Лучшие фильмы о джазе: история, кинопортреты и современность

Лучшие фильмы о джазе: история, кинопортреты и современность

Чем заполнить предстоящий большой уикенд, чтобы быть на одной волне с Leopolis Jazz Fest

Цей текст також доступний українською
Лучшие фильмы о джазе: история, кинопортреты и современность
Кадр из фильма "Одержимость"
Фото: youtube

Актуальность джаза как музыкального стиля и направления в развитии мировой культуры с годами не ослабевает. Более того, приверженность этой музыке становится все более престижной, что поддерживается различными фондами и всемирной сетью фестивалей, в том числе в Украине. Одно из подтверждений тому – Leopolis Jazz Fest, ежегодное международное событие, стартовавшее сегодня, 26 июня, во Львове.

Потому июньская подборка сериалов и фильмов от Mind – именно о джазе и джазовых музыкантах. Жизнь, показанная в них, – это «искусство в искусстве», которое помогает прочувствовать многообразие и интернациональность этой музыки, а также приоткрыть завесу над биографиями многих талантливых исполнителей.

«Джаз»

Лучшие фильмы о джазе: история, кинопортреты и современность
Фото автора

Оригинальное название: Jazz

Год: 2000

Творение режиссера Кена Бернса – это 12 серий, 12 увлекательных часов летописи развития джаза, включая ключевые моменты в истории музыки, которые повлияли не на одну индустрию США. Хроника, воспоминания современников, страсти, скандалы: джаз был отчасти политическим движением и затронул жизни многих людей ХХ века. Если бы не те неординарные личности, которые стояли у его истоков, – Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд, то современные направления – от поп-рока до альтернативного рока и экспериментального джаза – выглядели бы по-иному.

Почему стоит смотреть. Сериал будет интересен всем начинающим и опытным музыкантам. И конечно же, настоящим ценителям музыки и профессионального документального кино. Самый масштабный сериал о джазе снимался шесть лет и обошелся в $13 млн (самый дорогой документальный фильм в мировом кинематографе).

История джаза – это история ХХ века и самых острых его вопросов: о равенстве, о расовой и национальной дискриминации, о взаимоотношениях искусства и коммерции, о таланте и профессионализме. Одним словом, если вы поклонник джаза, то просто не можете оставить этот сериал без внимания.


«Клуб Буэна Виста»

Лучшие фильмы о джазе: история, кинопортреты и современность

Оригинальное название: Buena Vista Social Club

Год: 1999

Документальный фильм немецкого режиссера Вима Вендерса о музыке Кубы – босса-нова-латин джаз. Давние друзья Рай Кудер, композитор из США, и режиссер Вим Вендерс воплощают оригинальную идею и собирают легендарных кубинских музыкантов, чтобы они вновь окунулись в атмосферу прошлого и воспроизвели те композиции, которые когда-то завораживали публику. Фильм и альбом стали настоящей сенсацией в музыкальном мире. Звездным финалом стало их выступление в Карнеги-холле.

Почему стоит смотреть. Фильм демонстрирует многогранность кубинской музыки, раскрывает этапы записи альбома.

Работая с музыкантами, Вендерс показывает их жизнь, отслеживает их сольную карьеру. Приподнимая завесу над закрытой, но удивительной страной, передает нюансы отношений между талантливыми людьми.


«Давай потеряемся»

Лучшие фильмы о джазе: история, кинопортреты и современность

Оригинальное название: Let's Get Lost

Год: 1988

Документальный фильм американского режиссера Брюса Вебера о бурной жизни и карьере Чета Бейкера – джазового трубача и вокалиста.

Группа фанатов Бейкера – от бывших соратников и бывших жен до друзей и детей – рассказывают о человеке-легенде. В фильме Вебера прослеживается карьера музыканта с 1950-х годов, когда он играл с такими звездами, как Чарли Паркер, Джерри Маллиган и Расс Фримен, до 1980-х годов, когда джазмен оказался в тисках героиновой зависимости и внутреннего выгорания.

Почему стоит смотреть. Вебер показывает резкий контраст между молодым красивым Бейкером – кумиром, который напоминал смесь Джеймса Дина и Джека Керуака, и тем, кем он стал – потерянным, отстраненным, равнодушным.

Рекомендуем также биографическую драму «Рожденный для грусти» Роберта Будро. Итан Хоук, визуально схожий со своим экранным героем Четом Бейкером, стал идеальным кандидатом на эту роль во всех смыслах.


«Одержимость»

Лучшие фильмы о джазе: история, кинопортреты и современность
Фото: The Telegraph

Оригинальное название: Whiplash

Год: 2014

Музыкальная психологическая драма американского режиссера Дэмьена Шазелла, известного также по фильмам «Ла-Ла Ленд» и «Человек на Луне».

Эндрю – талантливый барабанщик, но его наставник, дирижер всемирно известного оркестра, так не думает. Он хочет, чтобы парень стал настоящим виртуозом, а для этого нужно жить исключительно музыкой и больше ничем. Консерватория становится для парня адом, он постоянно ссорится с наставником. Какие плоды принесет в итоге столь жесткая манера преподавания?

Почему стоит смотреть. Невероятные эмоции и противоречия, предельное напряжение и бесконечная внутренняя борьба в душе музыканта удерживают зрительское внимание до самого конца фильма.

Интересный факт: во время съемок репетиций режиссер Дэмьен Шазелл не останавливал процесс, чтобы исполнитель главной роли мог барабанить до изнеможения. Даже несмотря на опыт игры на барабанах (Майлз Теллер играет с 15 лет), актер брал дополнительные уроки: занимался три дня в неделю по четыре часа – в фильме звучит музыка, которую актер исполнял сам.

Чувствуете, что нуждаетесь в порции мотивации? Когда опускаются руки, полезно вспомнить о силе воли, упорстве и остром чувстве ответственности таких людей, как герои этого фильма.


«Около полуночи»

Лучшие фильмы о джазе: история, кинопортреты и современность
imdb

Оригинальное название: Round Midnight

Год: 1986

Американо-французская музыкальная драма, снятая Бертраном Тавернье. В фильме играют американский джазовый саксофонист Декстер Гордон, Франсуа Клюзе и джазовый пианист, композитор Херби Хэнкок. Режиссер Мартин Скорсезе, джазовый саксофонист и композитор Уэйн Шортер, гитарист-виртуоз Джон Маклафлин и другие появляются в качестве камео.

Прототипы главного героя – джазмена Дейла Тернера (Декстер Гордон) – реальные джазовые легенды Лестер Янг (тенор-саксофон) и Бад Пауэлл (фортепиано). Сюжет фильма вымышлен, но взят непосредственно из мемуаров/биографии «Танец неверных», написанных французским писателем Фрэнсисом Паудрасом. В погоне за популярностью Дейл оказывается в Париже, где случайно встречается с молодым парижанином Франсуа (Франсуа Клюзе), страстным поклонником его искусства, который боготворит музыканта и отчаянно пытается помочь ему в его сложных взаимоотношениях с алкоголем.

Почему стоит смотреть. Фильм – задумчивый и трагический портрет, запечатлевший парижскую джазовую сцену 1950-х годов. Декстер Гордон был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль и получил Grammy за саундтрек The Other Side of Round Midnight в категории Best Instrumental Jazz Performance. Херби Хэнкок выиграл премию «Оскар» за лучшую музыку. Саундтрек впоследствии был выпущен в двух дисках: Round Midnight и The Other Side of Round Midnight.


«Сладкий и гадкий»

Лучшие фильмы о джазе: история, кинопортреты и современность
imdb

Оригинальное название: Sweet and Lowdown

Год: 1999

Музыкальная комедия Вуди Аллена о жизни вымышленного гитариста-виртуоза Эммета Рэя.

Герой Шона Пенна – выдающийся американский гитарист 1930-х годов Эммет Рэй, чья музыка оказала значительное влияние на развитие джаза. Он без стеснений объявляет себя величайшим гитаристом, но, правда, после «цыгана» Джанго Рейнхардта. Рэй – настоящий фанат Джанго, при виде кумира он пускает слезу и даже падает в обморок.

Талантливый музыкант и при этом в быту невыносимый эгоист, для которого гитара и он сам всегда на первом месте, Эммет выступает в ресторанах и на вечеринках, пытаясь таким образом стяжать «вселенскую славу».

Почему стоит смотреть. Легкая и атмосферная история в фирменном разговорном вудиалленовском стиле об одержимости музыкой, о мечтах, самореализации и особенностях характера творческих личностей, с которыми то интересно и непринужденно, то невыносимо из-за их самолюбия и своенравия.

У ленты – две номинации на «Оскар»: лучшая мужская роль (Шон Пенн) и лучшая женская роль второго плана (Саманта Мортон, которая на протяжении всей картины не произносит ни единого слова). А также две номинации на премию «Золотой глобус»: лучшая мужская роль – комедия или мюзикл (Шон Пенн) и лучшая женская роль второго плана (Саманта Мортон).

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту editor@mind.ua
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно