. Особенно интересна прогнозная ставка по валютным инструментам. Для сравнения: согласно Украинскому индексу ставок по депозитам физических лиц, ставка по годовому депозиту в долларах составляет 1,29%.
Три толстяка бюджета
Выплаты долга, выплаты процентов по долгу и выплаты пенсий – три растущие проблемы бюджета. Похоже, они будут расти до самого окончательного и решительного дефолта.
В частности, надо уже кому-то признать – пенсионная система в Украине погибла. А то, что сформировалось на ее месте, – это система социальных выплат из бюджета пожилым людям, которые называют пенсиями только по привычке. В следующем году из бюджета на выплату пенсий должно уйти 203,8 млрд грн, что больше бюджетных назначений на 2020 год на 1,5 млрд грн, или на 0,8%.
При этом долг Пенсионного фонда по казначейским займам на 1 октября составил 65,2 млрд грн – с начала года он увеличился на 16 млрд грн. В СП указывают на растущую зависимости выплаты пенсий от получения Пенсионным фондом таких займов.
А вот на выплату долгов в 2021 году вообще предусмотрено треть расходов госбюджета. Общие расходы на обслуживание и погашение государственного долга запланированы в объеме 599,8 млрд грн, что больше уточненного плана на 2020 год на 115,3 млрд грн, или на 23,8%. Расходы на погашение основной суммы долга запланированы в объеме 439,3 млрд грн, а расходы на обслуживание долга – 160,5 млрд грн.
Вместе с тем в законопроекте на 2021 год впервые предусмотрены расходы в сумме 1,15 млрд грн на выплаты по позорным государственным деривативам Яресько – Яценюка: показатель может уменьшиться из-за августовского выкупа долга Минфином.
«Только на обслуживание долга пойдет каждая седьмая гривна доходов. Объем государственного и гарантированного государством долга в целом возрастет до 2,9 трлн грн, или почти 65% ВВП, что превысит установленную в Бюджетном кодексе границу», – отмечают в СП.
Вместе с тем законопроектом предусмотрено определить размер прожиточного минимума на 2021 год (средневзвешенный размер – 2250 грн), который на 48% ниже фактического его размера в ценах сентября 2020 года. А объем льгот и жилищных субсидий запланирован без учета существенного повышения цен на газ уже с ноября 2020 года.
Что впереди?
Впереди много интересного и грустного. Ко второму чтению правительство должно подать проект госбюджета в двухнедельный срок.
При этом грандиозный батл с активным участием лоббистов всех видов и цветов ожидается вокруг изменения в Налоговый кодекс (№4101), которые также надо принять для госбюджета-2021. Кроме правительственного варианта этих изменений, есть еще три альтернативных законопроекта, в частности председателя налогового комитета ВР Даниила Гетманцева.
Речь идет, среди прочего, об увеличении ставок налогообложения и расширении полномочий налоговых органов. И борьба уже началась – против запланированного повышения налогов уже выступили наиболее влиятельные бизнес-ассоциации.
А еще Ассоциация городов Украины уже категорически против освобождения «Укрзализныци» от уплаты земельного налога: цена вопроса около 5 млрд грн.
Основные прогнозы проекта госбюджета-2021
|
2021 |
2020 |
---|---|---|
номинальный ВВП, млрд грн |
4505,9 |
3985,5 |
изменение реального ВВП, % |
4,6 |
-4,8 |
инфляция (декабрь к декабрю), % |
7,3 |
11,6 |
среднегодовой прогнозный курс, грн/$ |
29,1 |
27* |
курс на конец года, грн/$ |
28,8 |
27,5* |
*первоначальный прогноз
Источник: Комитет по вопросам бюджета Верховной Рады
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].