Discuss Discuss
Физика спроса: как наладить поставки во времена турбулентности

Физика спроса: как наладить поставки во времена турбулентности

И о зависимости эффективной логистики от склада

Цей текст також доступний українською
Физика спроса: как наладить поставки во времена турбулентности
Фото: pixabay

Потребительский спрос –   как эффект бабочки. Даже незначительные колебания сильно влияют на бизнес. Поэтому создание запасов и грамотное управление цепочками поставок помогают компаниям держаться на плаву даже во время криза. Основатель компаний WareTeka и CoreTeka, резидент Reactor.ua Александр Исаченко рассказал Mind, что может привести к колебаниям спроса, почему навык прогнозирования стал первоочередным во время пандемии, и как компаниям создавать запасы на случай экстренных ситуаций.

Одним праздник, другим –   нагрузки

Традиционно, зима –   сложный период для бизнеса. Объемы продаж увеличиваются пропорционально нагрузкам. Компаниям нужно спрогнозировать рост спроса на товары, закупить продукцию и увеличить мощности.

Ритейлеры начинают закупать товары для праздников еще в ноябре. Нагрузка на склад растет: нужно и хранить текущий ассортимент, и создать запасы. Складское пространство заканчивается, поэтому компании ищут дополнительную недвижимость для аренды. Но найти склад, особенно в период подготовки к праздникам, –   непростая задача. На рынке складской недвижимости большая конкуренция. Даже склады, которые только вводят в эксплуатацию, заполнены по максимуму. Так, согласно последним данным брокерского агентства Cushman & Wakefield за третий квартал 2020 года, вакантность минимально низкая –   около 2,2%.

С пиковыми нагрузками и повышенным спросом во время праздника сталкиваются все компании, вне зависимости от размера. Например, гигант электронной коммерции Amazon увеличивает складские мощности, чтобы доставлять заказы покупателям вовремя. Так, в 2019 году компания запустила новый сервис –   “Storage and Replenishment”. Суть программы заключается в том, что во время праздников Amazon использует дополнительные склады для временного хранения товаров. Помещения находятся возле пунктов доставки Amazon. Таким образом, если спрос на товар большой, продавцы могут быстро пополнить складские запасы.

Несмотря на то, что праздники в Украине подошли к концу, расслабляться рано –   компаниям нужно подготовиться к 8 марта.

Нереализованные потребности становятся острее

Покупатели стали тратить меньше денег. Так, согласно исследованию InfoSapiens, индекс потребительских настроений 2020 года значительно упал, по сравнению с 2019. В декабре 2020 года он составил 65,9 пунктов (по 200-балльной шкале), а в декабре 2019 года –   держался на отметке 92,2 пунктов.

Вынужденно изолированные потребители сократили расходы –   нет смысла покупать новую одежду, обувь, заправлять машину и так далее. Однако известно, что со временем потребности не исчезают, а только лишь становятся острее. Это дает толчок отложенному спросу.

Январский карантин показал, что потребители фокусируются на том, что не могут купить в данный момент. Так, например, по данным аналитической службы OLX, украинцы стали заказывать онлайн в полтора раза чаще. В самые популярные категории вошли непродовольственные товары: мужская одежда (+123% роста), обувь (+94%), электроника (+74%), смартфоны (+63%).

Вероятно, после отмены всех карантинных ограничений отложенный спрос даст о себе знать. Но компаниям важно подготовиться к моменту.

Небольшие изменения настроения потребителей –   серьезные сдвиги компаний

Пандемия преподала бизнесу хороший урок, почему важно уметь прогнозировать потребительский спрос. Как помним, с приходом первого карантина люди массово скупали предметы первой необходимости. Чтобы заполнить полки магазинов, компании закупали больше партий товаров. Прошло время, потребитель сформировал запасы и больше не нуждался в продукции. А компании уже увеличили свои мощности.

На самом деле, реакция потребителей –   не уникальное явление. Это пример эффекта хлыста (эффекта Форрестера), который был описан еще 1961 году и стал известным феноменом в управлении цепями поставок.

Суть эффекта хлыста в том, что незначительные изменения спроса со стороны потребителя усиливают амплитуду колебания во всех остальных звеньях (среди продавцов, дистрибьюторов, производителей).

Например, потребители стабильно покупали 500 единиц товара в месяц. Потом спрос вырос и составил 550 единиц (на 10% больше). Магазин перестрахуется и закупит еще на 10% больше продукции, чем нужно потребителю (605 единиц). Дистрибьютор тоже закупит больше товара на 10% (665 единиц). В конечном итоге, производителю придется изготовить больше продукции.

Если представить эффект хлыста в виде графика, то амплитуда колебания спроса от потребителя до производителя становится все больше. Как итог, мощности компании выросли, но продукцию нужно хранить, увеличив складскую площадь.

Как создать подушку безопасности

Склад играет ключевую роль в контролировании спроса. Он –   сердце цепочки поставок бизнеса. Именно здесь компании хранят, проводят учет, маркируют и комплектуют товары. И чем отлаженней работа склад, тем лучше результат. Ведь если компания обещает доставить товар на следующий день, но делает это его спустя неделю –   лояльность клиента будет утрачена. Однако не все компании могут позволить себе арендовать склад на длительное время.

Последние несколько месяцев платформа WareTeka получает большое количество запросов на услуги временного хранения товаров. Компании ищут логистических операторов, у которых можно разместить от 2 до 400 паллет на короткие сроки –   от двух недель и более. 

Логистические операторы предлагают решение –   услуги временного хранения. На таких складах можно хранить товары от 1 недели до нескольких месяцев. Оплата –   за одно паллетоместо. Это значит, что не нужно переплачивать за аренду склада. Компания платит только за фактически используемое пространство –   если нужно хранить 10 паллет –   стоимость одна, 100 паллет –   другая.

Умение прогнозировать потребительский спрос и создавать запасы –   важный навык для бизнеса. Развивайте складскую инфраструктуру, чтобы эффективно управлять всеми этапами цепочек поставок.

Платформа REACTOR.UA – ваш проводник в мире инноваций.
Мы знаем, как реализовать инновации с учетом лучших практик и в сжатые сроки.
Начните изменения уже сейчас!