Пять уроков войны: чему армии НАТО научились в Украине

Российское вторжение показало странам Запада, как укрепить обороноспособность

Вопреки всеобщим ожиданиям, война в Украине оказалась не короткой и не динамичной. Опробовав в сражениях «джавелины», «байрактары» и другие новейшие вооружения, обе стороны вернулись к традиционной тройке «пехотатанкиартиллерия» и окопам в стиле Первой мировой.

«Безусловно, сегодня в Украине воюют более технологически оснащенные армии, чем те, что сражались на Западном фронте в 1917 году. В то же время в боях на Донбассе мало что показалось бы непонятным капитану пехоты или артиллерии из 1917 года», – отмечает американский военный эксперт Роберт Фарли, преподаватель курсов безопасности в Школе Паттерсона.

Сегодня, по его словам, мир впервые с 1980-х годов наблюдает длинную военную кампанию, в ходе которой обе стороны переоснащают и переобучают войска и меняют тактики, создавая новые проблемы противнику.

Возврат воюющих в Украине армий к тактикам Первой мировой удивил и озадачил страны НАТО, армии которых готовились к «нерегулярным войнам», в которых они господствуют в воздухе, а противник избегает крупномасштабных сражений.

«Экстраординарное российское наступление послужило пробуждающим звонком для США и Запада. Оно указало на необходимость готовиться к уродливым потребностям этой новой эры соперничества великих держав», – пишет руководитель Евразийской программы аналитического центра Atlantic Council, бывший посол США Джон Хербс.

«Конфликт в Украине показал, что, хотя Штаты и пытались сделать разворот от фокусировки на нерегулярных войнах на Ближнем Востоке и Южной Азии, они сделали слишком мало для подготовки к вызовам, созданным восьмилетней путинской войной в Украине и десятилетней дипломатией воинов-волков Китая», – отмечает Джон Хербс.

Чем удивила экспертов война в Украине

Для многих экспертов стал сюрпризом тот факт, что защитить воздушное и водное пространство оказалось гораздо легче, чем взять под контроль. Путинская армия вторглась в Украину, имея превосходящую боевую авиацию и подавляющее преимущество в Черном море, но, вопреки ожиданиям, не добилась решающего превосходства в воздухе и не смогла осуществить морскую блокаду побережья Украины.

Дешевые переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) заставляют противника платить непомерно высокую цену за использование пилотируемых самолетов. А противокорабельные ракеты, подводные и надводные беспилотники при наличии точных спутниковых данных и воздушной разведки сильно ограничивают возможности военных кораблей. Ярким тому подтверждением стало бегство российских солдат с острова Змеиный и потопление крейсера «Москва».

Многих военных аналитиков также поразило то упорство, с которым путинская армия сейчас штурмует хорошо укрепленный Бахмут, а в начале войны – Чернигов. В обоих случаях российские боевые подразделения получали приказ наступать, предполагающий, что сопротивление окажется слабым. Видя, что эти предположения неверны, командиры тем не менее всякий раз продолжали направлять солдат пробивать оборону и достигать поставленной цели даже ценой ослабления своей защиты. Эта военная культура опасна. Российские войска не попадают в смертельные ловушки, описанные в западных учебниках по военному делу, и нередко находят способы проложить путь вперед.

Чему научились армии НАТО

Британский военно-исследовательский институт RUSI опубликовал доклад, в котором подвел итоги первых пяти месяцев российского вторжения (февраль–июль 2022) до момента перехода ВСУ в наступление. Изучив данные украинской стороны, авторы выделили пять уроков для западных армий.

Урок 1: У армий больше нет недосягаемых укрытий. Война в Украине показала, что враг может наносить удары по складам боеприпасов и ремзаводам на любом расстоянии от линии фронта. Так, в первые 48 часов с момента вторжения российские войска поразили с воздуха 75% стационарных объектов ПВО, а в июне уже ВСУ преподали противнику урок, разгромив из «Хаймарсов» отдаленные от линии фронта арсеналы и боевую технику. В итоге обе стороны научились избегать крупных потерь военного имущества путем его рассредоточения и дезинформации.

Урок 2: Армиям нужно много артиллерийских орудий и боеприпасов. Вопреки распространенному мнению, в первые недели вторжения, когда российские войска окружали Киев, положение Украины спасли не распиаренные в пропагандистских целях противотанковые комплексы Javelin и не турецкие беспилотники tb2, а массивные залпы артиллерийских бригад. У Украины было 1176 длинноствольных пушек и 1680 реактивных систем залпового огня – больше, чем у Великобритании, Франции, Италии, Испании и Польши, вместе взятых. Запасы снарядов позволили Украине интенсивно обстреливать противника на протяжение шести недель – намного дольше, чем смогла бы почти любая западная армия при тех же обстоятельствах.

Урок 3: Армиям нужно гораздо больше дронов. Беспилотники сыграли жизненно важную роль в войне в Украине, хотя применялись в основном для разведки, а не для ударных миссий. Войскам они критически нужны повсеместно. Однако с февраля по июль ВСУ потеряли около 90% использовавшихся дронов. Средняя продолжительность жизни квадрокоптера оказалась равна трем полетам, а беспилотника с неподвижным крылом – шесть полетов. Причем только треть миссий были успешными, а зачастую дрон возвращается ни с чем. При такой статистике флоты многих европейских армий истощатся за считаные дни. Поэтому укомплектовывать боевые подразделения предпочтительно армадой «одноразовых» дешевых и простых летательных аппаратов, а не крошечными парками больших и дорогих систем.

Урок 4: Армиям нужно учиться использовать высокоточное оружие в связке с обычным. Высокоточное оружие, в частности «Хаймарсы», показало очень высокую эффективность и выживаемость при коротком «логистическом хвосте». В то же время высокоточные ракеты дефицитные и могут быть поражены комплексами ПВО и радиоэлектронной борьбы. Поэтому армиям следует учиться расчищать недорогими вооружениями «окно возможностей» в защите противника для осуществления высокоточных залпов.

Урок 5: Армии не могут полагаться на маскировку и полевые укрепления. Маскировка на полях боев в Украине была чрезвычайно затруднена, так как разнообразные оптические камеры, датчики движения, тепловизоры и электронные антенны «наслаивались» друг на друга и могли обнаруживать даже хорошо спрятанные войска. Блиндажи и доты тоже перестали служить хорошей защитой, так как надолго привязывали солдат к одному месту и пробивались современными средствами поражения, особенно высокоточными. Лучшим способом выжить оказалось рассредоточение в сочетании с быстрыми перемещениями, не позволяющими врагу засечь войска. Поэтому армиям следует тренировать максимальное рассредоточение и умение быстро собирать ударное соединение только на перспективном участке и только на время удара.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS