Последнее время в мире для решения локальных урбанистических проблем в городах все больше распространяется метод тактического урбанизма. Вот и в Украине состоялась трансформация трех городских спотов в Киеве, Харькове и Одессе по принципам этого метода.
В рамках урбанистической кампании бренда glo™ «Місто vs. Урбазаври» в мае этого года стартовала охота на Урбазавров при поддержке урбанистов, украинских инфлюенсеров и BIG HERO проекта – Леси Никитюк. Урбазавры – это своеобразные «локации-монстры», которые олицетворяют типичные урбанистические проблемы своих городов. Участники проекта решили выгнать Урбазавров с насиженных мест в Киеве, Харькове и Одессе и трансформировать три локации в этих городах. А также привлечь внимание к урбанистическим проблемам, начать общественный диалог для их решения и показать, что делать это можно легко и фаново.
Набережная реки Лыбидь в Киеве, Греческая площадь в Одессе и Зеленые ступени в Харькове – все три локации уже трансформированы. Заброшенные или неприспособленные для прогулок/досуга пространства превратили в яркие, современные и комфортные точки для отдыха. Какие изменения произошли, как удалось их достичь, как они повлияют на жизнь горожан?
Узнаем далее.
До трансформации локация интересовала только активистов, которые порой устраивали субботники вдоль бетонных берегов. Коллектор зарастал иногда непроходимыми зарослями и не привлекал в качестве места для прогулок, ведь здесь было неинтересно и некомфортно. К тому же найти вход или выход было довольно сложно.
Бренд glo™ вместе с урбанистами обустроили участок набережной Лыбеди от переулка Физкультуры до улицы Ивана Фёдорова. Здесь появились артовые граффити, установили барную стойку, экран для показа фильмов через проектор, лавочки и тканевые навесы для отдыха у воды в тени. А также нарисовали яркие линии на бетоне для навигации посетителей.
Водозавр не сразу согласился покинуть насиженное место. После первого этапа трансформации он вернулся вместе с мощным ливнем, который разрушил часть обновлений. Однако последствия быстро ликвидировали и провели «работу над ошибками». Тактический урбанизм показал свою практичность – ведь благодаря выбранным методам удалось без значительных затрат ресурсов доработать некоторые моменты и укрепить конструкции на локации.
Автор проекта «Шукай!» и CITY HERO Юлия Бевзенко возглавляла охоту на Водозавра и говорит о потрясающей разнице после трансформации:
«Очень рада, что приняла участие в проекте о реальных изменениях. Набережную Лыбеди давно знали не с лучшей стороны. Теперь здесь чисто, красиво и можно посмотреть кино под открытым небом. В это вложено много сил. Чем больше людей узнает о трансформации, тем популярнее станет эта локация».
12 сентября, после завершения трансформации, киевскую локацию открыли яркой вечеринкой, которая объединила урбанистическую тему и захватывающие творческие перформансы так же, как сама кампания «Місто vs. Урбазаври» объединила серьезные дела с легким фановым подходом. На ивенте представили специальную ресайкл-коллекцию одежды от Валерия Топала и провели нестандартный перформанс с использованием необычных урбанистических предметов в качестве музыкальных инструментов. Среди гостей мероприятия были Евгений Таллер, Sonya Kay, Вита Буланая, Андрей Гонковский, Оля Чубатая, Ярослав Князев, Татьяна Николенко (Мурий), Орест Мурий, Андрей Шабанов и другие, а также BIG HERO кампании «Місто vs. Урбазаври» и бренд-амбасадорка glo™ Леся Никитюк.
В отличие от локации в Киеве, Греческую площадь хорошо знают и местные жители, и гости Одессы. Она расположена в центре города между Александровским проспектом и улицей Дерибасовской. На площади расположены вход в подземный торговый комплекс, офисные центры и несколько заведений. И места для комфортного отдыха под открытым небом фактически не было – не хватало тени и мест для сидения.
После трансформации на площади появились лавочки, зеленые насаждения, тканевые навесы и гамаки. Теперь там современно, аккуратно – и можно с комфортом отдохнуть.
Известный теле- и радиоведущий и одесский CITY HERO Андрей Шабанов всегда стремился вернуть на Греческую площадь динамичную атмосферу, которую помнил с юности. Трансформация локации реализует эту мечту: «Я очень болел за свою локацию и доволен результатом! Трансформация вышла невероятной. Я уже вижу, что сюда приходят люди. Что действительно пользуются гамаками. Мои подписчики присылают видео с локации – как там стало людно. Это очень классно!»
Некогда популярная локация на Театральном переулке со временем потеряла актуальность. Харьковчане ходили здесь только при необходимости и часто выбирали другие пути. Урбанисты вместе с брендом glo™ заметили нераскрытый потенциал Зеленых ступеней. И взялись превратить этот маршрут в городской спот с динамичной, творческой атмосферой.
Во время трансформации Зеленые ступени обустроили яркими лавочками нестандартной волнообразной формы и арт-элементами, которые подчеркнули их протяженность. А еще установили интерактивные трубы, через которые можно общаться на расстоянии. Ходить по этому пути стало интереснее, а по дороге можно остановиться и отдохнуть, или встретиться с друзьями и провести время вместе.
Солистка группы Pur-Pur и CITY HERO харьковской локации Ната Смирина имеет много воспоминаний, связанных с Зелеными ступенями. И надеется, что теперь их станет еще больше. «Когда я пришла сюда, увидела эту волнообразную лавочку, а потом присела на нее, а потом прилегла – просто влюбилась! Раньше все стремились поскорее пробежать эту лестницу. Теперь хочется здесь задержаться, побыть, порассматривать все арт-объекты. Очень круто!»
Бренд glo™ искренне верит в основной принцип тактического урбанизма – «силу маленьких трансформаций»: настоящие трансформации начинаются с локальных изменений. Арт-пространство в парке или у дома, комфортные зоны отдыха прямо на улице, новый клочок зелени посреди города – все такие незначительные на первый взгляд изменения способны улучшить городскую среду здесь и сейчас, а вместе дать толчок глобальным трансформациям.
Тактический урбанизм широко используется во всем мире, чтобы привлечь внимание к определенным урбанистическим проблемам, решить их ограниченными ресурсами сообщества или показать другие возможности использования определенного общественного пространства. Ценность его методов – в быстром воплощении и относительной мобильности: нововведения можно модифицировать и улучшать соответствии с потребностями людей. Этого невозможно достичь при масштабных реставрациях общественных пространств. Именно поэтому тактический урбанизм часто предшествует более глобальным изменениям, ведь помогает по-новому увидеть определенные локации.
«Трансформации, которые внедряют в жизнь урбанисты вместе с брендом glo™ – это не просто временные улучшения. Это возможность взглянуть иначе на наши города в целом, начать диалог о урбанистических проблемах и способах их решения. Глобальные изменения начинаются с маленьких дел, на которые способен/-на каждый/-ая, и их можно делать с легкостью и удовольствием! Наглядно продемонстрировано проектом «Місто vs. Урбазаври» и всеми, кто к нему присоединился!» – говорит BIG HERO кампании и амбасадорка бренда glo™ Леся Никитюк.
Бренд инновационных устройств для нагревания табака glo™ часто выходит за рамки ожиданий. Его философия постоянного поиска и создания неожиданных сочетаний способствует появлению интересных, нестандартных проектов – больших, чем совокупность их составляющих. В прошлом году в «Музичному HYPER Set’е» сочетание вкусов и музыки создало уникальный синестетический опыт в коллаборации четырех украинских артистов. Урбанистическая кампания «Місто vs. Урбазаври» продолжает этот тренд, сочетая серьезные городские трансформации с легким, веселым подходом.
Результат наглядный: крутой микс фана и значимой цели привлек к проекту тысячи украинцев, которые хотят позитивных изменений в своих городах, а также инфлюенсеров и селебрити. Но главное – позволил достичь значительных результатов и создать в Киеве, Харькове и Одессе новые, современные и комфортные городские пространства.
Урбанистическая кампания «Місто vs. Урбазаври» – же не первая коллаборация Леси Никитюк и бренда glo™. А после этого они выпустили еще одну яркую общую работу – ролик про мир hyper+. Что ждет украинцев в следующих проектах бренда – пока можно лишь гадать. И следить за новостями на официальной странице бренда glo™ в Instagram @glo_ukraine.
Дополнительная информация:
Проект в Киеве был реализован при непосредственной инициативе и поддержке Александра Возного, начальника Управления экологии и природных ресурсов, а также при поддержке КП «Плесо» и Управления экологии КГГА.
Вечеринку 12 сентября была проведена при участии агентства Slupsky Event Managemen.