Что разрешил закон об электронных ключах

Кто и как может воспользоваться новыми возможностями

Фото pixabay.com

5 октября Верховная Рада Украины приняла закон «Об электронных доверительных услугах», который, по мнению его авторов, станет революционным для украинского общества и еще на один шаг приблизит Украину к евростандартам. В течение всех чтений законопроект сопровождали лозунги «долой бюрократию» и «нет коррупции». Премьер Владимир Гройсман даже заявил, что принятие этого документа позволит привлечь к 50 0000 новых клиентов для бизнеса и принести украинской экономике в 24 млрд евро дополнительных поступлений.

Действительно ли закон настолько революционный? Виктор Данилов, юрист компании ICF Legal Service, предлагает рассмотреть документ через призму тех преимуществ, которые он несет для общества и бизнеса.

Сам Закон переполнен совсем непонятными терминами, такими как «сертификат открытого ключа», «усовершенствованная электронная печать» и «электронная отметка времени». Если же закрыть глаза на все эти технические тонкости и юридические формальности, то на практике все куда проще.

Закон повторяет основные положения Регламента ЕС 1999/93/ЕС, соответственно – направлен на вступление Украины в цифровую экосистему Европейского союза. Это создает перспективы для украинских граждан в дальнейшем получать публичные услуги не только в Украине, но и на территории всего ЕС.

Объем получаемых услуг будет зависеть от типа электронной подписи. При самостоятельной регистрации ею можно будет удостоверять контракты и гарантировать контрагенту личный характер подписи. При регистрации квалифицированной подписи/печати в аккредитованном государством центре (в том числе и иностранном) подписанные документы будут иметь безоговорочнуюую юридическую силу для государственных органов и суда. Такая подпись откроет доступ к целому ряду возможностей.

Возможности для общества

Закон несомненно способствует переводу всех публичных услуг в режим онлайн. То есть он способствует уменьшению контактов населения с чиновниками, а значит, направлен на уменьшение уровня бюрократии и коррупции.

Интересно, что публичные услуги смогут быть получены достаточно легко и быстро, поскольку процесс регистрации на государственных порталах не будет занимать больше времени, чем при использовании баннера «Регистрация через Facebook».

С разрешения пользователя государственные органы смогут получить персональную информацию от банка, где у лица открытый счет (BankID) или даже с SIM-карты – с помощью смартфона (Mobile ID).

Представители правительства заверили, что до конца 2017 года абоненты получают возможность заменить свои SIM-карты на новые, которые будут содержать цифровую подпись, идентификационный код и паспортные данные.

На сегодняшний день операторы связи ведут переговоры с представителями Львовской мэрии по внедрению пилотного проекта. В случае его реализации абоненты оператора связи получают доступ в личный кабинет с помощью номера телефона. Имеется в виду возможность записываться на прием, создавать и голосовать за петиции с помощью смартфона.

Со временем эти сервисы откроют перед пользователем новое измерение жизнедеятельности: от оплаты товаров до онлайн-записи в государственной больнице, от уплаты налогов до возможности участвовать в голосовании с помощью новых Apple Watch.

Возможности для бизнеса

Принятие этого закона оживит бизнес-процессы в компании за счет стимулирования обращения электронных документов. Это, соответственно, уменьшит расходы компании, связанные с пересылкой документов. Ускоренный срок доставки документов (независимо от адреса контрагента) будет стимулировать оборот денежных средств.

Закон интересен прежде всего малому и среднему бизнесу, поскольку можно будет легко зарегистрировать компанию, направить запрос, уплатить налоги с помощью смартфона.

Также он будет способствовать уменьшению непосредственной коммуникации с государственными органами. Обмен данными с администрациями и таможнями соседних стран будет происходить онлайн без необходимости прохождения дополнительной сертификации.

Наконец-то можно будет с чистой совестью создавать электронные договоры, накладные и акты выполненных работ, скреплять их электронной подписью и не бояться, что они не будут приняты. Как недавно государственные органы потеряли право требовать печать, так потеряют право требовать и «бумажные» документы. Квалифицированная электронная подпись будет приравниваться по юридической силе к подписи директора, скрепленной печатью компании.

Очевидно, что закон несет в себе массу преимуществ. Однако вместе с законодательной базой необходимо стимулировать развитие соответствующей инфраструктуры. Нельзя с уверенностью сказать, что электронная подпись сразу получит широкое признание и будет использоваться всеми. Еще некоторое время люди будут продолжать стоять в очередях и терять свои приватные ключи. Но радует тот факт, что хотя бы на законодательном уровне Украина уже готова сдвинуться с мертвой точки и адаптироваться к реалиям современности.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS