Даниил Гетманцев: «До конца 2023 года необходимо провести полную перезагрузку налоговой, таможни и Бюро экономической безопасности»
Председатель налогового комитета Рады – о госбюджете, сборах с азартных игр и плановых проверках

Договариваясь с МВФ о выделении нового кредита, украинская власть обязалась избегать любых действий и мер, которые в обозримом будущем могут подорвать налоговые поступления в государственный бюджет. Ведь сейчас все усилия брошены на то, чтобы обеспечить максимальную мобилизацию ресурсов, которые необходимы для финансирования безопасности и обороны.
Это означает, что пока в стране действует военное положение, не стоит рассчитывать на налоговую либерализацию и снижение налоговых ставок. Более того, полным ходом идет борьба с уклонением от уплаты налогов. Показательный пример – масштабная кампания по блокированию схемы оптимизации налогообложения, в которой участвовали организаторы азартных игр, платежные системы и банки. В итоге несколько финучреждений лишились своих лицензий, а уже за март участники рынка азартных игр заплатили налогов немногим меньше, чем за весь 2022 год.
Кроме того, запущен процесс «оцифровки» налогового администрирования, что, с одной стороны, упростит общение между налогоплательщиками и фискалами, а с другой – усилит контроль. Например, внедрение электронной акцизной марки должно практически полностью решить проблему незаконного обращения подакцизной продукции, табачных изделий и топлива прежде всего.
Mind пообщался с главой парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниилом Гетманцевым, который рассказал о ситуации с наполнением госбюджета в 2023 году, масштабных кадровых изменениях на таможне и в налоговой, а также о возобновлении проверок бизнеса.
– Какова ситуация с налоговыми и таможенными платежами с начала 2023 года? Можно ли констатировать улучшение ситуации с наполнением бюджета?
– В марте со стороны налоговой зафиксировано перевыполнение по платежам в госбюджет на 4,2%. Думаю, и апрель в части платежей, администрируемых налоговой, мы перевыполним. Если же говорить в целом о поступлениях за I квартал 2023 года, то налоговая на 1,2% не дотянула до плановых показателей. Это связано с тем, что в январе и марте были произведены наибольшие выплаты возмещения НДС за последние три года. В целом по состоянию на 19 апреля плательщикам было возмещено 45,5 млрд грн. А вот по таможне ситуация неоднозначная: план за I квартал за счет января перевыполнен на 1,2%, но в марте было заметное проседание, и таможня за этот месяц недовыполнила план на 6,5%.
– Как решается кадровая проблема, которая возникла в Государственной налоговой службе (ГНС) и в Государственной таможенной службе (ГТС)? Будут ли проведены конкурсы по назначению новых руководителей, когда и в каком формате?
– Самая сложная ситуация в ГТС. Напомню, что 1 февраля Кабинет Министров уволил почти все руководство таможни – исполняющего обязанности главы Вячеслава Демченко и его заместителей – Александра Шуцкого и Ярослава Черкасского. Сейчас и. о. главы ведомства является Сергей Звягинцев. В середине апреля Верховная Рада поддержала в первом чтении правительственный законопроект №6490-д о перезагрузке таможни. Однако мы дополнили его. В частности, нормы законопроекта определяют процедуру конкурсного отбора руководителя ГТС, предусматривают ежегодный аудит эффективности работы таможни и вводят обязательную переаттестацию всех сотрудников таможни в течение года после назначения нового руководителя.
В налоговой мы уже видим положительные изменения. Происходит ее внутренняя очистка. В частности, увольнение тех сотрудников, которые в ходе своей деятельности нарушают законы, и того руководства, которое такое нарушение допустило. В апреле сменили руководство региональных подразделений ГНС – в Ровенской, Сумской областях, на очереди еще одна область, о которой говорить пока не буду.
Хочу подчеркнуть, что увольнение – это не освобождение от ответственности. Дальше вопросы к госслужащим, нарушающим закон, должны быть у правоохранительных органов. Законопроект по перезагрузке ГНС тоже будет вскоре зарегистрирован в парламенте.
В целом и по таможне, и по налоговой у нас один вариант системной кадровой реформы, предусматривающий открытый конкурс на должность руководителя, после чего тот сформирует жесткую вертикаль.
– По вашим оценкам, сколько потребуется времени на то, чтобы назначить новое руководство и таможни, и налоговой?
– До конца 2023 года необходимо провести полную перезагрузку ГТС, ГНС, а также Бюро экономической безопасности (БЭБ).
– Кстати, а что не так с БЭБ? Ведь эта структура была создана не так давно и по идее должна работать без перегибов?
– При назначении экс-руководителя бюро (им был Вадим Мельник, уволенный Кабмином 11 апреля. – Mind) была допущена серьезная кадровая ошибка, в результате которой порядка 80% сотрудников БЭБ – это бывшие налоговые милиционеры. Соответственно, в работе этого ведомства доминируют такие же подходы, которые использовала Налоговая милиция. Реформа не достигла своих целей.
Наш подход заключается в том, чтобы провести открытый, прозрачный конкурс по выбору нового главы БЭБ, который в свою очередь соберет новую команду специалистов. Уверен, что с этим особых проблем не будет, поскольку желающих работать в этой структуре довольно много. Главное, чтобы их отбор проводился максимально объективно. Кроме того, мое предложение – привлекать в БЭБ, а также в налоговую и таможню, демобилизованных военнослужащих. Конечно, после предварительной подготовки. Это позволит серьезно усилить кадровый потенциал этих ведомств.

К сожалению, как показывает практика, клановая система поразила кадры и правоохранительных, и финансовых ведомств очень глубоко, слишком глубоко, чтобы ее можно было вылечить перевоспитанием «крепких профессионалов», служащих в системе десятилетиями.
– Что вы имеете в виду под «клановой системой»?
– Это организованные, сплоченные группы чиновников, правоохранителей и представителей так называемого бизнеса, которые зарабатывают (или, правильней сказать, крадут) огромные средства на различных схемах – от нелегального производства водки и табака до продажи государственного угля вполовину дешевле его реальной стоимости.
В налоговой была интересная ситуация. Организованная группа в Сумской области завозила на территорию Украины ткани по заниженной цене, впоследствии, пропуская товар через цепь контролируемых схемных компаний, ухитрялась реализовать их без уплаты и копейки в бюджет. Сам «бизнес» никогда бы не получил таких преференций, если бы на злоупотребления не закрывали глаза и таможня, и налоговая. Но и это еще не все. Когда налоговиков за такую «халатность» уволили, за «бизнес» вписалась прокуратура. Пришлось прощаться с прокурором области.
Это лишь один частный пример клановости. Кланы пронизали собою систему государственного аппарата и на местном, и на общегосударственном уровне. Они представляют собою угрозу нашей государственности наравне, а возможно и больше, чем россияне. Поэтому, помимо законодательной работы, считаю своим общественным долгом борьбу с этими кланами в рамках парламентского контроля, публичности и других доступных легальных методов.
– Как продвигается проект «налоговая в смартфоне»? Внедрены ли уже какие-то сервисы, хотя бы в тестовом режиме?
– В марте месяце была запущена услуга предзаполнения деклараций о доходах и имущественном состоянии физических лиц. В апреле начнет работать обновленный контакт-центр ГНС. В процессе постоянной доработки находится Электронный кабинет налогоплательщика.
Если говорить о законодательных изменениях, то ко второму чтению почти готов законопроект №8237 о е-акцизе. Думаю, что профильный комитет уже в ближайшее время будет рекомендовать его Раде принять в целом. Кроме того, ведется работа над двумя законопроектами, принятие которых необходимо для внедрения электронного аудита налогоплательщиков, и уже разработано техническое задание для соответствующего программного обеспечения.
– Законопроект №8237 при рассмотрении в первом чтении встретил довольно серьезное сопротивление со стороны некоторых депутатов. Удалось прийти к консенсусу по поводу спорных норм?
– Да, это правда. Некоторые коллеги умышленно «сбивали» законопроекты, которые поддерживал президент. И да, введение электронной акцизной марки противоречит интересам черного рынка. Но я не вижу смысла договариваться с черным рынком. Мы хотим его уничтожить. Вместе с грязным лоббизмом любого уклонения от налогообложения.
Впрочем, мне кажется, что ко второму чтению мы все-таки смогли найти баланс между интересами легальных производителей подакцизных товаров и торговых сетей. Надеюсь, что голосование пройдет без проблем и с 1 марта 2024 года электронная акцизная марка начнет функционировать. В том числе ее появление позволит провести успешную детенизацию табачного рынка и рынка топлива.
– А каким может быть эффект от такой детенизации? Есть ли оценки?
– Мы считаем, что вывод подакцизных товаров из «тени» может принести госбюджету порядка 20 млрд грн платежей в год дополнительно. Но вопрос не только акцизной марки, а и нормальной работы силовых органов, которой пока мы не видим. На ближайшее время запланировали заседание комитета по этому вопросу, где мы заслушаем всех правоохранителей.
– В июле фактически будет возвращено довоенное налогообложение бизнеса вместе с проверками. Не опасаетесь ли вы, что отмена налоговых льгот – того же 2%-ного налога с оборота – спровоцирует уход налогоплательщиков в «тень»?
– Единый налог по льготной ставке 2%, который был введен весной 2022 года, выполнил свою задачу. На сегодняшний день он уже не является фактором, который имеет существенное влияние для поддержки экономики. Поэтому Минфин не считает, что отмена 2%-ной ставки отрицательно повлияет на поступления в госбюджет.

Более того, ожидается рост платежей, поскольку около 3/4 предприятий по-прежнему платят налог на прибыль и НДС. И переход той части юрлиц, которые пока пользуются льготным налогом с оборота (таких компаний около 50 000), обратно на общую систему сыграет государственному бюджету только в плюс. По расчетам Минфина это плюс 8 млрд грн до конца года.
– Что касается проверок: какие налогоплательщики в первых рядах попадут под контроль со стороны налоговой?
– В контексте диджитализации предстоит переход к риск-ориентированному подходу при назначении проверок. Суть заключается в том, что в налоговой должна на полную заработать АСУР – автоматизированная система управления рисками. ГНС будет проводить анализ налогоплательщиков на основании порядка 100 критериев, составлять профиль плательщиков и распределять их по группам риска.
Первыми должны попадать под проверки налогоплательщики с высоким уровнем риска, которые уже ранее совершали правонарушения. В то же время налогоплательщики, к которым претензий нет, могут не опасаться ревизоров. Таким образом, составление плана проверок станет более интеллектуальным и позволит снизить избыточное давление на бизнес со стороны налоговой.
– В начале апреля вы заявили, что комитет вернется к обсуждению законопроекта №7232 о дополнительном налогообложении компаний, чьи материнские структуры не вышли из рф. Что в нем может измениться и когда этот законопроект в принципе может быть вынесен на голосование?
– Суть этого законопроекта в следующем. Предприятия, не ушедшие с рынка рф, которые имеют «дочек» в Украине, будут платить прямые налоги (налог на прибыль, ренту) по ставке в 1,5 раза выше стандартной. Критерии определения таких предприятий выписаны в законе, но исключения может устанавливать Кабмин.
Перед голосованием необходимо осовременить некоторые нормы, так как законопроект был разработан еще год назад, и синхронизировать их с налоговыми периодами. Но дискуссия по этому документу до сих пор продолжается. Так что я на данный момент не могу прогнозировать, когда Рада будет его рассматривать.
– В чем суть этой дискуссии?
– С одной стороны, под действие норм законопроекта №7232 попадут предприятия, которые фактически платят деньги в бюджет рф и тем самым поддерживают российскую армию. С другой стороны, эти же предприятия создают рабочие места в Украине. Следовательно, важно найти некий баланс, чтобы не навредить украинской экономике и не ударить по поступлениям в наш госбюджет.
– В тексте меморандума между Украиной и МВФ указано, что в последующие годы наше государство будет предпринимать усилия по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Какие конкретно это могут быть меры?
– В Меморандуме с МВФ в качестве структурного маяка мы взяли на себя обязательство до конца года разработать и принять среднесрочную Национальную стратегию доходов на 2024–2030 годы. Одним из элементов этой стратегии, процитирую, является «пересмотр упрощенного режима налогообложения с целью устранения эрозии налогов на труд путем подмены правовой основы трудовых отношений положениями гражданского права». Мы точно не будем предпринимать шаги в этом направлении в военное время. Но после окончания войны этот вопрос будет однозначно вынесен на повестку дня.
Речь идет не об отмене упрощенной системы налогообложения для самозанятых, микро- и малого бизнеса, а о ликвидации крупных схем, направленных на уклонение от налогообложения с использованием единого налога. Подчеркну, именно крупных схем, с дроблением налогооблагаемого дохода, иногда на тысячи ФЛП на едином налоге. Потому что существование подобных схем никоим образом не сочетается с нашей евроинтеграцией и планом вступления Украины в ЕС.
Кроме того, необходимо добиться институционального укрепления ГНС, ГТС и БЭБ, а также привести НДС и акцизы в соответствие с законодательством Евросоюза.
– А что с концепцией реформы «10-10-10»?
– Все получилось так, как и предупреждали эксперты – она оказалась на архивной полке популизма рядом с реформой «5.10».
– В этом контексте хочется вспомнить о налоговой амнистии. Она должна была стать «стартовой точкой» для более жесткого контроля доходов физлиц. Но, судя по ее итогам, кампания по декларированию не принесла желаемого результата. Каковы дальнейшие планы на этот счет? Будет ли повторная амнистия, к примеру? Ведь такое практиковалось во многих странах.
– Не соглашусь с тем, что амнистия не принесла желаемого результата. Ее главная задача – дать возможность налогоплательщикам-физлицам вывести доходы и активы из «тени» – достигнута. Конечно, ожидания в отношении сумм легализованных средств и дополнительных поступлений в госбюджет были гораздо выше. Но фискальная цель, повторюсь, не основная. Кто захотел – тот успел выйти «в белую». И повторная амнистия точно не планируется.
– Чем закончилась кампания по наведению порядка на рынке азартных игр?
– Уже можно сказать, что это победа нашей Временной следственной комиссии (ВСК), которая принесла госбюджету серьезный доход. По итогам марта легальный оборот рынка гэмблинга превысил 10 млрд грн. Прирост по сравнению с февралем больше чем в 3,5 раза. То есть мы видим, что операторы игорного бизнеса приняли решение работать в рамках законодательного поля, не скрывая свои доходы. Что, в свою очередь, обеспечило прирост платежей.
Без учета налога на прибыль сумма уплаченных рынком азартных игр налогов на выигрыши составила в марте почти 500 млн грн. Это больше, чем за весь 2022 год. Поэтому теперь уже точно можно сказать, что мы «чувствуем» оборот этого рынка и видим, что действующая система налогообложения для него необременительна и в рамках этой системы он будет продолжать работать и дальше. Ну а тех, кто еще не вышел из «тени», мы все равно дожмем.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].