Национальный банк продолжает усиливать надзор за банковским сектором и постепенно возвращает требования к работе банков, которые действовали до введения военного положения.
Новое решение НБУ связано с пересмотром правил оценки кредитного риска и расширением критериев, на основании которых банки будут признавать заемщиков неплатежеспособными.
Для этого правление Нацбанка утвердило постановление №125. Его нормы содержат обновленные признаки дефолта должников при оценке кредитного риска банками. Постановление вступает в силу с 31 октября.
«Такие признаки (дефолта должника. – Mind) проработаны с Всемирным банком и уже применяются Национальным банком при оценке устойчивости банков и банковской системы в 2023 году», – говорится в сообщении НБУ.
Mind разбирался, о каких критериях идет речь и как это может повлиять на кредитные портфели банков.
Что изменится в оценке должников? Нацбанк уточняет, что он предусмотрел два важных блока, которые касаются оценки кредитного риска и платежеспособности должников.
Первый – это возврат одного из действовавших ранее требований, которое является маркером дефолта должника. Суть требования заключается в следующем: если заемщик уплатил долг в объеме, который меньше его доходов, признанных банком, либо произошло уменьшение процентной ставки по кредиту более чем на 30%, что не вызвано изменением рыночных условий, банк должен признать такого заемщика неплатежеспособным.
Второй блок – это дополнительные признаки дефолта должников – юридических лиц. К таким признакам относятся:
Как банки будут применять это на практике? Банк самостоятельно определяет критерии, которые свидетельствуют о неспособности должника погашать проценты по кредитам.
Один из главных признаков плачевного положения заемщика, если отношение финансового результата от операционной деятельности (до отчислений на амортизацию) к его совокупному долгу перед всеми кредиторами, который предстоит погасить в течение 365 дней, составляет менее 1.
При этом результат от операционной деятельности определяется на основании формы №2 (отчет о финансовых результатах) следующим образом:
Банки, в зависимости от организационно-правовой формы заемщика, при его оценке используют данные квартальной или годовой финансовой отчетности.
В связи с новыми нормативными требованиями НБУ обязал участников банковского рынка не позднее 31 октября 2023 года актуализировать свои внутренние положения оценки должников.
В том числе внутрибанковские инструкции должны учитывать степень повреждения и уничтожения активов клиентов, степень сокращения чистого дохода от реализации продукции и достаточность данных, полученных от заемщика, на основании которых банк будет определять его неспособность выполнять кредитные обязательства.
Также НБУ уточнил, что банки должны применять дополнительные признаки дефолта при оценке должников до завершения действия военного положения и еще в течение 90 дней после его отмены.
Для чего нужно было менять правила оценки должников? Очевидно, что боевые действия и последствия, к которым они привели, напрямую повлияли на работу бизнеса.
Из-за повреждения и уничтожения основных фондов и производственных активов многие компании попросту утратили возможность вести бизнес. Это, в свою очередь, крайне негативно отразилось на их платежеспобности. По разным оценкам, в преддефолтном состоянии (с точки зрения кредиторов) находятся 30-40% заемщиков – корпоративных клиентов банков.
Изменение правил оценки кредитного риска должно упростить оценку должников и ускорить процесс «отсеивания» тех компаний, которые не могут обслуживать кредиты. Например, из-за того, что у предприятия уничтожены активы, у него нет выручки и прибыли.
Как это затронет взаимоотношения банков и должников? Первое и самое главное: кредиторы теперь в обязательном порядке будут учитывать влияние войны на заемщиков. Кроме того, банки покажут реальное состояние кредитных портфелей.
Это означает следующее:
В итоге заемщикам, которые действительно неспособны обслуживать свои кредиты, будет проще прийти к компромиссу с банком. Вместе с тем банки смогут более эффективно работать с безнадежными кредитами (NPL), которые накапливаются в военное время. Они будут быстрее расчищать свои кредитные портфели – списывать кредиты на убытки либо продавать права требования по таким долгам – и не затягивать этот процесс.
Как это повлияет на долю NPL в банках? После того как банки начнут применять требования постановления №125, данные о проблемной задолженности в банковской системе станут больше соответствовать реальному положению дел.
Согласно статистике НБУ, доля токсичных кредитов корпоративного сектора в банках на 1 сентября составляла около 45%. Не исключено, что к концу 2023 года этот показатель вырастет еще на 3–5 п.п.
Соответственно, увеличатся и отчисления в резервы банков. С одной стороны, пик накопления резервов, похоже, пришелся на 2022 год, в течение которого объем резервирования банками превысил 121 млрд грн. Для сравнения: отчисления в резервы за 8 месяцев 2023 года составили порядка 6,5 млрд грн. С другой стороны, изменение в правилах анализа финансового состояния должников могут добавить в резервы еще несколько миллиардов.
В любом случае вывод очевиден: Нацбанк продолжает готовить банковский сектор к довоенным правилам регулирования. Оценке кредитных рисков, накопление которых может плачевно отразиться на банках, НБУ уделяет особое внимание.