В Музее Ивана Кавалеризде в Киеве открылась выставка пяти дам-творцов, рассказывающая о разных ипостасях женской натуры: соблазнительницы, возлюбленной, матери. На экспозиции «От Автора» проецируется женский взгляд на вещи, что не удивительно, ведь ее утроили пять творцов-женщин и только один мужчина-живописец.
Два полюса. На выставке два главных полюса притяжения: это скульптура «Рубашка» Яны Роздобудько и холст «Ветер в голове» Екатерины Рудаковой, расположенные по диагонали в углах экспозиции. В обоих произведениях главная тема: женщина и материя (материя и в значении «ткань», и в контексте того, что слово «материя» и «матерь» – однокоренные).
На картине Рудаковой обнаженная красивая женщина на фоне поля, прикрытая полупрозрачной тканью. Дует сильный ветер, прижимая к ней материю и тем самым подчеркивая изящные формы ее тела. А со стороны спины – ткань образует мужской профиль, в котором угадываются мефистофельские черты: крупный крючковатый нос, бородка клинышком. То есть, когда у женщины «ветер в голове» – он складывается в образ некоего возлюбленного, глядя на силуэт, которого вспоминается поговорка «В тихом омуте черти водятся».
А скульптурная композиция «Рубашка» Роздобудько изображает беременную обнаженную женщину, «примеряющую» своему будущему малышу рубашечку – прямо на живот. Она мечтает о том, чтобы ребенок «родился в рубашке» – был удачливым.
Рядом с «Рубашкой», как продолжение темы, скульптура Яны «Канва новой жизни», где беременная молодая женщина вышивает разноцветную ткань: материализация доброго напутствия, чтобы узор судьбы ее ребенка был красив.
Скульптурная композиция «Ночь» Яны – это голова женщины, облаченная в свободный синий платок, а к ее щеке прижалась спящая крошечная девочка – она упрятана в складках платка, словно кружась на космических орбитах матери. До тех пор, пока не вырастет, чтобы самой стать центром вселенной для своих детей.
Пляжная идиллия. Рядом с «Ночью» расположился яркий «пляжный» триптих Александры Руденко. На картине «Семья» близкая тема – о родительской заботе: отец и мать укутывают в белое полотно троих детей, стараясь уберечь их палящего солнца. И это кажется несколько чрезмерным, учитывая, что старшему чаду лет… пятнадцать. Но для украинских семей такая трепетная родительская опека почти до совершеннолетия – обычное дело.
На центральной картине Руденко «У воды» изображена мама с младенцем. Красная ткань вокруг ее головы образует подобие нимба – это оммаж Александры нежным «Мадоннам» в красных капюшонах Кузьмы Петрова-Водкина. Все купающиеся и загорающие «У воды» словно кружатся в энергетическом вихре вокруг этой пляжной Мадонны с младенцем.
А на левом полотне Руденко «На пляже», пронизанном пластикой Гогена, отец и сын собирают камушки на берегу. Папа с умилением разглядывает гальку на ладошке малыша, для которого, конечно, это – волшебный камень.
Продолжают пляжно-морскую тему одесситы Ольга Котова и Виталий Кузьмин. Тихонько покачиваются разноцветные лодки у причала в «Летнем вечере в Одессе» Ольги, а Виталий этому знойному блаженству добавляет карнавальности приплясывающими «Музыкантами» и пестрой толпой зевак в «Городе возле моря».
Щепотку мистики в атмосферу выставки подбрасывают пейзажи Светланы Совы. Ее «Рассвет» с сине-бирюзовых озером и бледными фонарями полон таинственного ожидания.
А огни вечернего «Кафе» напомнили одноименное полотно Ван Гога, где древний черно-звездный мрак обрамляет уютный желтый свет окошек.
Этот микс вечности и современности прослеживается и в скульптурных работах Яны Роздобудько «Девушка с голубыми дредами» и «Портрет юноши в капюшоне». У парня с девушкой греческие профили и пропорции, но дреды и шарф придают им такой вид, словно эти древние жители Греции сейчас разгуливают по Оболонской набережной в Киеве.
Ловушки для мужчин. Что касается серии сюрреалистических и метафорических полотен Кати Рудаковой, то их объединяет тема «женщина-соблазнительница». На входе в парк, изображенного на холсте «Липовый мед», томно полулежит обнаженная девушка. Рядом – банки с медом, а внизу и вдалеке вся эта лимонно-медовая масса растекается, из нее высятся скульптурные проекции красотки в виде статуй (навевает мысли о метафизической живописи Джорджо де Кирико, у которого всегда на хостах много скульптур) в соблазнительных позах и солнечных пятнах.
Эта сладкая красота будто остановила время, густеющее, как мед. У мужчин, глядя на это ароматное роскошество, возникает желание «залипнуть». Единственное, что может настораживать – это соображение: не «липа» ли это все? Мед-то липовый.
Холст Рудаковой «Силуэты» построен по тому же принципу: только здесь оранжево-коричневый парк-лабиринт, где фрагменты статуй фигуристых женщин ведут к настоящей обнаженной девушке, скидывающей красное покрывало. На переднем плане холста на все это пытается не обращать внимание гипсовый мужчина с книгой. Надолго ли?
Уже на выходе с выставки зрителя ждут «Двое» Руденко – парень и девушка застыли на солнечном фоне воды и песка в сладостном объятии, а их колени соединяет белое полотенце. Но с другой стороны стены, где висит полотно, словно на обратной стороне любви, расположена картина «Сон. Двое» Светланы Совы. На кровати спят мужчина и женщина. Резкий лунный свет, проникающий в комнату сквозь жалюзи, оставляет на их белых телах темные горизонтальные полосы теней и, кажется, что люди словно в лунных тюремных робах и шапочках. Любовь – и счастье, и тюрьма?
«От Автора» – тематически удачно подобранная выставка с тонкой поэтической атмосферой. Мы рекомендует ее посетить, чтобы прикоснуться к тайнам любви и женской натуры, представленной в трех ипостасях: искусительницы, возлюбленной, матери. Что касается последней, то неспроста на выставке носилась целая стайка детей, как реальное воплощение того, что было отражено в искусстве.
12 ноября – 30 ноября
Живопись: Екатерина Рудакова, Светлана Сова, Ольга Котова, Александра Руденко, Виталий Кузьмин
Скульптура: Яна Приходько
Адрес: Андреевский спуск, 21
Часы работы: 11:00- 17:00 (выходной – понедельник)
Билеты: 30 грн