Торфодобыча уходит с молотка. Как ФГИ приватизирует торфяные предприятия
И почему шансов на их продажу очень мало
Фонд государственного имущества (ФГИ) пытается запустить приватизацию торфодобывающих предприятий. Но этот процесс проходит сложно. ФГИ продал пока что одно госпредприятие, которое относится к торфяной отрасли, – это «Ривнеторф». В ближайшие дни должен пройти повторный аукцион по приватизации «Житомирторфа». Также ФГИ планирует выставить на продажу в сентябре лидера отрасли «Волыньторф».
Найдут ли эти и другие объекты новых собственников – вопрос. Все торфопредприятия требуют существенных инвестиций. Кроме того, более половины предприятий, которые остались в госсобственности, не имеют спецразрешений на добычу торфа. А значит, не представляют практически никакой ценности.
Mind разбирался, какие перспективы есть у приватизации торфодобывающих предприятий.
Что представляет собой торфяная отрасль Украины? Торфодобывающая отрасль в Украине по состоянию на 2021 год была представлена 30 предприятиями. По подсчетам Госслужбы статистики, максимальный объем добычи торфа в Украине составлял 600 000 тонн в год. Правда, на такие показатели отрасль выходила в 2017–2018 годах. К 2020 году добыча сократилась приблизительно вдвое.
Согласно данным государственного концерна «Укрторф», львиную долю сырья генерировали «Волыньторф», «Ривнеторф», «Житомирторф» и «Черниговторф» (предприятия перечислены в порядке убывания объема добычи). Фактически, они составляют костяк всей отрасли.
Дело в том, что только эти четыре предприятия среди государственных имели спецразрешения на разработку торфяных месторождений. Формулировка «имели» связана с тем, что действие спецразрешения «Житомирторфа» было в 2021 году приостановлено по результатам проверки Госслужбы геологии и недр, а в 2023 году это разрешение окончательно аннулировал суд по иску той же Госгеонедр.

Заброшенный цех предприятия "Житомирторф"
Остальные предприятия таких спецразрешений и вовсе не имеют. Поэтому они могут только перерабатывать торфяное сырье и выпускать готовую продукцию – удобрения, топливные брикеты и т. д.
В соответствии с электронной базой «Геоинформ Украины», по состоянию на конец 2021 года действительными являлись 44 спецразрешения на геологическое изучение и добычу торфа, принадлежавшие 34 компаниям и предприятиям, в том числе государственным.
Почему приватизация торфопредприятий задержалась почти на два года? ФГИ планировал выставить на приватизацию добывающие предприятия еще в 2021 году. Среди более чем двух десятков объектов государственной собственности добывающей отрасли фигурировали также и семь торфопредприятий, которые ФГИ получил в управление в марте 2020 года согласно распоряжению Кабинета Министров №195-р.
Но в связи с началом полномасштабных боевых действий приватизация была заморожена, и правительство вернулось к вопросу продажи торфопредприятий только осенью 2022 года.
В октябре 2022 года было проведено совместное заседание ФГИ, концерна «Укрторф» и отраслевой ассоциации «Украинское торфяное общество». В рамках этого заседания участники пришли к мнению, что первым делом нужно отправлять на приватизацию три объекта, которые уже не функционируют. Это «Сумыторф», «Киевторф» и «Подольеторф». В то же время представители «Укрторфа» рекомендовали Фонду госимущества еще четыре предприятия временно оставить в государственной собственности, чтобы повысить их капитализацию, после чего продать дороже. Речь шла о «Ривнеторф», «Волыньторф», «Черниговторф» и «Житомирторф».
С чего началась приватизация торфопредприятий? Фактически, приватизация торфодобывающих предприятий стартовала только в 2023 году. Но не без шероховатостей.
В январе 2023 года Кабмин принял решение отменить продажу «Волыньторфа» и «Ривнеторфа», и поручил ФГИ передать имущественные комплексы этих предприятий Министерству энергетики. Об этом решении сообщила депутат от партии «За будущее» Ирина Констанкевич, а ее слова подтвердил директор «Волыньторфа» Иван Киричик.

Тем не менее в июне ФГИ все-таки выставил на продажу «Ривнеторф» как единый имущественный комплекс. Стартовая стоимость предприятия составляла 47,1 млн грн. В начале июля объект был приватизирован за 205 млн грн. Его новым собственником стало ООО «Ленд Гроу», которое в ходе аукциона обошло компанию «Конкорд Факторинг», принадлежащую инвестбанкиру Игорю Мазепе. «Ривнеторф» имеет спецразрешение на разработку одного месторождения в Ривненской области.
В начале сентября Фонд госимущества анонсировал предстоящую приватизацию «Волыньторфа». ФГИ планирует продать единый имущественный комплекс предприятия по стартовой цене 202,5 млн грн. В своем объявлении ФГИ указывает, что «Волыньторф» ежесуточно производит почти 200 тонн торфобрикетов. Предприятие является одним из крупнейших производителей этого вида продукции в Украине. В состав комплекса входит «Маневицкий торфозавод». «Волыньторф» владеет спецразрешениями на разработку двух месторождений в Волынской области.
Получается, что приватизация происходит несмотря на запрет Кабмина. Не исключено, что ФГИ в своих действия руководствуется нормой, которая прописана в распоряжении Кабмина №37-р. В пункте 3 этого документа сказано, что Фонд госимущества назначен уполномоченным органом управления, который осуществляет контроль за деятельностью концерна «Укрторф». Поскольку оба предприятия входят в состав этого концерна, ФГИ формально имел право выставить их на продажу. Помимо этого, распоряжение №195-р, которым «Ривнеторф» и «Волыньторф» переданы в управление ФГИ, тоже не утратило силу и продолжает действовать.

Также ФГИ пытался в июле продать имущественный комплекс предприятия «Житомирторф». Стартовая цена объекта составляла 7,7 млн грн. Но аукцион так и не состоялся из-за отсутствия участников. Впрочем, ФГИ не сдается и снова выставил «Житомирторф» на продажу. Аукцион пройдет 15 сентября. Что интересно, в этот раз начальная цена даже выше и составляет 7,9 млн грн.
Что усложняет приватизацию торфопредприятий? Для успешной приватизации торфодобывающих предприятий есть несколько существенных препятствий.
Наблюдается упадок всей отрасли в целом. Если судить по данным «Укрторфа» (см. таблицу), в течение 2017–2020 годов объемы добычи торфа крупнейшими предприятиями сократились в разы.

В условиях войны предприятия испытывают еще больше трудностей. Они связаны с падением спроса на продукцию, с нехваткой персонала («Волыньторф» с начала боевых действий лишилось 10% сотрудников, которые были мобилизованы), с накоплением долгов.
По данным YouControl, налоговая задолженность «Киевторфа» к началу 2022 года составляла 1,9 млн грн, налоговый долг «Житомирторфа» превышал 4,67 млн грн, задолженность по уплате налогов «Черниговторфа» составила 18,4 млн грн. Впоследствии все эти долги становятся наследием новых собственников. К примеру, покупатель «Ривнеторфа» взял на себя обязательство возместить всю задолженность предприятия, которая достигала на момент приватизации почти 7 млн грн.

Территория предприятия «Черниговторф»
Даже «Волыньторф», которое на фоне остальных можно считать успешным предприятием, не купается в деньгах. Согласно данным YouControl, по итогам 2022 года рентабельность его активов составила «минус» 5,7%, уровень долговой нагрузки (общие обязательства к собственному капиталу) достиг 628%, а объем выручки с 2020 по 2022 годы сократился в десятки раз.
Есть большие проблемы с техническим оснащением предприятий. Как рассказывал Mind глава наблюдательного совета «Prozorro.Продажи» Илья Михайлов, большинство предприятий работают еще на оборудовании, которое им досталось с советских времен. Денег на то, чтобы провести серьезную модернизацию, у них нет. По словам Михайлова, покупатели таких объектов должны осознавать, что им придется вложить сумму в два, а то и в три раза превышающую стоимость самого лота.
Какие предприятия могут быть в итоге проданы? Очевидно, что хоть какие-то шансы на приватизацию имеют разве что те два предприятия, которые до сих пор владеют спецразрешениями: «Волыньторф» и «Черниговторф». Что касается «Житомирторфа», то в информации о лоте указано, что на сегодняшний день специальные разрешения на пользование недрами (добыча торфа) у предприятия отсутствуют.
И то далеко не факт, что приватизация будет беспроблемной и не погрязнет в судебных процессах. Например, трудовой коллектив «Волыньторфа», равно как и местная власть, не раз пытались поломать планы правительства и ФГИ по приватизации предприятия. Даже концерн «Укрторф» вместе с «Украинским торфяным обществом» осенью 2022 года высказались против продажи «Волыньторфа», предложив ФГИ отказаться от планов по его приватизации «без четкого финансово-экономического обоснования» и разобраться в проблемах предприятия, чтобы не допустить его остановки.
Но у ФГИ, похоже, другие планы. Фонд явно нацелен избавляться от любых госактивов, за которые можно получить хоть какие-то деньги.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].