Сюжет. Тельма приехала изучать биологию в Осло. Родители волнуются за дочь: ежедневно в телефонных разговорах проверяют, вовремя ли она вернулась домой, и даже знают расписание ее занятий.
Семья Тельмы – очень религиозная, поэтому на первой студенческой вечеринке девушка чувствует себя дискомфортно. Однокурсники недоумевают, как это – не употреблять алкоголь и не курить, если ты наконец-то получил свободу. Вскоре Тельма решается взять от жизни максимум и попадает в водоворот нового опыта: первая лучшая подруга оказывается одновременно и первой любовью. Взаимной и страстной.
Но вместе с этим у девушки начинаются странные приступы, похожие на эпилептические. А вокруг нее в это время творится что-то неладное: вещи перемещаются в пространстве, гаснет свет... Тщательное медицинское обследование показывает, что приступы – следствие стресса, а не эпилепсия. Тельма узнает, что с детства отец-терапевт давал ей сильные успокоительные. Девушка растеряна: как действовать дальше, чтобы наконец-то обрести спокойствие и облегчение?
В украинском прокате: с 22 марта.
Бюджет: 4,57 млн норвежских крон
Бэкграунд. Оригинальное название ленты – «Thelma». Helheim, сокращенно Helm, в германо-скандинавской мифологии означает «мир мертвых». Это также созвучно с английским hell, что переводится как «ад». Поэтому в украинском прокате ленту решили выпустить под названием «Ведьма».
Премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Торонто и получила благосклонные отзывы прессы. В прошлом году лента выдвигалась от Норвегии на соискание «Оскара».
Для украинских зрителей «Ведьма» станет первым фильмом Йоахима Триера, который можно увидеть на широком экране. Его предыдущая работа «Громче, чем бомбы» с участием Изабель Юппер, Джесси Айзенберга и Гэбриэла Бирна была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Йоахима Триера роднит с датским кинорежиссером Ларсом фон Триером не только фамилия, но и любовь к изучению тайных желаний смиренных скандинавов, в душах которых иногда водятся еще те «черти». Но в отличие от лент датчанина, после просмотра фильмов норвежца Триера не остается тяжести. Все, что он изображает, выглядит очень естественно (к слову, природы в «Ведьме» много) и никоим образом не вызывает отвращения. А реальность плавно перетекает в мифологию и фантазии персонажей, как продолжение их сущности.
В то же время, режиссеру удалось сделать очень тонкий «хирургический надрез» в том самом месте, где стыкуется вера и религия. В понятии большинства людей это сочленение срослось, а в фильме оно кровоточит. Ведь истинная вера укрепляет, прежде всего, веру в самого себя, а чрезмерная религиозность, наоборот, ее убивает. И героине, ошеломленной контрастом между миром религии, в котором она росла и воспитывалась, и миром современной свободы (читай – вседозволенности), надлежит обрести именно веру в себя. Исцелиться от самоотречения, пройти дно, в котором она сама себя воспринимает как аномалию (приступы – психосоматика), нарушить множество запретов и принять себя как носителя особого дара. Пусть и не канонического в понимании семьи.
«Ведьму» можно рассматривать и как громкое художественное свидетельство, что мысли материализуются. Фильм по тематике и настроению перекликается с триллером «Девушка в тумане» Донато Карризи, который появится в украинском прокате уже с 29 марта. Карризи, как и Йоахим Триер, исследует тему «сладкого плода», а также влияние семьи и воспитания на дальнейшее мировосприятие человека.
Вам понравится, если: вы любите неторопливое скандинавское кино, которому присуща интрига и определенное напряжение, но в то же время события разворачиваются без надрыва и постепенно достигают гармоничного завершения.
Вам не понравится, если: вы предпочитаете ритмичные экшны или ужасы – судя по трейлерам и названию может показаться, что мистика в ленте преобладает, хотя философская составляющая, символизм и эстетика кадра имеют в ней не меньшее значение.
Главная причина посмотреть: пронаблюдать тонкое психологическое исследование отношений современных родителей и детей, европейского общества и религиозного мира, увидеть своеобразную трактовку загадочного и непредсказуемого хюґе. И еще раз убедиться в том, что настоящее познание себя невозможно без инвазивных методов диагностики.