Марина Абрамович – громкое имя в истории современного искусства. Ее перформансы стали классикой, доказав, что нематериальное и преходящее тоже претендуют на свое место в вечности. Эксперименты с собственной сексуальностью, агрессией других людей, высвобождением эмоций, которые скрываются за маской цивилизованности, действительно впечатляют. Впрочем, нельзя жить в США и не попробовать стать суперзвездой. Марине Абрамович удалось и это. Перформансы в MoMA, камео в культовом сериале 2000-х «Секс и город», скандальная автобиография. И главное – Институт Марины Абрамович, в котором преподают ее метод. Место без постоянного здания, но с целью, ради которой многие ищут эту Шамбалу мегаполисов. Ненавязчивым, но четко прослеживающимся мессианством Марина Абрамович и привлекает большое количество людей, что в очередной раз подтвердили очереди возле Октябрьского дворца в Киеве.
Если попытаться отсечь радость от приезда в Украину художницы, без чьего имени нельзя представить искусство второй половины ХХ – начала XXI века, справедливо будет отметить, что зрители получили не столько лекцию, сколько шоу. Да, Марина Абрамович – легенда, и все сказанное ею автоматически приобретать статус откровения. Но тезис о том, что «быть женщиной-художницей чрезвычайно сложно», потому что «женщины не готовы жертвовать всем, женщины хотят любви, мужчину, семью, дом ...», будет казаться чем-то самым важным для аудитории 20+, и таковых на лекции было большинство. Однако для тех, кому за 30, это утверждение будет разве что констатацией пережитого факта.
Абрамович не сказала ничего концептуально нового, однако в тот вечер на сцене «Октябрьского» речь шла больше о том, как она это делала. Очень красивая, милая, приветливая, харизматичная. Держать внимание публики на протяжении часа 25 минут, а затем отвечать на вопросы, которые порой просто невыносимы, – задача, с которой справится далеко не каждый публичный человек, поэтому Абрамович в дополнение ко всему еще и талантливый оратор.
Перечень достоинств можно продолжать и дальше. Но главная ее суперсила – уверенность в себе. Когда перед вами стоит Марина Абрамович, вы с первых минут чувствуете, что она все о вас знает, потому что люди, на каком бы континенте они ни находились, – существа примитивные и одинаковые в своих страхах и желаниях. В 1970-х Абрамович искала себя, свой творческий метод и язык, поэтому обладала искренностью художника, который осознает, что окружающие его не понимают. Сейчас она – личность, которая осознает свою власть над другими, так как благодаря своему методу способна довести каждого, кто этого захочет, до состояния обнуления, что в наше время навязчивой информации является едва ли не чудом.
После выступления и исторического экскурса в сферу перформансов своих и «студентов», проходивших обучение в Институте Марины Абрамович, художница вполне справедливо отметила, что у всех художников есть манифесты, и она не стала исключением. Чтение манифеста, фразы из которого часто срывали аплодисменты, стало ярким завершением выступления. Далее – часть текста, который можно смело цитировать и использовать для ответа на вопрос «Каким должен быть художник?».
Жизненные принципы художника
Художник и любовь
Художник и эротика
Публичная лекция художницы Марины Абрамович
Фото: YES © 2017
Отношение художника к страданиям
Отношение художника к депрессии
Отношение художника к самоубийству
Художник и вдохновение
Публичная лекция художницы Марины Абрамович
Фото: YES © 2017
Художник и молчание
Художник и одиночество
Художник и работа
Список врагов художника
Публичная лекция художницы Марины Абрамович
Фото: YES © 2017
Различные сценарии смерти
Различные сценарии похорон