Все государственные банки будут полностью или частично приватизированы уже в перспективе пяти лет. Такой план для четырех банков страны – Ощадбанка, ПриватБанка, Укргазбанка, Укрэксимбанка – разработали чиновники в Министерстве финансов. О том, почему это рано или поздно все-таки придется делать и к каким сложностям следует быть готовыми, Mind спросил у заместителя исполнительного директора Центра экономической стратегии Дмитрия Яблоновского.
В Центре экономической стратегии в целом согласны с такими планами, но есть несколько «но». И они могут существенно повлиять на результативность внедрения предложенной стратегии, а значит, иметь последствия и для обычных украинцев.
Зачем это необходимо? Чем быстрее государство полностью приватизирует банки, тем быстрее навсегда исчезнет потребность их докапитализации за счет бюджета. По нашим оценкам, начиная с постреволюционного 2014 года государство «влило» в подконтрольные банки более 200 млрд грн. А если вспомнить, что государство в большинстве случаев является менее эффективным владельцем, мы понимаем, что эта сумма может и дальше расти.
Следовательно, чем быстрее государство продаст свои банки, тем меньше средств нам потенциально придется заплатить через механизмы пополнения капитала.
К сожалению, известная сейчас банковскому и экспертному сообществу информация о бизнес-моделях двух крупнейших банков – «Привата» и «Ощада» – дает основания переживать из-за рисков возможного ухудшения правил игры для других банков.
Понятно, что 600 млрд грн плохих кредитов, накопленных в госбанках и Фонде гарантирования, возникли не за один день – ухудшение экономической ситуации, потери от военных действий на Донбассе, разрыв экономических связей с Россией – все это, безусловно, повлияло на финансовое положение заемщиков. Однако нельзя не заметить четкой связи этих кредитов с некоторыми политически связанными лицами. И будет крайне неприятно, если эти огромные деньги будут просто списаны с балансов банков.
Как вписать госбанки в сегодняшнюю действительность? Государственные банки, как и любые другие госпредприятия, должны выполнять социальную миссию, приносить дополнительную общественную пользу. Для государственных банков такая миссия – обеспечение финансовой инклюзии, то есть доступности финансовых услуг для украинцев. Во времена Amazon и NFC-технологии украинцы, проживающие в селах, продолжают оставаться за пределами глобальной финансовой системы и зависеть от условной Надежды Степановны, которая именно сегодня открыла ли не открыла местное банковское или почтовое отделение.
Согласно исследованию G20 Financial Inclusion Indicators, в Украине имеют банковский счет только 53% населения, в то время как, например, в Польше – 78%.
Следовательно, чиновникам и управленцам госбанков стоит обратить особое внимание на необходимость интенсификации усилий по обеспечению наибольшего процента украинцев банковскими услугами.