Депутаты вернулись к идее реформирования упрощенной системы налогообложения. Как сообщил Mind глава парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев, Министерство финансов вместе с представителями Международного валютного фонда (МВФ) обсуждают обновленный механизм налогообложения малого бизнеса, который уберет злоупотребления, в том числе исключит использование новой системы крупными налогоплательщиками.
По словам Гетманцева, наиболее вероятным вариантом может стать польская модель налогообложения МБ, которую можно взять за основу, адаптировать к украинским реалиям и затем внедрить в Украине.
Mind разбирался, как именно может измениться налогообложение предпринимателей в связи с такой инициативой.
Для чего менять упрощенную систему налогообложения? Депутаты и представители Минфина неоднократно заявляли о том, что «упрощенка» имеет слишком много лазеек, которыми пользуется бизнес для оптимизации налогообложения.
Основные упреки в адрес упрощенной системы следующие:
В чем главная проблема? Именно «зарплатные ФЛП» являются той занозой, которая беспокоит и украинскую власть, и МВФ.
Один из пунктов меморандума между Украиной и фондом предусматривает пересмотр упрощенного режима налогообложения с целью убрать махинации с зарплатными налогами при участии физлиц-предпринимателей.
О том, что данный вопрос нужно решать, еще весной рассказал в интервью Mind и Даниил Гетманцев. Правда, он уточнил, что упрощенную систему никто «убивать» не планирует. Но ее нужно перестроить для того, чтобы ликвидировать крупные схемы, «направленные на уклонение от налогообложения с использованием единого налога».
Данная схема популярна благодаря тому, что позволяет снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда в разы. По умолчанию отчисления с зарплаты превышают 40%. Это налог на доходы физлиц по ставке 18%, 22% ЕСВ и 1,5% военного сбора. Использование предпринимателя обходится компании-работодателю значительно дешевле, так как нужно заплатить лишь 5% плюс ЕСВ в размере 22% от минимальной зарплаты (чуть более 1400 грн).
Согласно оценкам, которые приводил в конце 2021 года аналитический центр «CASE Украина», через зарплатных предпринимателей ежегодно «прокручивается» до 58 млрд грн, а потери госбджета от этой схемы достигают 10 млрд грн в год.
Как выглядит модель единого налога в Украине? С 1999 года, когда президент Леонид Кучма ввел упрощенную систему налогообложения, она претерпела немало изменений.
В 2023 году «упрощенка» представляет из себя такую конструкцию:
Как устроена система налогообложения малого бизнеса в Польше? Польские предприниматели могут выбирать между тремя основными вариантами налогообложения:
На общей системе налоговая нагрузка на предпринимателя зависит от размера его дохода. Если годовая выручка до 120 000 злотых (1,02 млн грн), она облагается по ставке 12%. Сумма превышения облагается по ставке 32%. То есть, если предприниматель получил 200 000 злотых дохода, он заплатит налог по ставке 12% со 120 000 злотых и по ставке 32% с 80 000 злотых.
«Плоская» ставка подразумевает, что независимо от суммы дохода предприниматель заплатит 19% налога. По сути, это аналог общей системы налогообложения в Украине, когда предприниматель платит 18% НДФЛ.
Упрощенная система налогообложения в Польше имеет целую шкалу ставок, от 2% до 20%.
Предприниматели, продающие товары животного и растительного происхождения, сырье для которых выращено ими же самими (по сути, речь о фермерах), платят 2% налога.
Предприниматели, которые владеют точками общественного питания, а также торгуют продуктами питания, платят 3% налога.
Доход от деятельности по сдаче имущества в аренду облагается по ставке 8,5–12,5% в зависимости от выручки, которую получает предприниматель.
Для бизнеса, связанного с оптовой торговлей, туризмом, продажей автомобилей, мотоциклов и запчастей к ним, ставка составляет 17%, а для частной медицины и для репетиторов – 20%.
Взносы по соцстрахованию, которые дублируют украинский ЕСВ, зависят от уровня дохода предпринимателя. Размер таких взносов находится в пределах 335–1000 злотых в месяц (2900 – 8500 грн).
Как и в Украине, польский бизнес должен использовать кассовые аппараты. Но затраты на их покупку компенсирует государство. Кроме того, предприниматели могут выбрать не «железный» РРО, а его онлайн-аналог.
Как опыт Польши может отразиться на украинском бизнесе? Пока что никаких подробностей того, как будет трансформирована упрощенная система, нет.
Как уточнил в разговоре с Mind Даниил Гетманцев, пока все на уровне разговоров. И такая кардинальная реформа будет проводиться только после окончания боевых действий и отмены военного положения.
Но если предположить, какими могут быть изменения, то напрашиваются следующие выводы:
Эксперты считают, что бизнесу однозначно следует готовиться к увеличению налогового давления. Как объяснил Mind экономист и автор альтернативной модели налоговой реформы Даниил Монин, при расширении налоговой шкалы фискальный груз на бизнес существенно возрастет.
«Для сферы услуг ставки налогообложения в Польше достигают 20%. А теперь представим, что такому предпринимателю нужно платить налоги не только за себя, но и за наемный персонал. Итого, за каждого сотрудника придется отдавать не меньше чем 50–60% дохода в виде зарплаты и налогов», – приводит пример Монин.
И хотя пока ни соответствующего законопроекта, ни точных расчетов по новой модели упрощенной системы нет, не исключено, что идею «перекраивания» единого налога в 2024 году начнут продвигать с новой силой.
«Экономические власти уверяли общество, что поднимать налоги в 2024 году не будут. Но простой пример: проєкт бюджета-2024 за счет роста размеров минимальной заработной платы и прожиточного минимума предлагает дополнительно взыскать с самой незащищенной прослойки налогоплательщиков – микробизнеса – 1,43 млрд грн. Очередной удар для почти 800 000 предпринимателей», – рассуждает Вячеслав Черкашин, старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации.
Все просто: госбюджету очень нужны деньги. Но денег, увы, не хватает. А помощь международных партнеров тоже не бесконечна. Поэтому искать недостающие средства будут в карманах украинского бизнеса. Малого – в первую очередь.