Шансов – нет: как система блокировки НДС-накладных уничтожает «белый» бизнес

Шансов – нет: как система блокировки НДС-накладных уничтожает «белый» бизнес

И почему ГФС смотрит на это сквозь пальцы

Цей текст також доступний українською
Шансов – нет: как система блокировки НДС-накладных уничтожает «белый» бизнес

В конце апреля Кабинет министров в очередной раз внес изменения в критерии блокировки НДС-накладных, и с 11 мая эти критерии вступили в силу (постановление Кабмина №391. – Mind). Нормы этого документа расширили перечень оснований для отсечения фиктивных операций с НДС.

На практике же все обернулось тем, что число заблокированных накладных только за три недели мая выросло вдвое. И все чаще под действие этой системы попадает добросовестный «белый» бизнес, малый – в том числе. Большинство пострадавших компаний, опрошенных редакцией, не захотели публично говорить о своей проблеме, чтобы не сорвать взаимоотношения со своими контрагентами.

В рамках проекта Smart Power Mind совместно с аналитиками платформы «Скажи.ua» разбирался, насколько обоснованны и системны подобные блокировки НДС-накладных. 

Оказалось, что проблема возникла не впервые. Только в Киевской области с 2017 года суды приняли 118 решений в пользу налогоплательщиков, которые судились с ГФС. Еще 196 подобных решений было принято в Одесской области.

По многим компаниям ГФС принимала решение о разблокировании накладных еще до подачи жалоб и исков. Но даже если дело доходило до суда, то судьи очень часто становились на сторону бизнеса.

«Более того, статистические данные показывают, что 75 встречных апелляционных жалоб ГУ ГФС Киевской области суды оставили без рассмотрения», – уточняют эксперты «Скажи.ua».

Напомним, что механизм блокировки НДС-накладных/расчетов корректировок существует с 1 апреля 2017 года. Три месяца он функционировал в тестовом режиме, а с июля 2017 года был запущен «в промышленную эксплуатацию». Основной целью этого механизма была борьба с воровством НДС, или так называемыми скрутками. То есть когда импортер ввозит в Украину определенную продукцию и по документам продает ее другой компании, но в реальности товар остается у импортера. «Покупатель» товара получает право на налоговый кредит, а поставщик продукции перепродает ее за наличные средства и уходит от налогообложения.

Тогда же, в 2017 году, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина заявляла о том, что воровство НДС достигает 1 млрд. грн. в месяц. При этом государство в 2017 году ежемесячно возмещало бизнесу из бюджета около 9 млрд. грн.

Но блокировка накладных затронула не столько схемные компании, сколько добросовестных налогоплательщиков, которые столкнулись с перекосами новой системы. Под мониторинг попали в первую очередь перевозчики, строители, те, кто занимается оптовой торговлей, сельскохозяйственные предприятия. А результатом блокировок НДС-накладных стала потеря покупателями налогового кредита, задержка оплат за товары и услуги, приостановление и расторжение контрактов, штрафные санкции за нарушение договорных условий.

«В 2017 году моя компания занималась перевозками отходов для утилизации, а также изготовлением металлических емкостей. В виду спада спроса на такого рода услуги принял решение заниматься поставками кофе. Закупил первую партию, и Киево-Святошинская ГФС заблокировала налоговые накладные. Несмотря на подачу всех необходимых документов и неоднократные проверки сотрудниками фискальной службы, я получал отказ в регистрации. Мне пришлось создавать новое юридическое лицо, чтобы иметь возможность работать», – говорит Денис Исмайлов, соучредитель ЧП «Комтек». 

С 1 января 2018 года действие системы блокировки НДС-накладных временно было отменено. А в феврале 2018-го Кабинет министров принял постановление №117, которым утвердил порядок остановки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировок.

Что изменилось для плательщиков НДС с 11 мая 2019 года? Главное новшество в том, что действие системы блокировки НДС-накладных теперь распространяется не только на средний, но и на малый бизнес. Во-первых, под мониторинг попадают НН/РК тех плательщиков, общий месячный объем поставок которых превышает 500 000 грн, а по операциям с одним контрагентом – более 50 000 грн. Во-вторых, даже если в предыдущем месяце компания уплатила в бюджет НДС на сумму более 20 000 грн, а руководитель является директором только у этого налогоплательщика, фискалы все равно имеют право отслеживать НДС-операции. В-третьих, мониторингу отныне подлежат компании, у которых совокупная налоговая нагрузка менее 5% либо же общая сумма уплаченного НДС за предыдущие 12 месяцев меньше 400 000 грн.

«Это будет способствовать тому, что все бремя администрирования НДС переместится именно на малый бизнес», – уверена вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз.

Кроме того, есть еще две неприятные новости. Первая: с 11 мая 2019 года все решения по разблокированию накладных принимает Центральный офис ГФС Украины в Киеве, а не региональные комиссии. Это значительно затягивает сроки рассмотрения обращений налогоплательщиков и дает основания для злоупотреблений.

Вторая новость: право на административное обжалование решений ГФС об отказе в регистрации НН/РК в едином реестре налоговых накладных отменено вообще. «Теперь у налогоплательщиков есть только возможность подавать иск в суд, что является нарушением ст. 56 Налогового кодекса, которая позволяет в административном порядке обжаловать любое решение ГФС. Сколько времени рассматриваются такие дела в судах? Иногда больше года», – объясняет Юлия Дроговоз.

Еще одна проблема заключается в том, что после пересмотра критериев блокировки многие компании попали в список рисковых предприятий. Хотя в реальности оказаться в таком списке может предприятие с явными признаками фиктивности.

«Причем, плательщик не получает решение налогового органа с указанием причин рисковости. А процедура исключения из этого списка не регламентирована на законодательном уровне. Действенным инструментом является подготовка обращения з описанием деятельности предприятия. Но зачастую процесс затягивается, деятельность предприятия парализуется, вымываются оборотные средства и контрагенты применяют штрафные санкции», – комментирует управляющий партнер юридической компании Nilos Ирина Нараевская.

По данным УСПП, изменения в критериях привели к тому, что число блокировок НДС-накладных в период с 11 мая по 1 июня 2019 года выросло вдвое по сравнению с периодом 22 марта 2018 года – 11 мая 2019 года. ГФС, к слову, на запрос Mind о статистике блокировок НДС-накладных ответ не дала.

При этом налогоплательщики говорят о том, что проблемы с разблокированием были и раньше, но сейчас они только усугубились. «В феврале мы столкнулись с беспричинным отказом в регистрации налоговых накладных. Все обращения и подача документов в ГФС игнорировались с банальной отпиской. Только после обращения к бизнес-омбудсмену, налоговая задним числом поменяла статус компании. Тем не менее по уже заблокированным налоговым накладным было отказано в регистрации, а суд назначен через четыре месяца и без нашего присутствия. И это только первая инстанция. К тому же ГФС уверяет, что наши налоговые накладные разблокированы, но это не соответствует действительности», – рассказывает управляющий партнер Partner Construction Олег Болебрух.

Исполнительный директор одной из компаний, пострадавшей от блокировок НН, уверяет, что управления ГФС ни в Киеве, ни в Киевской области не дают четкого ответа о причинах включения предприятий в число рисковых. «Решение не подпадает ни под один из признаков критериев рискованности. Такие действия дают основания предполагать, что определенные должностные лица ГФС имеют собственную заинтересованность в блокировании хоздеятельности предприятий, а возможно, даже и в получении неправомерной выгоды, за что, конечно, предусмотрена уголовная ответственность», – рассказал он.

НДС-накладные компании были заблокированы в начале июня, а к концу месяца она будет вынуждена ограничить поставки товаров.

Чтобы остановить необоснованные блокировки со стороны фискалов, необходимо прежде всего добиться отмены письма ГФС №4065/99-99-07-05-04-18 от 5 ноября 2018 года. «Именно в этом письме содержатся критерии, руководствуясь которыми ГФС вносит налогоплательщиков в перечень рисковых субъектов хозяйствования. То есть эти критерии, по сути, незаконны», – объясняет Юлия Дроговоз. Это приостановит бесконтрольное и безосновательное причисление добросовестных компаний к фиктивным и выведет их НДС-накладные из-под угрозы блокировки. 

Причем на данный момент уже есть решение Окружного админсуда г.Киева N640/1240/19, который признал действия ГФС на основании этого письма неправомерными. Апелляция на это решение на момент выхода материала не подана.

Но, по данным источников Mind в Минфине, министерство уже готовит поправки в свою нормативно-правовую базу, чтобы утвердить упомянутые критерии на уровне приказа. А значит, есть большая вероятность, что давление на бизнес не ослабнет, а, наоборот, увеличится.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно