Государственная налоговая служба опубликовала подробное разъяснение, как будет функционировать система электронной отслеживаемости обращения алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах.
Проще говоря, это электронная акцизная марка, внедрение которой предусмотрено законом №3173-IX. Е-акциз призван обеспечить контроль за производством, оборотом подакцизной продукции и за уплатой налогов.
«Это даст возможность перевести в электронный формат и упростить учет алкоголя, табачных изделий и жидкостей для электронных сигарет, а также ликвидировать «тень», – объясняет глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев.
Mind разбирался, какие изменения предусматривает закон №3173-IX и как электронный акциз повлияет на бизнес.
Какие аргументы в пользу внедрения е-акциза? Действующая маркировка подакцизной продукции в Украине не обеспечивает должную защиту от производства и продажи контрафакта (фальсифицированной продукции).
Бумажные акцизные марки массово подделываются. В итоге, фальсификат продается не только из-под полы где-нибудь в глубинке, а попадает в крупные торговые сети. Как уже писал Mind, к концу 2022 года доля контрафакта на рынке табачной продукции достигала 20%, на рынке алкоголя – 36%.
Электронная акцизная марка должна обеспечить фиксацию оборота подакцизных товаров на всех этапах: от момента, когда готовая и промаркированная продукция попадает на склад, и до момента ее реализации.
Сама марка будет представлять собой специальный код, который наносится на товар, на его упаковку. При его считывании (по аналогии со считыванием QR-кода) отправляется запрос в базу данных, в которую должны быть внесены сведения о подакцизной продукции. Соответственно, е-марка позволяет сразу же определить, оригинал это или подделка.
Более того, любой покупатель сигарет, водки или пива сможет выступать в роли ревизора. Потребитель сканирует марку с помощью приложения «ДиЯ» и в случае выявления контрафакта сообщает об этом в налоговую или правоохранителям.
Министр цифровой трансформации Михаил Федоров в одном из своих интервью заявил, что на электронный акциз возлагаются большие надежды. По его мнению, внедрение электронной марки позволит нарастить поступления акцизного налога в госбюджет на 15%.
В чем особенности закона об электронной акцизной марке? Верховная Рада приняла закон о е-акцизе еще в июне. Президент подписал его в конце июля. Но закон вступает в силу не сразу, а поэтапно.
Таких этапов три:
Можно сделать вывод, что первые два этапа являются своеобразной подготовкой перед запуском электронной системы маркировки подакцизной продукции. Только после этого станет возможным полноценное использование е-акциза.
Какие конкретно изменения произойдут согласно закону № 3173-IX?
Нормы, которые вступили в силу 26 июля, заключаются в следующем:
Нормы, которые начнут действовать с 22 января 2024 года, предусматривают:
Нормы, которые начнут действовать с 1 января 2026 года, предполагают:
Каковы последствия внедрения е-акциза? Позиция сторонников электронной акцизной марки следующая: этот инструмент обеспечит усиление контроля за оборотом табачной и алкогольной продукции, поможет противодействовать фальсификации.
«В отличие от бумажной марки, электронная марка позволяет идентифицировать и отследить перемещение товара от производителя/импортера к продавцу в розничной сети с использованием кассовых аппаратов (РРО/ПРРО)», – считает Даниил Гетманцев.
Что касается влияния данной системы на бизнес, то последствия будут следующими:
По мнению некоторых экспертов, не стоит ждать от внедрения электронной акцизной марки каких-либо чудес. «Наши аналитические центры не особо верят в перспективность такого механизма. Поэтому мы не углублялись в анализ, какой может быть эффективность е-акциза», – рассказал Mind Олег Гетман, координатор экспертных групп «Экономической экспертной платформы».
Как показывает опыт, борьба с контрафактом более продуктивна, когда в этом процессе наряду с государством участвует «белый» бизнес, заинтересованный в ликвидации нелегальных производств. При этом линейное наращивание налоговой нагрузки, как правило, дает обратный эффект и увеличивает долю теневого рынка.
Тем не менее, в 2024 году (согласно проекту госбюджета) поступления от акцизов по сравнению с 2023 годом вырастут почти на 50%. Логика депутатов и налоговиков понятна: на фоне катастрофической нехватки денег в государственном бюджете нужно собирать налоги любой ценой.