Второй по объему перевалки в Украине морской порт – Николаев – может эксплуатироваться и физически уже готов присоединиться к работе Черноморской зерновой инициативы. Об этом глава Николаевской обладминистрации Виталий Ким сказал в интервью LIGA.net.
«Возможно. Но это решение высшего руководства. И переговоров. Потому что в первую очередь они должны юридически присоединиться к этому коридору. Физически уже возможно», – сказал Ким. Но напомнил, что географически Кинбурнская коса очень близко подходит к Очаковской общине, и через этот пролив есть прямой заход в морские порты Николаевской области: «То есть это позволит сделать невозможным обстрелы легким оружием, ПТРК, минометными и артиллерийскими снарядами судов, которые потенциально будут проходить зерновым коридором».
Освобождение Херсона месяц назад дало шанс задействовать инфраструктуру на юге страны, которая с марта блокирована активными боевыми действиями и/или непосредственной угрозой со стороны агрессора.
И Николаевский морской порт, которому существенное отбрасывание войск оккупантов открывает возможность восстановить операционную деятельность, мог бы воспользоваться этим в первую очередь. Это помогло бы активней разгружать внутренний рынок от излишка аграрной продукции, сконцентрированного во время морской блокады в марте – июле. По состоянию на июль в Украине сформировалось 20 млн тонн переходных запасов при среднегодовом уровне не более 5–6 млн тонн. Мешали этому остаточные, но очень серьезные риски на отдельных участках южного фронта – на Кинбуре.
Включение Николаевского порта в реализацию Стамбульского соглашения по вывозу украинской агропродукции наравне с портами Большой Одессы обсуждалось еще накануне продления зернового коридора 19 ноября. Но это предложение, как и другие, которые озвучивала украинская сторона – в частности, о годовом сроке действия коридора и сокращении процедур инспекции, пока не было учтено.
Mind разбирался – есть ли перспективы для восстановления судоходства из вторых по объемам перевалки морских ворот Украины?
Насколько важен для экспорта Николаевский порт? Всего в 2021 году в морских портах Украины было обработано 153,076 млн тонн грузов. Из них на экспорт отгружено 118,1 млн тонн. По итогам 2021 года Николаевский порт (включая всю инфраструктуру – Ольвию, «Ника-Терру», Николаевский порт), занял второе место в рейтинге морских портов по объемам перевалки с результатом 30 млн тонн. Это составляет 16% от суммарного грузооборота всех портов Украины.
В течение 2021 года Николаевским морским портом было обработано 1969 судов, из них 122 – класса Panamax и 100 754 вагонов. Самым продуктивным месяцем в 2021 году был ноябрь, когда было перевалено 10% всего годового объема.
Также этот порт лидирует по перевалке растительного масла с результатом 2,88 млн тонн, что составляет 36% от общего объема масла, обработанного портами Украины.
Были ли повреждены портовые мощности во время обстрелов? Да. Речь идет о зерновом терминале «Ника-Терра» – он претерпел значительные разрушения во время атаки в начале июня. Разрушены три элеватора, а также погрузочные механизмы.
Могут ли порты Большой Одессы самостоятельно перевалить как минимум аграрные грузы? В теории – да, вопрос – в сроках.
Чтобы реализовать в этом сезоне весь экспортный потенциал только в части зерна (около 50 млн тонн = текущий урожай + переходящие остатки), нужно не менее 10 месяцев. Причем эта оценка не учитывает перевалку других несыпучих аграрных грузов и поступление нового урожая.
В случае если канал морского экспорта будет исключен вовсе, для разгрузки рынка наземным, железнодорожным транспортом и через порты Дуная понадобится 1,5 года. При этом уже в июне на рынок начнет поступать урожай ранних зерновых 2023 года.
Могут ли порты Дуная стать альтернативой? Полноценной – нет. Инфраструктурные единицы уже работают на пределе своих мощностей.
Так, обработка грузов в Белгород-Днестровском порту с момента возобновления в апреле его деятельности как логистического центра возросла более чем в 100 раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
«Порт принял более 10 000 грузовых автомобилей и отгрузил по железной дороге более 4000 вагонов, чем существенно облегчил нагрузку на дорожную инфраструктуру в порты Измаил и Рени», – говорится в сообщении порта.
За полгода предприятие обработало больше грузов, чем за последние три года вместе взятые. При этом дунайские порты имеют небольшой или сложно реализуемый потенциал к повышению объемов перевалки.
По оценкам экспертов Украинской зерновой ассоциации, даже при модернизации терминалов и реализации мероприятий по наращиванию перевалки достижение объема в 2 млн тонн для Дуная уже будет считаться успехом. Поэтому альтернативы возобновлению работы Николаевского порта практически не существует.
Насколько безопасен порт в нынешних условиях? Основной фактор риска для работы морской инфраструктуры Николаева – возможность обстрела с Кинбурнской косы.
Географически покидающие / заходящие в порт корабли должны проплывать в километре от Кинбурнской косы, то есть в пределах досягаемости для артиллерии агрессора. «Когда там не будет артиллерия доставать, это [восстановление работы порта ] будет очень актуальным вопросом. Мы готовимся», – говорил ранее Виталий Ким.
Текущая расстановка сил на Кинбурнской косе неизвестна, бои ведутся в режиме информационной тишины. Ранее сообщалось, что осталось освободить три населенных пункта, относящихся к Николаевской области. После деоккупации этого участка Николаевский порт сможет полноценно участвовать в экспорте зерна в рамках Стамбульской сделки.
«Освобождение Херсона – это несомненно победа. Но [пока] на отгрузку зерна из Херсона и Николаева она не повлияла, – констатирует Николай Горбачов, президент Украинской зерновой ассоциации. – Для начала работ по погрузке судов необходима безопасность судна и экипажа. К сожалению, пока россияне находятся на левом берегу Херсона и занимают Кинбурнскую косу, безопасность судоходства обеспечить будет трудно». При таких условиях страховые компании не будут покрывать риски, а судовладельцы не дадут согласие на заход в рискованные воды без страховки.
Как быстро может быть возобновлена работа портов после устранения военного фактора? Как только украинские военные освободят левый берег Днепра и Кинбургскую косу. Николаев и Херсон технически готовы возобновить работу в течение недели.
Будет ли Николаевский морской порт включен в реализацию Стамбульского соглашения после снятия военных рисков? Да, и украинская делегация в Стамбуле работает над этим. «Верю, что это возможно достичь», – сказал Николай Горбачов.
Напомним, Украина обеспечивает продовольствием около 90–120 млн человек за пределами государства. Именно поэтому ООН и весь цивилизованный мир так живо реагируют на блокаду продовольственных грузов из Украины, вызванную российской агрессией.