Полноценные налоговые проверки и штрафы: какие изменения ждут налогоплательщиков с 1 августа
И что просил изменить бизнес в налоговых идеях депутатов

Вы можете посмотреть видеоверсию материала в конце текста.
Почему парламент в любом случае должен был «дожать» налоговые инициативы? Законопроект №8401 появился в парламенте в конце января. Хотя о том, что нужно возвращать «довоенные условия налогообложения», депутаты заговорили еще осенью 2022 года. Аргументом в пользу такой позиции были два довода: бизнес уже адаптировался к условиям военной экономики и нужно наполнять государственный бюджет, в котором катастрофически не хватает денег.
Кроме того, в начале апреля появился меморандум между Украиной и МВФ, подписанный в рамках новой программы финансирования на сумму $15,6 млрд.
Согласно меморандуму, Украина обязалась избегать любых действий, направленных на сокращение и подрыв налоговых поступлений. По сути, это означает отказ от сниженных ставок и льгот. Кроме того, в меморандуме есть вполне конкретный пункт о том, что парламент должен утвердить законодательные нормы, которые с 1 июля 2023 года: устранят упрощенный режим налогообложения по ставке 2%; вернут налоговые проверки; восстановят штрафы за неиспользование кассовых аппаратов в торговых точках.
К каким налоговым новациям нужно готовиться бизнесу? Законопроект №8401 можно условно разделить на три блока (далее приводятся нормы и формулировки из текста документа, который был подготовлен к первому чтению и размещен на сайте Рады).
Первый блок – отмена льготного режима для плательщиков единого налога
Налогоплательщики, которые временно перешли на уплату единого налога по ставке 2% с оборота, с момента вступления в силу норм законопроекта №8401, автоматически возвращаются на ту систему налогообложения, которую они использовали ранее.
Например, если предприниматель работал на 3-й группе упрощенной системы и платил единый налог по ставке 5%, то после отмены 2%-го налога он будет снова на 3-й группе. А если компания (юридическое лицо) использовала общую систему налогообложения с уплатой налога на прибыль по ставке 18%, когда льготная ставка перестанет действовать, компания опять будет платить налог на прибыль по полной.
Второй блок – возобновление налоговых проверок
Законопроект №8401 дает Государственной налоговой службе (ГНС) возможность проводить налоговые проверки бизнеса, причем как документальные, так и фактические. То есть с выездом к налогоплательщику «на место». Причем законопроект разрешает не только новые проверки, но и разблокирует те, которые были приостановлены после 24 февраля 2022 года.
Напомним, что частично налоговые проверки были разрешены еще летом 2022 года. Тогда налоговики получили право проводить контрольно-ревизионные мероприятия, но в ограниченном перечне случаев. Например, если налогоплательщик принял решение о ликвидации или признан банкротом, претендует на возмещение НДС либо если у налоговой есть основания подозревать его в нарушениях законодательства.
Теперь же ГНС сможет наносить визиты налогоплательщикам как в плановом порядке, так и внепланово. И, по сути, без ограничений. Например, предприниматель опоздал с подачей отчетности за предыдущий квартал. Вот и есть повод его проверить. Или же на юридическое лицо поступила жалоба, что оно платит зарплату сотрудникам в «конвертах». Это тоже основание для проверки.
Впрочем налоговики могут прийти с проверкой только в том случае, если у них будет беспрепятственный и безопасный доступ к месту ведения бизнеса, к товарно-материальным ценностям и документам. Если предприятие повреждено или разрушено в результате обстрела, логично предположить, что проверка должна быть отложена. Правда, принимать решение о том, насколько будет безопасным пребывание инспектора на территории налогоплательщика, должно руководство налогового органа. Но, насколько подобные решение будут объективными – неизвестно.
К слову, согласно официальному плану-графику налоговых проверок, во второй половине 2023 года ГНС намерена проверить почти 2500 компаний и порядка 1500 физлиц-предпринимателей.
Третий блок – возврат штрафных санкций
В данном случае стоит оговориться, что законопроект конкретизирует порядок взимания штрафов за нарушения, которые выявлены в ходе документальных проверок, а также применение штрафных санкций за несоблюдение норм законодательства об использовании кассовых аппаратов (регистраторов расчетных операций).
Если налогоплательщик погасит долг, выявленный в ходе документальной проверки, в течение 30 дней после получения уведомления-решения (это касается долгов как по налогам, так и по единому социальному взносу), ГНС штраф взыскивать с него не будет. При этом сумма налогового обязательства в таком случае считается признанной, и оспорить ее будет невозможно. Даже в судебном порядке. Из этой формулировки можно сделать вывод, что если предприниматель/компания не погасит налоговый долг или решит оспорить его в суде и проиграет, то в итоге штраф все-таки придется заплатить.
А вот штрафы, связанные с РРО, вернутся в полной мере сразу после того, как нормы законопроекта №8401 вступят в силу. Например, за продажу товаров / предоставление услуг без использования кассового аппарата штраф составит 100% суммы недоимки, за повторное подобное нарушение в течение года – 150% недоимки. За несанкционированное внесение изменений в конструкцию РРО штраф будет 5100 грн.
Какие есть пожелания и замечания к законопроекту? Депутаты не конкретизируют причины, почему проект №8401 не будет вынесен на второе чтение вовремя. Член налогового комитета, депутат от партии «Голос» Ярослав Железняк лишь коротко прокомментировал, что «… рассмотрение затягивается и, соответственно, сроки внедрения сдвигаются».
По информации Мind, причина в том, что со стороны бизнес-сообщества есть претензии к отдельным положениям законопроекта, и оно настаивает на том, чтобы его пожелания были учтены.
Некоторые предложения обнародовали представители «Экономической экспертной платформы». Они касаются смягчения и отсрочки некоторых норм. А именно:
- продлить действующий мораторий на проверки и на применение штрафных санкций до конца военного положения для субъектов хозяйствования, находящихся на территориях, где ведутся (велись) боевые действия; которые признаны временно оккупированными; которые определены областными военными администрациями как засоренные взрывоопасными предметами и/или на которых имеются фортификационные сооружения;
- сосредоточить применение РРО исключительно для тех физлиц-предпринимателей 2-й и 3-й группы единого налога, которые имеют высокий риск превышения лимитов годовой выручки;
- закрепить освобождение бизнеса от штрафов за неприменение РРО до конца действия военного положения;
- предусмотреть, чтобы документальные налоговые были исключительно риск-ориентированными, сосредоточенными на крупнейших нарушителях законодательства.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.