Актуальность джаза как музыкального стиля и направления в развитии мировой культуры с годами не ослабевает. Более того, приверженность этой музыке становится все более престижной, что поддерживается различными фондами и всемирной сетью фестивалей, в том числе в Украине. Одно из подтверждений тому – Leopolis Jazz Fest, ежегодное международное событие, стартовавшее сегодня, 26 июня, во Львове.
Потому июньская подборка сериалов и фильмов от Mind – именно о джазе и джазовых музыкантах. Жизнь, показанная в них, – это «искусство в искусстве», которое помогает прочувствовать многообразие и интернациональность этой музыки, а также приоткрыть завесу над биографиями многих талантливых исполнителей.
Оригинальное название: Jazz
Год: 2000
Творение режиссера Кена Бернса – это 12 серий, 12 увлекательных часов летописи развития джаза, включая ключевые моменты в истории музыки, которые повлияли не на одну индустрию США. Хроника, воспоминания современников, страсти, скандалы: джаз был отчасти политическим движением и затронул жизни многих людей ХХ века. Если бы не те неординарные личности, которые стояли у его истоков, – Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд, то современные направления – от поп-рока до альтернативного рока и экспериментального джаза – выглядели бы по-иному.
Почему стоит смотреть. Сериал будет интересен всем начинающим и опытным музыкантам. И конечно же, настоящим ценителям музыки и профессионального документального кино. Самый масштабный сериал о джазе снимался шесть лет и обошелся в $13 млн (самый дорогой документальный фильм в мировом кинематографе).
История джаза – это история ХХ века и самых острых его вопросов: о равенстве, о расовой и национальной дискриминации, о взаимоотношениях искусства и коммерции, о таланте и профессионализме. Одним словом, если вы поклонник джаза, то просто не можете оставить этот сериал без внимания.
Оригинальное название: Buena Vista Social Club
Год: 1999
Документальный фильм немецкого режиссера Вима Вендерса о музыке Кубы – босса-нова-латин джаз. Давние друзья Рай Кудер, композитор из США, и режиссер Вим Вендерс воплощают оригинальную идею и собирают легендарных кубинских музыкантов, чтобы они вновь окунулись в атмосферу прошлого и воспроизвели те композиции, которые когда-то завораживали публику. Фильм и альбом стали настоящей сенсацией в музыкальном мире. Звездным финалом стало их выступление в Карнеги-холле.
Почему стоит смотреть. Фильм демонстрирует многогранность кубинской музыки, раскрывает этапы записи альбома.
Работая с музыкантами, Вендерс показывает их жизнь, отслеживает их сольную карьеру. Приподнимая завесу над закрытой, но удивительной страной, передает нюансы отношений между талантливыми людьми.
Оригинальное название: Let's Get Lost
Год: 1988
Документальный фильм американского режиссера Брюса Вебера о бурной жизни и карьере Чета Бейкера – джазового трубача и вокалиста.
Группа фанатов Бейкера – от бывших соратников и бывших жен до друзей и детей – рассказывают о человеке-легенде. В фильме Вебера прослеживается карьера музыканта с 1950-х годов, когда он играл с такими звездами, как Чарли Паркер, Джерри Маллиган и Расс Фримен, до 1980-х годов, когда джазмен оказался в тисках героиновой зависимости и внутреннего выгорания.
Почему стоит смотреть. Вебер показывает резкий контраст между молодым красивым Бейкером – кумиром, который напоминал смесь Джеймса Дина и Джека Керуака, и тем, кем он стал – потерянным, отстраненным, равнодушным.
Рекомендуем также биографическую драму «Рожденный для грусти» Роберта Будро. Итан Хоук, визуально схожий со своим экранным героем Четом Бейкером, стал идеальным кандидатом на эту роль во всех смыслах.
Оригинальное название: Whiplash
Год: 2014
Музыкальная психологическая драма американского режиссера Дэмьена Шазелла, известного также по фильмам «Ла-Ла Ленд» и «Человек на Луне».
Эндрю – талантливый барабанщик, но его наставник, дирижер всемирно известного оркестра, так не думает. Он хочет, чтобы парень стал настоящим виртуозом, а для этого нужно жить исключительно музыкой и больше ничем. Консерватория становится для парня адом, он постоянно ссорится с наставником. Какие плоды принесет в итоге столь жесткая манера преподавания?
Почему стоит смотреть. Невероятные эмоции и противоречия, предельное напряжение и бесконечная внутренняя борьба в душе музыканта удерживают зрительское внимание до самого конца фильма.
Интересный факт: во время съемок репетиций режиссер Дэмьен Шазелл не останавливал процесс, чтобы исполнитель главной роли мог барабанить до изнеможения. Даже несмотря на опыт игры на барабанах (Майлз Теллер играет с 15 лет), актер брал дополнительные уроки: занимался три дня в неделю по четыре часа – в фильме звучит музыка, которую актер исполнял сам.
Чувствуете, что нуждаетесь в порции мотивации? Когда опускаются руки, полезно вспомнить о силе воли, упорстве и остром чувстве ответственности таких людей, как герои этого фильма.
Оригинальное название: Round Midnight
Год: 1986
Американо-французская музыкальная драма, снятая Бертраном Тавернье. В фильме играют американский джазовый саксофонист Декстер Гордон, Франсуа Клюзе и джазовый пианист, композитор Херби Хэнкок. Режиссер Мартин Скорсезе, джазовый саксофонист и композитор Уэйн Шортер, гитарист-виртуоз Джон Маклафлин и другие появляются в качестве камео.
Прототипы главного героя – джазмена Дейла Тернера (Декстер Гордон) – реальные джазовые легенды Лестер Янг (тенор-саксофон) и Бад Пауэлл (фортепиано). Сюжет фильма вымышлен, но взят непосредственно из мемуаров/биографии «Танец неверных», написанных французским писателем Фрэнсисом Паудрасом. В погоне за популярностью Дейл оказывается в Париже, где случайно встречается с молодым парижанином Франсуа (Франсуа Клюзе), страстным поклонником его искусства, который боготворит музыканта и отчаянно пытается помочь ему в его сложных взаимоотношениях с алкоголем.
Почему стоит смотреть. Фильм – задумчивый и трагический портрет, запечатлевший парижскую джазовую сцену 1950-х годов. Декстер Гордон был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль и получил Grammy за саундтрек The Other Side of Round Midnight в категории Best Instrumental Jazz Performance. Херби Хэнкок выиграл премию «Оскар» за лучшую музыку. Саундтрек впоследствии был выпущен в двух дисках: Round Midnight и The Other Side of Round Midnight.
Оригинальное название: Sweet and Lowdown
Год: 1999
Музыкальная комедия Вуди Аллена о жизни вымышленного гитариста-виртуоза Эммета Рэя.
Герой Шона Пенна – выдающийся американский гитарист 1930-х годов Эммет Рэй, чья музыка оказала значительное влияние на развитие джаза. Он без стеснений объявляет себя величайшим гитаристом, но, правда, после «цыгана» Джанго Рейнхардта. Рэй – настоящий фанат Джанго, при виде кумира он пускает слезу и даже падает в обморок.
Талантливый музыкант и при этом в быту невыносимый эгоист, для которого гитара и он сам всегда на первом месте, Эммет выступает в ресторанах и на вечеринках, пытаясь таким образом стяжать «вселенскую славу».
Почему стоит смотреть. Легкая и атмосферная история в фирменном разговорном вудиалленовском стиле об одержимости музыкой, о мечтах, самореализации и особенностях характера творческих личностей, с которыми то интересно и непринужденно, то невыносимо из-за их самолюбия и своенравия.
У ленты – две номинации на «Оскар»: лучшая мужская роль (Шон Пенн) и лучшая женская роль второго плана (Саманта Мортон, которая на протяжении всей картины не произносит ни единого слова). А также две номинации на премию «Золотой глобус»: лучшая мужская роль – комедия или мюзикл (Шон Пенн) и лучшая женская роль второго плана (Саманта Мортон).