Мэр Вильнюса: «Моя зарплата – 2200 євро в месяц. Столько же получает водитель городского автобуса или троллейбуса»
Ремигиюс Шимашюс – о проблемах большого города, доходах и расходах бюджета, модернизации инфраструктуры и привлечении инвесторов

В конце апреля подходит к концу «правление» мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса, который отбыл на этом посту два четырехлетних срока подряд. В 2015 году он был избран с результатом свыше 60% голосов (что примечательно, это были первые прямые выборы мэров в Литве). А спустя четыре года повторил свой успех – с 59% голосов избирателей, вторично возглавив столицу. Параллельно с мэрством он был председателем литовской партии «Движение либералов», а затем совместно с министром экономики Литвы Аушрине Армонайте основал «Партию свободы» – с идеологией социал-либерализма и проевропеизма.
В недавней очередной гонке за кресло мэра Вильнюса Шимашюс уже не участвовал (новым главой города 20 марта стал Валдас Бенкунскас), но будет исполнять свои обязанности градоначальника еще до конца апреля.
По образованию Ремигиюс Шимашюс – юрист, имеет докторскую степень. Работал в правительстве Андрюса Кубилюса (2008–2012 года), занимая там пост министра юстиции на протяжении четырех лет – и, кстати, являлся вторым самым молодым министром юстиции в истории литовского права.
С Ремигиюсом Шимашюсом мы встретились в Киеве, на недавнем Налоговом саммите Ukrainian Tax Reform And Anti-corruption Summit. И поговорили о его опыте управления европейской столицей – проблемах большого города, доходах и расходах бюджета, модернизации инфраструктуры, привлечении инвесторов, а также о социальной политике мэрии, нюансах городской застройки и коммуникации с горожанами.
О реалиях европейской столицы
– Каковы на сегодня ключевые проблемы вашего города как европейской столицы?
– Вильнюс довольно успешен. В своем регионе мы считаемся вторым городом по масштабам вложения инвестиций и комфортности ведения бизнеса.
Наш город – второй в ЕС по количеству стартапов. Проекты со штаб-квартирой в Вильнюсе привлекли 95% от общего объема инвестиций в Литве в 2022 году, причем 227 млн евро поступило в молодые технологические компании. Результатом стала невероятная окупаемость инвестиций в столице: стоимость стартапов Вильнюса выросла с 500 000 евро в 2018 году до 8 млрд евро в 2022-м среди более чем 740 стартапов.
В Вильнюсе финтех является крупнейшим инвестиционным сегментом, насчитывающим свыше 110 стартапов с общей стоимостью предприятий в 537 млн евро. 2022 год побил рекорды по объему венчурных инвестиций в финтех: привлечено 66 млн евро, что в 4,7 раза больше, чем в предыдущем году.
Но самой большой отраслью с точки зрения стоимости предприятий являются информационно-коммуникационные технологии, где более 155 стартапов, которые оцениваются в 5,6 млрд евро. Сюда входят более 40 игровых компаний общей стоимостью в 138 млн евро. Другими заметными инвестиционными узлами стали лазеры (30+ стартапов стоимостью 116 млн евро) и биотехнологии (20+ стартапов стоимостью 11 млн евро), причем обе отрасли побили инвестиционные рекорды в 2022 году.

Поэтому, когда ЕС проводит опрос граждан об условиях проживания, Вильнюс всегда входит в пятерку лучших европейских городов.
Хотя и у нас есть проблемы. В первую очередь это связано с транспортной инфраструктурой. Например, еще несколько лет назад в городе было всего 25 км велосипедных дорожек, а сейчас – 150 км. Мы переделали около 600 км городских улиц – полосы для автотранспорта стали шире и пригодны для более быстрой езды. Кстати, на этих улицах мы фиксируем в четыре раза меньше ДТП по сравнению с остальными участками. В целом за последние пять лет, в Вильнюсе фиксируется на 10% меньше аварий с человеческими жертвами. А на улицах, измененных по западным стандартам, – дорожных происшествий в четыре раза меньше.
Активно продолжается и процесс десоветизации. Речь не только о демонтаже памятников той эпохи – это самое легкое и уже давно сделано. К сожалению, урбанистическая структура города была испорчена во времена СССР. Поэтому сейчас вынуждены все это переделывать. В первую очередь – здания, чтобы они соответствовали евростандартам. Процесс мы начали с улиц и кварталов (советские кварталы – это 7–8 га, а западноевропейские – не более 1 га). Сегодня реконструируем советские школы, детские садики. Но не просто делаем там евроремонт, а изменяем структуру. У нас есть 10 архитектурных принципов градостроительства.
О доходах и кредитах
– Назовите три главных источника доходов Вильнюса. Достаточно ли этого для реализации масштабных модернизаций в городском хозяйстве и программ развития?
– В бюджете этого года топ-3 доходов составляют: подоходный налог с физлиц –522 млн евро, налог на недвижимость –51 млн евро, местные налоги – 46,2 млн евро.
– Берете ли кредиты у международных доноров, например, на модернизацию инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства и т. д.?
– Конечно. И на транспортную систему, и на другую инфраструктуру города. Например, мы начали менять все уличное освещение на LED-формат еще несколько лет назад и продолжаем это делать. Освещение должно быть комфортным прежде всего для пешеходов, а затем уже для машин. Кстати, я вижу такую проблему в Украине: обычно освещены автотрассы, а дорожки для пешеходов – темные…
Также значимой для Вильнюса была проблема городских стоков. Климат в нашей полосе с каждым годом становится все теплее, а дожди – интенсивнее. Если еще несколько лет назад каждый сильный дождь в определенных районах города был проблемой, то сегодня риск затопления улиц поверхностными водами значительно снизился: если раньше дожди нарушали движение в семи районах столицы, то теперь только в трех (и еще один район будет подготовлен к концу этого года). Общая стоимость проекта по городским стокам, финансируемого ЕС – около 47 млн евро. Также внушительные инвестиции вложены в инновации по отоплению жилого сектора.

Мы сотрудничаем с EIB, CEB (Банк развития Европейского Совета) и NIB – городская муниципальная администрация Вильнюса имеет кредитные соглашения с этими банками, а ЕБРР преимущественно работает с предприятием «Вильнюсский общественный транспорт». Маржа же коммерческих банков, безусловно, выше, чем у вышеупомянутых структур.
Что касается суммы, то в бюджете муниципалитета предусмотрены заимствования в размере 48 млн евро – у нас существуют национальные лимиты. Принцип такой: на сколько процентов растет наша экономика, на столько больше мы можем взять кредитов. При этом объем госдолга не должен увеличиваться. У нас есть закон о фискальной ответственности, который касается в том числе экономической деятельности муниципалитетов. Но хочу подчеркнуть: когда восемь лет назад я стал мэром Вильнюса, город имел огромный долг – свыше 100% местного бюджета. А сейчас он составляет лишь 25% городского бюджета. На сегодня у Вильнюса около 300 млн евро долга от разных кредитных организаций и банков (при общем бюджете города в 1,2 млрд евро).
– А по какому принципу общегородской бюджет распределяется между районами?
– В этом плане Вильнюс довольно централизованный. Чуть более 50% горбюджета идет на образовательные нужды – школы и детские сады. Ежегодно подсчитываем, в каком из районов появилось больше детей и сколько детей в тех или иных районах должны вскоре пойти в садик/школу. Строим школы и садики не год в год, а заранее. Ведь на возведение этих объектов уходит не менее трех лет, начиная от запроса на строительство и разрешение.
Вильнюсу как успешному городу центральная власть не выделяет много денег. Поэтому часто приходится изыскивать средства из местного бюджета. Построить одну школу стоит 15–20 млн евро, детский садик – около 4–5 млн евро. В год мы строим пару детсадов и минимум одну школу. В целом на образовательные нужды город в 2022 году потратил около 650 млн евро, а на строительство и капитальный ремонт – около 80 млн. Конечно, этих денег недостаточно. Ибо их всегда меньше, чем проблем, которые надо решить.
Что касается другой инфраструктуры, то мы тоже работаем в соответствии с потребностями. Например, в Вильнюсе были старые советские районы в ужасном виде (начиная с состояния асфальтированных дорог и заканчивая зданиями), и они получили более крупное финансирование. Также у нас есть спецпрограмма по обустройству парков и скверов. К примеру, маленький сквер должен размещаться не далее чем в 300 м от жилого комплекса.
– Поскольку туризм важен для Вильнюса, как способствуете его развитию? Были ли запущены какие-то внешние промокампании?
– Да. В Вильнюсе даже есть городской орган, работающий в этом направлении – Go Vilnius. И я вижу, что город становится все более интересным для мира. Мы стали модным туристическим направлением.
О ЖКХ и «злостных уклонистах»
– Многие украинцы не платят за услуги ЖКХ и их долги исчисляются внушительными цифрами. Как в Вильнюсе борются с неплательщиками: выселяете, судитесь?
– У нас тоже есть неплательщики. Но это не такая проблема, как 20 или 10 лет назад. Даже если дорожают энергоресурсы и коммунальные услуги, то средняя зарплата и пенсии вырастают еще больше. Поэтому коммунальные услуги становится легче оплачивать. В Литве реальная зарплата за 30 лет выросла в четыре раза, то есть на 300%. А в Вильнюсе эта цифра еще выше, нежели среднестатистическая по стране. Кстати, это самый большой рост в ЕС. Например, в Италии рост был только на 1%, в Германии – на 35%, в Ирландии – на 100%.
Должников у нас выявляют довольно эффективно – благодаря юридической системе. Увы, в Украине это глобальный пробел (имею в виду работу прокуроров, судов, инспекторов, нотариусов и т. д., а также состояние реестров). В Литве тоже была такая проблема 20 лет назад, но мы ее решили.

Кстати, когда в прошлом году выросли ценники на энергоресурсы, мы боялись повальных неплатежей со стороны населения. Поэтому ввели некоторые льготы – в частности, возможность платить частями. В результате в городе стало меньше должников по коммунальным услугам, нежели в предыдущие годы. Что касается крайних мер (выселение, суд) – такие опции тоже имеются. Но если в семье есть хотя бы один ребенок, то выселение не применяется. Вместо этого вызывают в суд повесткой либо могут отключить от ряда коммунальных услуг.
Есть в Литве и среди предприятий/компаний те, кто уклоняется от уплаты налогов. Например, регистрируют свой бизнес в другом государстве. Но по сравнению с Украиной с этим вопросом у нас почти полный порядок. В Литве в основном исправно платят налоги и физлица, и бизнес.
Наша налоговая инспекция весьма лояльна к предпринимателям. А представителям микробизнеса даже посоветуют, как платить меньше. Цель наших налоговиков – не штрафы и внезапные проверки, а помощь в своевременной и четкой оплате сборов. Но Литва шла к этому не один год и провела не одну реформу. У нас налоги не столь высоки, как во многих странах ЕС, но и не низкие – 15%. Хотя в той же Болгарии – всего 10%. А вот налоги на зарплату достаточно высокие – до 32% (там довольно сложная система расчетов).
О новых инвестициях и достижениях
– Какие инвестиционные проекты сейчас реализуются в городе? Как привлекаете инвесторов?
– Зарубежные инвестиции в Вильнюс заходят весьма активно. Город внесен в список самых привлекательных мест для иностранных инвесторов. В Литве и Вильнюсе хорошо работает национальная агентура – Invest Lithuania, которая привлекает инвесторов (в частности, польских).
Я как мэр часто встречаюсь с потенциальными инвесторами – обсуждаю конкретные проекты строительства и т. д. Свыше 90% тех, с кем непосредственно встречался, вкладывались именно в Вильнюс. Сейчас, благодаря внушительным иностранным инвестициям, заканчиваем застройку бывшего промышленного района возле Старого города (Паупис – район у реки) с населением 8000 человек.
На прошлогодней выставке недвижимости MIPIM Cannes – крупнейшей в мире, были отмечены европейские города с самыми высокими показателями в том числе Вильнюс, который поднялся в рейтинге наиболее финансово и экономически развитых и инвестиционно привлекательных городов. Мы заняли 2-е место в категории средних городов в рейтинге «Европейские города и регионы будущего 2022/2023», составленном Financial Times по версии fDi Intelligence.
А в этом году мы стали еще лучше. В категории fDi Strategy для средних городов Вильнюс показал наилучшие результаты и занял 1-е место, оставив позади такие города, как Таллинн и Эдинбург. В этой категории оцениваются последовательные, стратегические действия городов по привлечению инвестиций, направленные на создание благоприятной среды для прихода новых и расширения существующих предприятий.

Вильнюс получил наивысшую оценку за свои планы по привлечению иностранных инвестиций. Кстати, получая награду за город (это было в марте 2022 года), я озвучил то, что было написано на моей футболке: от имени Вильнюса мы посвящаем ее Киеву – городу будущего Европы во всех смыслах.
Очень много денег приходит в финтех-сферу. Сейчас у нас в процессе самая крупная инвестиция – производство компьютерных чипов. Компания Teltonika инвестирует 4 млрд евро в технологический кампус Teltonika High-Tech Hill. Уже строится завод. Активно инвестирует Thermo Fisher Scientific – американская компания-производитель научного оборудования, вакцин, реагентов и ПО.
О нюансах застройки в историческом центре
– Существует ли мораторий на застройку в историческом центре Вильнюса? Есть ли из него исключения?
– У нас нет моратория. Историческая часть города включена в список ЮНЕСКО, но как изменяющийся город. Кстати, в этом году Вильнюс празднует 700-летие. По структуре наш Старый город – готический, и мы всегда его изменяли. Поэтому сейчас готических зданий очень мало, преимущественно барокко.
Мы хотим, чтобы город развивался за счет современной качественной архитектуры. В Киеве тоже есть такие идеи: например, театр на историческом Андреевском спуске в современном решении. Многие люди думают, что это большая контраверсия. А, по-моему, хорошее модерновое здание. Во всяком случае, это лучше, нежели так называемый стиль «новая Англия».

Хотя в Вильнюсе нет моратория на застройку в Старом городе, но построиться там довольно сложно. Обязательное требование для самых крупных инвестиций – архитектурные конкурсы, которые проводятся под патронатом мэрии. Я ничего не имею против бизнес-центров и престижных жилищных комплексов, но они должны быть очень качественными.
И архитектурный конкурс – лишь одна из ступеней. Главное – это 10 архитектурных принципов, о которых я говорил ранее. Мы требуем, чтобы девелоперы неукоснительно их соблюдали. Хотим, чтобы наш город стал не только максимально современным, но и таким, где уютно жить. В частности, стремимся к периметровой застройке (как в историческом центре Киева), большему озеленению и максимальному сохранению исторических объектов.
О социальной политике и заработках горожан
– А какая часть населения города является активно работающей?
– Вильнюс – один из самых молодых городов в нашем регионе, преимущественно с населением до 35 лет. Что позволяет нам расти динамичнее, нежели Рига, Таллинн и прочие города вокруг Балтийского моря.
– Какую социальную политику проводит мэрия? В частности, в отношении пенсионеров и многодетных семей? Предусмотрены ли карты пенсионера и многодетных семей, скидки на оплату коммунальных услуг, транспорт?
– На коммунальные услуги нет льгот. Есть скидки на проезд в общественном транспорте, но они не очень хорошо таргетированы – слишком обширны. Например, пенсионеры платят только 20% от суммы проезда.
Если у человека маленькие доходы – меньше прожиточного минимума (до уплаты налогов –840 евро), можно обратиться за соцвыплатами. Если доходы маленькие и нет жилья – можно подать заявку на получение соцжилья.

В отличие от Западной Европы, наша мэрия не строит сама социальное жилье, а покупает на рынке – даже на вторичном.Также практикуем выделение ежемесячных ваучеров (на несколько сотен евро) малоимущим на аренду квартиры. Здесь выгода в том, что человек может сразу снять жилье, а не ждать, пока мэрия выделит ему социальное. Эта опция очень популярна, так как ваучер покрывает 70–80% аренды жилья (например, аренда двухкомнатной квартиры в центре Вильнюса стоит около 700 евро без учета коммуналки). Оставшиеся 20% оплачивает резидент.
Но часто мы сталкиваемся с тем, что люди, опасаясь лишиться определенных соцвыплат, не стремятся зарабатывать больше либо скрывают реальные доходы. И эта проблема существует не только у нас, а по всему ЕС. Поэтому я думаю, что в таких случаях соцвыплаты не должны полностью сниматься, а лишь частично урезаться.
– А какая минимальная месячная зарплата в рамках города? И, если не секрет, сколько составляет ваш оклад?
– Минимальная зарплата – около €800, а средняя (до вычета налогов) – 2200 евро. Как мэр, я получаю на руки 2200 евро в месяц (до налогов – чуть больше 3000 евро). Столько же получает, например, водитель городского автобуса/троллейбуса. Но у нас и цены на коммуналку значительно выше киевских. Минимальная пенсия – немногим более 400 евро. Вообще пенсии у нас небольшие.
О городских ограничениях
– В Украине существует запрет на курение в общественных местах, в частности на остановках городского транспорта. Но на практике граждане его игнорируют. Есть ли такая проблема в Вильнюсе и как она решается?
– У нас тоже запрещено курить в общественных местах, на остановках транспорта. Но люди иногда все равно курят. Хотя в городе курение все больше становится не модным. Так что данная проблема постепенно решается сама собой.
Куда более серьезный вопрос – курение на балконах, когда бросают окурки вниз. Естественно, мы стараемся штрафовать нарушителей, хотя суммы штрафов не очень большие (от 15 до 30 евро). Но у нас нет ресурсов, чтобы поймать за руку каждого курильщика. Стараемся, чтобы соседи решали это между собой.
Есть проблема и с наркоманией, хотя и не такая глобальная, как в других странах ЕС. В Вильнюсе как-то обосновался табор ромов, представители которого занимались распространением наркотиков. Но мы его выселили. Конечно, мэрия старается помочь наркозависимым жителям города – соцподдержка, надзор полиции, медпомощь.

Вообще я хотел бы легализировать легкие наркотики в городе, но это вопрос национального уровня. На данный момент он рассматривается в парламенте Литвы: идут активные дискуссии о декриминализации легких наркотиков либо об их легализации. Но уже несколько лет нет единого решения.
– Как в городе решен вопрос с продажей алкоголя, какие ограничения наложены?
– Мы имеем ограничения по времени. Не думаю, что это правильно, но продажа спиртного разрешена только до 20:00 в будни, а в выходные – до 15:00. По всей стране так. Мэрия не может внести здесь коррективы: это национальное регулирование.
Об извечной проблеме парковок и методах ее устранения
– В украинских городах остро стоит проблема парковок и существует негласное правило: «Где припарковался, там и парковка». Как в Вильнюсе решается этот вопрос?
– Я сейчас приехал в Киев в третий раз. А впервые посетил его пять лет назад и помню, как мерседесы, БМВ и майбахи стояли повсеместно на тротуарах. Для меня это был шок! Сегодня такого почти не наблюдаю.
Если говорить о Вильнюсе, то у нас довольно большие штрафы за неправильную парковку – 20 евро.
Есть два вида штрафов. Если припарковался на платной парковке и не заплатил, штраф – оплата двух дней парковки. Если проигнорировал это – штраф увеличивается в два раза. Если парковаться на тротуаре или пешеходном переходе, можно получить штраф в 100–150 евро.
Также у нас применяется вывоз неправильно припаркованных машин на штрафплощадки, в первую очередь машин класса люкс (чтобы люди видели, что правила существуют для всех – в том числе и для богатых). С марта этого года стоимость принудительного изъятия автомобиля с запрещенного парковочного места составляет 100 евро (ранее –36,30 евро), а стоимость хранения автомобиля на парковке в сутки снижается с 8,47 до 2,73 евро.
Кстати, в марте исполнился год со дня введения в Вильнюсе более строгих мер в отношении нарушителей Правил дорожного движения, причем право буксировать автомобили было распространено и на муниципальных служащих, а не только на полицию. За месяц только в Вильнюсе сотрудники службы общественного порядка выявили около 2000 нарушений ПДД, некоторые из них были чрезвычайно серьезными – создавали опасность для окружающих, препятствия, опасные дорожные ситуации, мешали работе и гармоничному движению транспорта в Вильнюсе. В течение года 2710 автомобилей таких нарушителей были отбуксированы.
Мы стараемся оборудовать больше парковок на улицах, в частности так называемых временных парковок (на один-два часа), а также в районе Старого города. Например, в прошлом году вокруг него сделали 600 платных паркомест. Если занято 85% платных мест – цену не поднимаем, если количество занятых мест 95% и более – увеличиваем стоимость до 4 евро за час. Если же занятых мест всего 50–60%, это означает, что цена слишком высокая, и мы ее снижаем до 0,50 евро за час.

Также в историческом районе Вильнюса на некоторые улицы вообще запрещен въезд, а на некоторые могут заезжать лишь те, кто там проживает. Наш Старый город очень большой. Пару лет назад мы проводили сравнительный анализ и увидели, что треть всех машин ехали или в Старый город, или из него. Еще треть – проезжали транзитом через Старый город (и это плохо), и еще почти столько же водителей искали, где припарковаться в Старом городе (что тоже нехорошо).
После того как подняли стоимость парковки в Старом городе – почти не осталось желающих оставлять там свою машину. А что касается транзита, мы внедрили меру, которая практикуется в некоторых городах ЕС: если въезжаешь в Старый город из западной части Вильнюса, то должен туда и возвратиться. То есть проехать транзитом невозможно. Это тоже позволило значительно снизить количество машин в Старом городе. Также мы идем к тому (это программа на 10 лет), чтобы машины, которые не соответствуют экостандартам, не имели возможности въехать в Старый город.
А еще Вильнюс – чемпион по аренде автомобилей для езды в городе. На эту услугу выделено несколько тысяч авто: в любой момент каждый может арендовать (поскольку существует более одного поставщика услуг, цены дружелюбны, и это немного дешевле, чем брать такси) понравившуюся машину и уехать в нужном направлении.
– А какие санкции применяются против жильцов, которые ставят свои авто непосредственно под подъездом, загораживая въезд машинам аварийных служб или скорой помощи?
– Что касается парковок машин непосредственно у подъездов жилых домов, то больших проблем с этим у нас нет. Бόльшая проблема – с вывозом мусора: мусоровозы – габаритные, и если кто-то из жильцов поставил свое авто перед подъездом, мусороуборочная машина не может заехать во двор. Ежедневно такое происходит почти в половине дворов.
О «мусорном вопросе» и дебатах с горожанами
– Для многих городов острой является проблема утилизации мусора. Как в Вильнюсе решается этот вопрос? Куда вывозят мусор, есть ли в городе перерабатывающие предприятия?
– У нас две системы вывоза мусора – для общих отходов и отдельно для бумаги, картона, пластика, металла и т. д. Конечно, мы следим за инновациями в этом вопросе и стараемся оперативно их внедрять.
Часть городского мусора сжигаем и используем эту энергию для отопления. Но довольно много (около 90%) перерабатываем. Между прочим, по переработке полиэтилена мы первые в ЕС.
В самом городе у нас есть мусоросжигательный биозавод, построить который решили 6 лет назад, а запустили в прошлом году. Среди горожан были большие дебаты по поводу его целесообразности, люди сопротивлялись строительству. Но мне удалось убедить население в нужности и важности такого объекта. На строительство завода потрачено свыше 200 млн евро.
– А как часто мэрия проводит консультации с общественностью?
– Очень часто. Особенно по вопросам нового строительства. У нас даже в законе прописано, что при начале каждой стройки следует проводить общегородские консультации с населением. Обсуждаем, как то или иное сооружение (бизнес-центр, жилищный комплекс, предприятие) повлияет на окружающую среду, жилой сектор, стоящий рядом и т. д.

Также постоянно консультируемся с горожанами по вопросам модернизации старых/ветхих зданий (как исторических, так и обычных жилых). Понятно, что единого мнения у них не бывает. К тому же у мэрии и населения могут быть полярные взгляды на проблему. Для этого и существует план застройки города, утвержденный спецкомиссиями.
Но вопрос, как именно это будет происходить, – и выносится на всеобщую дискуссию. Плюс, в своей позиции мэрия опирается на 10 архитектурных принципов. Иногда в особо острых вопросах идем на компромиссы. Иногда после дискуссий имеем вариант даже лучше предыдущего. А порой и вовсе отказываемся от идеи строительства, когда взгляды девелопера абсолютно расходятся с нашим видением и позицией горожан.
– А каково ваше впечатление от Киева с точки зрения организации городского пространства? Какие нерешенные проблемы и наоборот – преимущества вы видите в украинской столице?
– Год назад я сказал мэру Киева, что город добился явного прогресса в плане общественного порядка. Ведь еще несколько лет назад на тротуарах парковались мерседесы и другие автомобили. Сегодня, по крайней мере в центральной части, мы видим, что пешеходные дорожки возвращены пешеходам. Может, сами киевляне еще не понимают, но я вижу, как это создает другое настроение в городе.
Киев, действительно, город с большим потенциалом, с огромной позитивной энергией. И я ожидаю, что скоро он и вся страна станут моделью, из которой мы – литовцы и вся Европа – будем черпать вдохновение. Потому что восстановление после войны, отказ от советского урбанизма и архитектуры будут происходить быстрее, нежели в других странах.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].