По словам Даниила Гетманцева, главы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, на начало октября задолженность по возврату НДС бизнесу составляла порядка 6,7 млрд грн. При этом чиновник уверяет, что система возмещения начиная с лета работает нормально. Правда, возврат НДС осуществляется с задержкой в две-три недели. Мол, нужно запастись терпением.
Тем не менее бизнес заявляет об обратном. В конце сентября Украинский клуб агарного бизнеса (УКАБ) сообщил о том, что на практике система возмещения НДС не работает. Более того, 95% сумм заявленного к возврату НДС подвергаются проверкам. О проблемах с возмещением, а также о том, что этот процесс очень тормозят проверки, говорит и Европейская бизнес ассоциация (EBA), которая призвала власть срочно возобновить процесс возврата НДС.
Но к просьбам бизнеса пока никто особо не прислушивается. Более того, 12 октября Кабинет Министров обновил порядок блокировки НДС-накладных и расчетов корректировки (РК), приняв постановление №1154. Оно вступило в силу 14 октября. Новые правила только усложняют процесс регистрации накладных и создадут еще больше проблем при возврате НДС.
Что изменилось в регистрации НДС-накладных. Можно выделить четыре основных нововведения, которые касаются блокировки НДС-накладных и РК. А именно:
Нюансы «минусовых» накладных. Если разобраться в изменениях, которые внесло в процесс регистрации НДС-накладных постановление №1154, то существует целый ряд угроз, которые могут повлечь блокировку накладных плательщика НДС.
Прежде всего исключена возможность безусловной (автоматической) регистрации расчетов корректировки, составленных поставщиком товаров/услуг к НДС-накладной на получателя-налогоплательщика, если в этих РК предусмотрено уменьшение суммы компенсации стоимости хотя бы одного из товаров/услуг их поставщику.
«Блокировочная мина» здесь кроется в том, что операция на уменьшение суммы компенсации предполагает несоответствие признакам безусловной регистрации любого РК, поскольку содержит строку с минусовым значением. Именно поэтому большинство расчетов корректировки будут подлежать мониторингу», – объясняет Андрей Тамошюнас, налоговый консультант и партнер консалтинговой компании ADA Group.
Вторая неприятность в том, что фактически узаконена блокировка «минусовых» РК по причине наличия рискового статуса у плательщика-покупателя, которым такой РК отправлен на регистрацию. Ранее под блокировку попадали НДС-накладные и РК только по причине рисковости поставщика, то есть плательщика НДС, составлявшего такие документы.
Еще одна плохая новость заключается в том, что у ГНС появилось больше полномочий по проверке остатков рисковых товаров на виртуальном складе (товары на «виртуальном складе» налоговая рассчитывает в разрезе кодов УКТ ВЭД при оценке степени рисковости налогоплательщика).
«Если налоговая видит превышение реализуемых товаров над остатками, то блокирует налоговые накладные. А с учетом изменений ГНС будет проверять не только остатки рисковых, но и всех товаров. Поэтому опять-таки еще большее количество накладных/РК может попасть под блокировку», – говорит Игорь Ясько, управляющий партнер юридической компании Winner.
Отказ в принятии таблиц данных. На этом плохие новости для бизнеса не заканчиваются. Начиная с 14 октября ГНС имеет полное право не учитывать уже принятые ранее таблицы данных, которые подает налогоплательщик. Причем автоматизированная система регистрации НДС-накладных может эту таблицу пропустить. Но вполне возможна такая ситуация, что впоследствии налоговый инспектор примет решение отклонить таблицу данных. Для этого у него есть следующие основания:
Проще говоря, если налогоплательщик попадает в категорию рисковых, ГНС может давать своим решениям «задний ход» и отказывать в принятии таблиц данных. Как говорят юристы, раньше подобной нормы в порядке регистрации НДС-накладных не было.
Новые критерии определения рисковых операций. Постановление №1154 создало для бизнеса еще одну проблему. Речь идет о том, что налогоплательщики все чаще будут попадать под критерии рисковости.
Это связано с тем, что до 14 октября налоговики могли признать сделку рисковой и отнести ее к так называемому пересорту или «скруткам», если одновременно выполнялось три критерия:
Постановление №1154 полностью убирает третье правило, что грозит привести к массовой и, самое главное, необоснованной блокировке НДС-накладных. Особенно это касается производственных и сервисных компаний.
«Поскольку для этих сфер бизнеса характерно такое явление, как преломление кодов», когда «входные» коды (приобретение) не соответствуют кодам товаров/услуг «на выходе» (реализация). При этом в основном это плательщики с историей более 10 лет, с имеющейся материально-технической базой, контрагентами и плюс-минус аналогичными оборотами. Но если раньше их накладные проходили регистрацию без проблем, то на сегодня все изменилось», – комментирует Андрей Тамошюнас.
К чему готовиться бизнесу. Эксперты уверены, что все эти изменения грозят массовыми блокировками НДС-накладных. Это чем-то напоминает ситуацию весны 2019 года, когда Кабмин сделал обязательным мониторинг накладных, которые подавал на регистрацию не только средний, но и на малый бизнес. Все это привело к массовым жалобам со стороны предпринимателей, попадавшим к налоговикам под горячую руку.
Сейчас может произойти нечто подобное. Причем в этом вина не только нормотворчества, но и несовершенства СМКОР (системы мониторинга критериев оценки рисков, которая фактически и останавливает регистрацию НН/РК). По идее, она должна в автоматическом режиме отсекать схемный НДС. Но на практике блокировка затрагивает и компании, которые работают совершенно прозрачно.
«Часто бывает так, что предприятие, занимающееся сельскохозяйственной деятельностью, тоже покупает товары/услуги по кодам УКТ ВЭД/ ГКПУ, которые могут быть идентичны кодам, за счет которых формируется схемный налоговый кредит. В итоге весь НДС такого предприятия будет блокироваться», – приводит пример Игорь Ясько.
К сожалению, попытки Кабмина «допилить» СМКОР пока не привели к успеху. Поэтому плательщикам НДС следует готовиться к блокировкам накладных и тому, что придется отстаивать свои права перед налоговой.