По данным исследования International Post Corporation (IPC), в котором в 2017 году приняли участие 24 000 респондентов из 26 стран мира, к 2020 году до 30% всех покупок во всем мире будут совершаться онлайн (на данный момент каждая 4-я посылка уже трансграничная), а 45% онлайн-покупателей будут регулярно покупать товары за границей. Такие перспективы открывают большие возможности для украинского малого и среднего бизнеса. Юлия Павленко, и.о. директора департамента международных операций ПАО «Укрпошта», основатель E-export school при «Укрпочте», рассказала, как малому бизнесу начать самостоятельно продавать за рубежом свои товары и не разориться на организации процесса.
Как искать клиента? Самый простой и дешевый вариант – через продажи на различных маркетплейсах и интернет-магазины. По данным IPC до 65% всех покупок совершается на Amazon, Alibaba и e-Bay.
В случае продаж с маркетплейсов продавцу нужно только зарегистрироваться там, привлечением покупателей на торговую площадку занимается сам маркетплейс, задача продавца держать высокий рейтинг на этой площадке.
Каковы затраты? Регистрация обычного аккаунта (с ограничениями на количество продаж. – Mind), на Amazon – простая и не предполагает какого-то депозита. Но нужно внести месячную абонплату $39,99 в месяц и при продаже товара комиссию, которая определена в зависимости от категории товара от 3,5% до 25%. На Etsy – 3,5% комиссии от сумму продажи товара и $0,2 за публикацию товара каждые четыре месяца, на Asos – 20% от заказа плюс 20 фунтов в месяц.
Организация продаж через собственный интернет-магазин – немного сложнее и дороже. Нужно потратить деньги на создание сайта для интернет-магазина и на маркетинговое продвижение магазина в той стране, где хотите наладить продажи. Однако в этой бизнес-модели ни с кем прибыль делить не нужно.
Как отправить товар? Есть три формата: почтовый, экспресс и карго. Почтовый предоставляет национальная почта ПАО «Укрпошта», экспресс – частные операторы доставки. Это, например, DHL, FedEx, UPS, Aramex, Nova Poshta International, и пр. Выбор карго-сервисов в Украине очень велик: от представительств больших глобальных компаний Kuehne + Nagel, DB Schenker, DHL Freight, до небольших локальных транспортно-экспедиционных компаний, контакты и цены которых можно легко найти в Google.
Какой способ выбрать? Для негабаритного товара, отправляемого поштучно или в небольшом количестве, почтовый или экспресс формат – это наиболее дешевый и простой способ доставки, к тому же такие посылки проходят по упрощенному таможенному оформлению. Большинство отправлений идет через почтовую и экспресс-доставку, которые имеют ряд преимуществ для ecommerce export.
Во-первых, в большинстве стран мира на товар, который пересылается в формате почтовых и экспресс-отправлений, действует правило беспошлинного лимита. Например, в США можно ввозить бесплатно товар на сумму до $800, в Австралию – до $780, в Израиль – до $75, в ЕС – до 22 евро если отправитель юрлицо и 45 евро если отправитель физического лица, в Казахстан до 1000 евро / месяц (31 кг в месяц), в Великобританию – до 15 фунтов без НДС и пошлин; от 15 до 135 фунтов оплачивается только НДС. Это значит, что покупатель до суммы лимита не платит никаких таможенных платежей и налогов. Когда лимит превышен, получатель платит налог на разницу между стоимостью посылки и установленным лимитом. Это делает такой вариант шопинга достаточно привлекательным.
Во-вторых, почтовыми отправлениями можно беспроблемно пересылать большинство потребительских товаров (одежду, косметику, декор, товары для дома, даже продукты питания до 10 кг в упаковке изготовителя и драгоценные ювелирные украшения) без необходимости получать дополнительную сертификацию на товар. Это значительно экономит время, усилия и финансы экспортеров.
Однако, чтобы убедиться, нет ли каких-то дополнительных ограничений на пересылку конкретного товара в конкретную страну, рекомендуется перед отправкой изучить список предметов, запрещенных к пересылке. Такой перечень есть на сайтах почтовых операторов.
Если ваша компания – уже стабильный ecommerce экспортер и полностью может планировать свои продажи с больший процентом точности, тогда вы можете пробовать работу с использованием фулфилмент-центров. Такие склады есть у крупных логистических компаний и маркетплейсов. Или же это могут быть не специализированные помещения, которые сдаются под такие цели – так называемые «гаражные» фулфилменты. Цена на услуги фулфилмента определяется исходя из габаритов каждого конкретного товара, специфики его хранения, ассортимента операций, которые необходимы экспортеру.
Как получить деньги за товар? Большинство маркетплейсов работают с платежной системой PayPal. Но в нащей стране можно только тратить деньги со своего аккаунта в PayPal, но не получать, то есть продавец из Украины на сможет получить в этой системе деньги за свой товар.
Есть несколько способов решить проблему. Самые простые: обратиться к финансовым сервисам, заточенным на выполнение такой задачи. Наиболее активны в этом сегменте компании Seller-Online, WesternBid, Payoneer. Также можно открыть представительство за рубежом или счет в зарубежном банке, воспользоваться форматом e-резидентства, например, в Эстонии или других странах.