Проверки возвращаются: как налоговая будет контролировать налогоплательщиков
Почему военное положение не избавит бизнес от прихода инспекторов

Налоговый законопроект № 7137-д, который парламент принял еще в середине марта и который вступил в силу с 17 марта как закон № 2120-IX, помимо налоговых льгот, предусматривает ряд норм, ухудшающих условия ведения бизнеса.
Дело в том, что упомянутый документ дает Государственной налоговой инспекции право проводить проверки предпринимателей и компаний (юридических лиц). Причем, сразу же после введения военного положения в Украине та же ГНС сообщила о приостановке всех ранее начатых налоговых проверок. Но впоследствии правительство и Рада решили снять часть ограничений на контрольно-ревизионное мероприятия.
Мораторий на проверки и его смягчение. Как только президент Владимир Зеленский 24 февраля объявил в стране военное положение, фискалы опубликовали разъяснения, в которых сообщалось об остановке всех начатых проверок без исключения в связи с форс-мажорными обстоятельствами. По этой же причине налоговики не начинали и новые проверки. В частности, им это запретил закон № 2118-IX, принятый парламентом 3 марта 2022 года.
Тем не менее уже 13 марта Кабинет Министров утвердил постановление № 303, которое, с одной стороны, запрещает плановые и внеплановые проверки в условиях военного положения, но с другой, разрешает проведение внеплановых мер государственного надзора (контроля) в отдельных сферах по предотвращению неконтролируемого роста цен на товары, имеющие существенную социальную значимость.
Важное уточнение: такие проверки возможны только по решению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в соответствующей сфере, и только при наличии угрозы жизни и здоровью людей, а также окружающей среде и безопасности государства.
«Таким образом, государство оставило за собой право предотвращать неоправданное повышение цен, создание искусственного дефицита товаров и услуг, сознательное нарушение стандартов и требований к изготовлению продукции. Список сфер (которые могут попасть под проверки – ред.) не детализирован. Но это скорее плюс, чем минус, ведь позволяет предотвратить ряд спекуляций и злоупотреблений со стороны предпринимателей», – объясняет Людмила Куса, адвокат юридической фирмы Gracers.
Но еще больше ситуация изменилась 15 марта, когда Верховная Рада, приняв закон № 2120-IX, разрешила проведение некоторых налоговых проверок. Это камеральные налоговые проверки (проводятся на основании налоговых деклараций и прочих документов, предоставленных налогоплательщиком), и фактические проверки, которые осуществляются по месту ведения хозяйственной деятельности.
Камеральные проверки. Что касается камеральных проверок, то депутаты сузили круг компаний, которые под них попадают. Они распространяются только на плательщиков НДС, и то не на всех. Камеральные проверки могут проводиться в случае, если налогоплательщик подает заявление на возврат суммы бюджетного возмещения НДС, которая сформирована на основании зарегистрированных налоговых накладных или таможенных деклараций.
Камеральная проверка может быть проведена в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем представления НДС-декларации. По результатам проверки налоговая согласовывает сумму бюджетного возмещения и вносит данные о ней в соответствующий реестр.
«Но следует учитывать, что на время военного положения налогоплательщикам разрешено включать в налоговый кредит сумму НДС без зарегистрированной налоговой накладной (на основании первичных документов). В случае включения таких сумм НДС в заявление о возврате суммы бюджетного возмещения камеральная проверка проводиться не будет», – рассказывает Никита Ларионов, адвокат, старший юрист юридической фирмы Arzinger.
Не будет камеральной проверки и при включении в заявление суммы НДС, уплаченного при закупке этилового спирта и других спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах.
Фактические проверки. Под фактические проверки рискует попасть практически любой бизнес. «Они могут проводиться по любому из предусмотренных Налоговым кодексом оснований», – уточняет Никита Ларионов.
В частности, причиной для фактической проверки может стать наличие у фискалов информации, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства. Это нарушения, связанные с расчетами за товары (услуги), с ведением кассовых операций, с наличием патентов, лицензий, с производством и обращением подакцизных товаров.
Кроме того, проверку может инициировать покупатель или потребитель, который решил пожаловаться на налогоплательщика. В том числе, это жалобы на продавцов, которые отказываются в условиях военного положения принимать у потребителей платежные карты.
«Таким образом закон № 2120-IX внес изменения в основания для проведения фактических проверок в части расчета картами. То есть, все торговые сети должны принимать платежные карты без ограничений», – говорит Людмила Куса.
В соответствии со статьей 82 НКУ, длительность фактической проверки не может превышать 10 дней. Продление ее срока возможно, но не более, чем на 5 дней.
Последствия проверок и штрафы. Увы, но несмотря на ситуацию в Украине, ответственности за нарушения предприниматели избежать не смогут. «Если нарушения законодательства будут выявлены именно по результатам налоговых проверок, проведение которых разрешено во время военного положения, штрафные санкции будут начисляться в общем порядке», – предупреждает Ксения Добрева, младший юрист Arzinger.
Смягчения в отношении санкций есть, но их немного.
Штрафы не применяются:
- в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно выполнить налоговое обязательство, если он заплатит налоги в течение полугода после окончания военного положения;
- за нарушения, связанные с начислением и уплатой единого соцвзноса (ЕСВ);
- за нарушения при реализации подакцизных товаров.
Поэтому юристы предупреждают, что большинству налогоплательщиков уплаты штрафов не избежать. К тому же, у налоговых инспекторов остается возможность по-разному трактовать нормы законодательства. «Скажем, если обратить внимание на формулировку «в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно выполнить налоговое обязательство». Трудно предположить, как налоговые органы будут устанавливать наличие или отсутствие такой возможности», – приводит пример Ксения Добрева.
Если предприниматель или компания не соглашаются с действиями проверяющих, у них всегда остается право оспорить результаты проверки административном порядке (в ГНС) или в суде. Хотя в связи со сложной обстановкой в стране, высока вероятность, что судебные процессы будут сильно затянуты.
«При этом, в каждом отдельном случае контролирующий орган или же суд будут учитывать не только сам факт введения военного положения, но и влияние данного обстоятельства на состоятельность или несостоятельность налогоплательщика выполнить свои обязательства», – считает Людмила Куса.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].