Президент «Киевстар»: «Когда одна «рука» в правительстве просит нас ускорить запуск 4G на дорогах, а другая нарушает договоренности – мотивация пропадает»

Александр Комаров – о том, что lifecell «отгрызает» у оператора, когда на ж/д появится 4G, и росте затрат на IT-специалистов

Александр Комаров, президент «Киевстар»
Фото: пресс-служба «Киевстар»

Почему государство в этом году  может не получить 1 млрд грн от операторов? Во что «Киевстар» намерен инвестировать 4,6 млрд грн? Какие автомагистрали компания хочет покрыть 4G к началу 2022 года?  Об этом и многом другом на пресс-конференции рассказали топ-менеджеры «Киевстар». Mind выбрал наиболее интересные цитаты и факты.

О заблудившейся инвест-няне

«Индустрии так и не дали инвест-няню. Видимо, у государства есть ощущение, что мы в любом случае будем инвестировать, так как должны выполнять лицензионные обязательства.  Мы и, правда, инвестируем. За последнее время отрасль ежегодно прирастала в доходах в среднем на 12,8% (до 50,1 млрд грн), а инвестиции увеличивались на 15% (до 13,2 млрд грн). У «Киевстар» выручка повысилась на 13% (до 25,2 мрлд грн), а объем инвестиций – на 32% (до 6 млрд грн). Мы много строим. И инвест-няня, возможно, не помешала бы. Мне кажется, индустрия заслуживает доброжелательного внимания со стороны государства, контролирующих органов, особенно в этой активной инвестфазе», – заявил президент «Киевстар» Александр Комаров.

О том, сколько еще осталось вложить в 4G

Около 4,6 млрд грн. Деньги пойдут на достройку сети, увеличение и поддержание ее емкости.

О сокращении цифрового разрыва

По словам президента компании, к концу 2020 года «Киевстар» покрывал 4G 86% населения, «Vodafone Украина» – 81%, lifecell – 61%. «Разница между «Киевстар» и «Vodafone Украина» – всего-навсего 5%. Но в пересчете на населенные пункты она огромна – это около 5000 сел».


О покрытии автодорог связью четвертого поколения 

По условиям лицензий в 900 МГц, «большая тройка» обязана запустить 4G на международных дорогах к январю 2023 года, на национальных трассах – до  июля 2024-го.  Правительство просит операторов ускорить процесс.

«Мы находимся, я бы сказал, под нормальным давлением. Уже проработали план перераспределения инвестиций, чтобы более оперативно покрыть дороги. Мы очень к этому стремимся. В идеальном сценарии, хотим уже к началу 2022 года на 96–97%  покрыть 18 300 км основных магистралей. Но когда одна «рука» просит нас ускориться, а «другая» нарушает условия меморандума (собирается повысить рентную плату за РЧР. Mind) – то мотивация пропадает. На последней презентации министр цифровой трансформации Михаил Федоров отметил, что у нас конструктивный диалог. Считаю, он должен быть конструктивным во всех своих элементах», – не упустил возможность поторговаться президент компании. 

О покрытии 4G железных дорог

По словам главного эксперта по спектральной стратегии «Киевстар» Игоря Ерещенко, в местах, где железная дорога проходит вдоль населенных пунктов и  автомобильных дорог,  4G появится. Но для «коврового покрытия» жд необходим отдельный проект: установка базовых станций вдоль маршрутов следования и специального оборудования внутри поездов.  Операторы уже провели испытания на тестовых отрезках, в ходе которых выявляли, как часто нужно ставить базовые станции и какое оборудование необходимо.

Комаров уточнил, что этот проект может стартовать не ранее 2024-2025 годов и при условии поддержки со стороны государства: «Полноценное покрытие жд требует огромного объема инвестиций. Не верю, что проект будет коммерчески оправданным. Нужно участие государства. В какой форме, пока не знаю. Премьер-министр и министр цифровой трансформации с пониманием относятся к тому, что проблему покрытия жд нельзя решить только за счет инвестиций операторов».

О риске провала тендера в 2,1 МГц

В этом году государство планирует продать на аукционе 15 МГц в диапазоне 2,1 ГГц. По мнению Комарова, тендер может не состояться, если на законодательном уровне не уберут  повышающий коэффициент (1,4) при оплате за частоты этого спектра.

«Исторически в Украине вводились различные коэффициенты для того, чтобы заставить операторов что-то сделать. Прежние цели достигнуты. Уже давно регулятор хочет убрать коэффициенты. Периодически появляются законопроекты с такими инициативами, но разные ведомства вырезают из документов эти нормы. Т.е. идет возня и перетягивание каната. Тем временем ни одному оператору невыгодно купить в 2,1 ГГц дополнительные 5 МГц», – полагает президент компании.

По его словам, у государства уже два года есть свободных 15 МГц. Их можно продать примерно за 1 млрд грн. Также государство ежегодно могло бы получать около 250 млн грн ренты за эти частоты от операторов.  Но «благодаря» повышающему коэффициенту ни у одного игрока не возникает желания приобрести дополнительные частоты: бизнес-кейс не складывается.

О росте тарифов  

«В планах до конца года ничего подобного нет. Может ли план измениться? Да», – отметил Комаров.

О переводе абонентов с предоплаты на контракт

«Сейчас у «Киевстар» около 90% абонентов – на предоплате (схожие показатели и у других украинских операторов. – Mind).  Такая ситуация нетипична для Европы. Например, только в Германии около 30% абонентов на предоплате, в других странах ЕС – меньше 10%.  Даже в Молдове большая часть абонентов – уже на контракте. Думаю, в течение ближайших лет и Украина будет стремиться к такому же перераспределению. Мы сознательно продвигаем контракт. И уже получили сумасшедший рост подключений», –  рассказала директор по корпоративной стратегии «Киевстар» Зоя Дроншкевич.

По словам Комарова, амбиция оператора – за этот год переманить на контракт 500 000 новых абонентов. Пока план удается превышать: «Мы сторонники того, чтобы переводить абонбазу на более стабильные формы подключения. Наша база относительно стабильна. Снижение год к году – около 1% за счет двух факторов: падает сам рынок и по чуть-чуть  «отгрызает» lifecell. При этом  наша абонбаза абонентов на предоплате в прошлом году снизилась на 4%, она перераспределилась по двум сегментам: абоненты перешли на контракт и на микс фиксированной и мобильной связи».

О создании оператора пассивной инфраструктуры

У «Киевстар» около 11 000 объектов пассивной инфраструктуры, половина из них –   башни. «Во всех странах присутствия группы Veon (собственника «Киевстар». Mind) проходит отделение инфраструктуры от основного бизнеса. Такая компания сможет работать как отдельный бизнес, предоставляя услуги нашим конкурентам или другим пользователям», – заявил Комаров.

О том, что интернет-провайдеры периодически обвиняют «Киевстар» в порче их кабелей и демпинге

Комаров заверил, что целенаправленной политики некорректного отношения к конкурентам в компании нет. «Киевстар» также сталкивается с повреждением инфраструктуры. «Но мы просто не жалуемся. В каждом регионе есть сильный игрок. Где-то мы лидируем, где-то наши конкуренты, например «Ланет», «Воля».  На рынке ФШПД очень жесткая конкурентная среда. У каждого свои преимущества, как видимые, так и невидимые. К примеру, по доступу к инфраструктуре мы проигрываем любому локальному игроку в силу своих внутренних установок. Это большая тема, в рамках которой иногда есть агрессия со стороны «Киевстар» и наших конкурентов. Но в целом, мне кажется, что рынок уже более-менее сбалансирован», – полагает спикер.

О продвижении в IT

Сейчас в штате оператора уже около 360 IT- и digital-специалистов. В ближайшее время их количество хотят увеличить до 500. «Очень сильно растут затраты на персонал: инфляция по HR-затратам – 22–24% год к году. Влияют два фактора. Во-первых, мы хотим быть конкурентоспособными в борьбе за таланты, удерживать лучших сотрудников и нанимать новых. Во-вторых,  у нас существенная доля прироста IT и digital-персонала. А рынок IT-специалистов в Украине  существенно «перегрет», – пояснил президент компании.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS