Вы можете посмотреть видеоверсию материала в конце текста.
Почему парламент в любом случае должен был «дожать» налоговые инициативы? Законопроект №8401 появился в парламенте в конце января. Хотя о том, что нужно возвращать «довоенные условия налогообложения», депутаты заговорили еще осенью 2022 года. Аргументом в пользу такой позиции были два довода: бизнес уже адаптировался к условиям военной экономики и нужно наполнять государственный бюджет, в котором катастрофически не хватает денег.
Кроме того, в начале апреля появился меморандум между Украиной и МВФ, подписанный в рамках новой программы финансирования на сумму $15,6 млрд.
Согласно меморандуму, Украина обязалась избегать любых действий, направленных на сокращение и подрыв налоговых поступлений. По сути, это означает отказ от сниженных ставок и льгот. Кроме того, в меморандуме есть вполне конкретный пункт о том, что парламент должен утвердить законодательные нормы, которые с 1 июля 2023 года: устранят упрощенный режим налогообложения по ставке 2%; вернут налоговые проверки; восстановят штрафы за неиспользование кассовых аппаратов в торговых точках.
К каким налоговым новациям нужно готовиться бизнесу? Законопроект №8401 можно условно разделить на три блока (далее приводятся нормы и формулировки из текста документа, который был подготовлен к первому чтению и размещен на сайте Рады).
Налогоплательщики, которые временно перешли на уплату единого налога по ставке 2% с оборота, с момента вступления в силу норм законопроекта №8401, автоматически возвращаются на ту систему налогообложения, которую они использовали ранее.
Например, если предприниматель работал на 3-й группе упрощенной системы и платил единый налог по ставке 5%, то после отмены 2%-го налога он будет снова на 3-й группе. А если компания (юридическое лицо) использовала общую систему налогообложения с уплатой налога на прибыль по ставке 18%, когда льготная ставка перестанет действовать, компания опять будет платить налог на прибыль по полной.
Законопроект №8401 дает Государственной налоговой службе (ГНС) возможность проводить налоговые проверки бизнеса, причем как документальные, так и фактические. То есть с выездом к налогоплательщику «на место». Причем законопроект разрешает не только новые проверки, но и разблокирует те, которые были приостановлены после 24 февраля 2022 года.
Напомним, что частично налоговые проверки были разрешены еще летом 2022 года. Тогда налоговики получили право проводить контрольно-ревизионные мероприятия, но в ограниченном перечне случаев. Например, если налогоплательщик принял решение о ликвидации или признан банкротом, претендует на возмещение НДС либо если у налоговой есть основания подозревать его в нарушениях законодательства.
Теперь же ГНС сможет наносить визиты налогоплательщикам как в плановом порядке, так и внепланово. И, по сути, без ограничений. Например, предприниматель опоздал с подачей отчетности за предыдущий квартал. Вот и есть повод его проверить. Или же на юридическое лицо поступила жалоба, что оно платит зарплату сотрудникам в «конвертах». Это тоже основание для проверки.
Впрочем налоговики могут прийти с проверкой только в том случае, если у них будет беспрепятственный и безопасный доступ к месту ведения бизнеса, к товарно-материальным ценностям и документам. Если предприятие повреждено или разрушено в результате обстрела, логично предположить, что проверка должна быть отложена. Правда, принимать решение о том, насколько будет безопасным пребывание инспектора на территории налогоплательщика, должно руководство налогового органа. Но, насколько подобные решение будут объективными – неизвестно.
К слову, согласно официальному плану-графику налоговых проверок, во второй половине 2023 года ГНС намерена проверить почти 2500 компаний и порядка 1500 физлиц-предпринимателей.
В данном случае стоит оговориться, что законопроект конкретизирует порядок взимания штрафов за нарушения, которые выявлены в ходе документальных проверок, а также применение штрафных санкций за несоблюдение норм законодательства об использовании кассовых аппаратов (регистраторов расчетных операций).
Если налогоплательщик погасит долг, выявленный в ходе документальной проверки, в течение 30 дней после получения уведомления-решения (это касается долгов как по налогам, так и по единому социальному взносу), ГНС штраф взыскивать с него не будет. При этом сумма налогового обязательства в таком случае считается признанной, и оспорить ее будет невозможно. Даже в судебном порядке. Из этой формулировки можно сделать вывод, что если предприниматель/компания не погасит налоговый долг или решит оспорить его в суде и проиграет, то в итоге штраф все-таки придется заплатить.
А вот штрафы, связанные с РРО, вернутся в полной мере сразу после того, как нормы законопроекта №8401 вступят в силу. Например, за продажу товаров / предоставление услуг без использования кассового аппарата штраф составит 100% суммы недоимки, за повторное подобное нарушение в течение года – 150% недоимки. За несанкционированное внесение изменений в конструкцию РРО штраф будет 5100 грн.
Какие есть пожелания и замечания к законопроекту? Депутаты не конкретизируют причины, почему проект №8401 не будет вынесен на второе чтение вовремя. Член налогового комитета, депутат от партии «Голос» Ярослав Железняк лишь коротко прокомментировал, что «… рассмотрение затягивается и, соответственно, сроки внедрения сдвигаются».
По информации Мind, причина в том, что со стороны бизнес-сообщества есть претензии к отдельным положениям законопроекта, и оно настаивает на том, чтобы его пожелания были учтены.
Некоторые предложения обнародовали представители «Экономической экспертной платформы». Они касаются смягчения и отсрочки некоторых норм. А именно:
🔷 Які податкові зміни чекають на бізнес з 1 серпня Верховна Рада перенесла на липень друге читання законопроєкту №8401, який повертає «довоєнні умови оподаткування». Норми документу передбачають відміну пільгової ставки єдиного податку на рівні 2%, що діє з весни 2022 року, а також повернення податкових перевірок і штрафів для бізнесу. За умови ухвалення в липні чинності податкові зміни набудуть лише з 1 серпня. Але вони в будь-якому разі неминучі. До чого потрібно готуватися бізнесу, якщо документ приймуть у формулюваннях, підготованих до першого читання, розповідаємо у відео. Детальніше про податкові новації, передбачені проєктом №8401, читай в матеріалі Майнд 👇 https://mind.ua/publications/20258626-povnocinni-podatkovi-perevirki-ta-shtrafi-yaki-zmini-chekayut-na-platnikiv-podatkiv-z-1-serpnya?utm_source=facebook&utm_medium=main&utm_campaign=povnocinni-podatkovi-perevirki-ta-shtrafi-yaki-zmini-chekayut-na-platnikiv-podatkiv-z-1-serpnya
Опубліковано Mind. UA Субота, 17 червня 2023 р.