Три года назад Грета Тунберг, неизвестная 15-летняя девочка, была в ужасе от того, что мы разрушаем собственную планету, и зла из-за того, что взрослые позволили этому случиться. Ее ярость была направлена именно на чиновников. Несмотря на бездействие других, она решила действовать сама и опубликовала свой план в Твиттере.
«Мы, дети, чаще всего делаем не то, что вы нам говорите, а то же самое, что делаете вы. А поскольку вам, взрослым, наплевать на мое будущее, я решила тоже на него наплевать. Меня зовут Грета, я учусь в девятом классе. И вместо учебы в школе я буду протестовать за климат, пока не пройдут новые выборы».
Она не ожидала, что кто-то обратит на это внимание. Тунберг провела свою короткую жизнь незамеченной. Она была маленькой, изредка подавала голос и описывала себя как «ту девушку сзади, которая никогда ничего не говорила».
Тунберг провела первый день, сидя со скрещенными ногами у здания шведского парламента с плакатом (изготовленным из макулатуры) с надписью «Skolstrejk för klimatet» («Школьная забастовка за климат»). Она отнеслась к этому как к обычному школьному дню – взяла с собой учебники и училась, сидя на лестнице, до конца школьных уроков.
На следующей неделе к ней присоединились еще несколько человек – одноклассники, учителя и родители –так ее кампания начала привлекать внимание СМИ.
В сентябре 2018 она объявила школьные забастовки по пятницам, назвав их «Пятницы ради будущего», и призвала других учеников присоединиться к ней.
К марту 2019 ее протест распространился более чем на 70 стран. 20 сентября 2019 года 4 млн человек присоединились к школьной забастовке в 161 стране мира – это была самая большая климатическая демонстрация в истории.
Британское издание The Guardian опубликовало большое интервью с Гретой Тунберг. Точнее, это интервью превратилось в попытку журналиста нарисовать портрет человека, которого редко замечали в детстве из-за ее болезни и которого не замечают сейчас, видя в Грете только экологическую активистку, «икону», публичное лицо. Предлагаем вашему вниманию самые интересные моменты из статьи The Guardian, чтобы дать возможность составить собственное представление об одном из самых известных людей современности.
The Guardian
Тунберг не улыбается.
Она, кажется, мало изменилась – по-прежнему похожа на эльфа и серьезна; все еще с интересным сочетанием пессимизма (мы обречены, если не будем действовать) и оптимизма (если мы сделаем это, мы сможем предотвратить катастрофу). Но по мере того, как она расслабляется, я начинаю понимать, что это совсем не Тунберг, какой она была в 2018 году. Хотя она много сделала, чтобы изменить наш взгляд на мир, мир приложил усилия, чтобы изменить ее... и, по ее словам, к лучшему. Хотя климатический кризис усиливается с каждым днем, Грета Тунберг научилась быть счастливой.
Что она думает о том, что Борис Джонсон говорит, что климат является для него приоритетом, и одновременно поддерживает новые угольные шахты и нефтяные месторождения?
«Лицемерно говорить о спасении климата, пока вы вкладываете средства в ископаемое топливо».
Она говорит, что не может вспомнить ни одного политика, который произвел бы на нее впечатление.
«Меня никто не удивил».
А как же, скажем, премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн, которая сказала, что климатический кризис – это вопрос «жизни и смерти», и запустила новую дорожную карту по контролю над глобальным потеплением?
Она смотрит скептически.
«Странно, что люди считают Джасинду Ардерн и ей подобных лидерами в области климата. Это просто говорит о том, как мало люди знают о климатическом кризисе».
Почему?
«Очевидно, что выбросы не уменьшились. Само собой разумеется, что эти люди ничего не делают».
В апреле стало известно, что выбросы парниковых газов в Новой Зеландии увеличились на 2%.
В 2019 году, когда Тунберг назвали человеком года по версии журнала Time, Дональд Трамп написал в Твиттере: «Это так глупо. Грета должна поработать над своей проблемой управления гневом, а потом пойти с другом на старый добрый фильм! Остынь, Грета, остынь!»
Одиннадцать месяцев спустя, когда Трамп истерически требовал пересчета голосов, проиграв выборы Джо Байдену, Тунберг хладнокровно написала в Твиттере: «Это смешно. Дональд должен поработать над своей проблемой управления гневом, а потом пойти с другом на старый добрый фильм. Остынь, Дональд, остынь».
«Все больше людей относятся ко мне, как к чему-то очень и очень плохому. Есть люди, которые смеются, как только слышат мое имя».
Почему?
«Потому что они уже решили, что они думают обо мне, и ничто из того, что они слышат, не изменит эту точку зрения, потому что это такой фильтрующий пузырь. Они воспринимают только фейковые истории обо мне и слышат только людей, которые издеваются надо мной».
В восемь лет она увидела фильм, в котором армада пластика атакует наши океаны. Она не могла выбросить это из головы. Она стала больше читать об экологических проблемах и пугалась все больше и больше. Грета была исключительно умной, с фотографической памятью, но при этом была замкнутой и тихой. И становилась все тише ...
В 11 лет она впала в глубокую депрессию и перестала есть. И говорить – даже с мамой, отцом и сестрой. Почему? «Не знаю. Просто не могла».
«Одна из причин – я не могла осмыслить тот факт, что люди, казалось, не считали важным все, что происходило с миром, а думали только о себе. Я была очень чувствительной ребенком с аутизмом, поэтому я много думала об этом, и это меня угнетало».
Было ли причиной то, что над ней издевались в школе? «Да, в определенной степени».
The Guardian
Тунберг целый год провела дома с отцом. К тому времени, когда она была готова вернуться в школу (сначала в специализированную школу для детей с аутизмом, затем в гимназию), ей поставили диагноз: синдром Аспергера, обсессивно-компульсивное расстройство и выборочный мутизм.
Тунберг говорит, что диагноз принес облегчение. «Когда мне было очень плохо, я не знала, что у меня аутизм. Диагноз помог мне получить необходимую поддержку и помог понять, почему я была такой».
Она описывает свой аутизм как свою суперсилу. Я спрашиваю, почему.
«Многие люди с аутизмом особенно заинтересованы в том, чтобы целенаправленно чем-то заниматься. Иногда это очень полезная вещь. Аутизм может ограничивать вас, но, если вы попадаете в нужные обстоятельства, если вы находитесь рядом с нужными людьми и чувствуете, что у вас есть цель, тогда его можно использовать с пользой. И я думаю, что делаю это сейчас».
Тунберг стала не только самой известной в мире активисткой с борьбе с изменением климата, но и самой известной активисткой в сфере аутизма.
Когда она рассказывает свою историю, я не могу не думать об этом, как о какой-то притче – о девушке, которую игнорировали и над которой издевались сверстники, и которая становится лицом глобального движения молодежи.
Ее риторика столь же прекрасна, как и жестока. Опять же, она благодарит свой аутизм за резкость ее языка.
В шумной речи на саммите ООН по борьбе с изменением климата в 2019 году она сказала великим мира сего:
«Это все неправильно. Я не должна здесь стоять. Я должна вернуться в школу на другом берегу океана. Но вы всегда приходите к нам, к молодым людям, за надеждой. Как вы смеете? Своими пустыми словами вы украли мои мечты и мое детство».
Это было великолепное зрелище – школьница упрекала мировых лидеров словами разъяренных родителей. И те же люди, которых она осуждала, аплодировали ей стоя.
Тунберг говорит, что встретила много единомышленников.
«К движению «Пятницы ради будущего» присоединяется очень много людей, похожих на меня. У многих есть аутизм, и они очень открытые и приветливые».
По ее мнению, так много людей с аутизмом становятся экоактивистами потому, что они не могут сами себе врать – у них есть внутренняя потребность говорить правду, как они ее видят.
«Я знаю много людей, которые были в депрессии, а потом они присоединились к климатическому движению «Пятницы ради будущего», нашли цель в жизни, нашли дружбу и сообщество, в которой им очень рады».
Итак, лучшее, что вышло из вашей активности, – это дружба?
«Да, – говорит Грета. И теперь она явно улыбается. – Безусловно. Сейчас я очень счастлива».