Поколения X и Y: как плыть в одной лодке, но с разными ценностями

Какие отношения выстраиваются между руководителями и подчиненными из разных поколений, и насколько продуктивно их сотрудничество

Фото Shutterstock

Во многих компаниях параллельно работают сотрудники нескольких разных поколений. Скорее всего, одна из групп преобладает, формируя корпоративную культуру компании. Но все же важно мотивировать, удерживать и развивать сотрудников обоих поколений. Основной корпоративный микс сейчас – это комбинация поколений X и Y. Mind решил подробнее изучить, как в одной компании уживаются разные поколения, и что следует учитывать для рациональной организации их работы.

Социолог, эксперт академии ДТЭК Екатерина Нагорняк и Анастасия Тюменцеваменеджер по коммуникациям этой академии, отмечают, что существует много стереотипов о ценностях и мотивации этих сотрудников. По словам экспертов, особенно «мистифицировано» поколение Y, так как его ценности – все еще в процессе формирования.

X и Y: какие они? Согласно мнению американских ученых Нейла Хоува и Вильяма Штрауса, которые в 1991 году опубликовали книгу «Теория поколений», примерно каждые 20 лет в мире происходит смена поколений, формируются новые ценности, склад ума, принципиально меняются жизненные приоритеты.

Поколение X. Это сотрудники возрастом 37-55 лет (1961-1980 годов рождения). «Х» отличается от других поколений тем, что в основном они рассчитывают на свои силы, имеют альтернативное мышление, всегда информированы о том, что происходит в мире, готовы выбирать и меняться. «Иксы» продвигаются карьерной лестнице на протяжении долгих лет, придерживаясь одного направления, могут очень редко менять место работы.

Поколение Y. Это так называемые миллениалы, родившиеся примерно с 1985 по 2003 год (разные ученые определяют разные рамки). Поколение Y, наоборот, ориентировано постоянно расти и развиваться, стремиться к максимальной информированности и профессионализму в нескольких областях сразу. Для этого поколения непозволительно быть специалистами в чем-либо одном.

Поколение Z. Отдельное внимание важно уделить поколению Z, или как его еще называют, центениалам (англ. Centennials). Это самое неисследованное и неоднозначное поколение современной молодежи (пока они – это часть поколения Y).

Что говорят социологи? Опрос украинской молодежи, проведенный̆ в 2017 году Центром «Новая Европа» и Фондом им. Фридриха Эберта совместно с социологической компанией GfK Ukraine, показал, что молодые люди (14-29 лет) в Украине до сих пор являются носителями одновременно и традиционных, и постсоветских ценностей. Приверженность традиционным ценностям проявляется в восприятии семьи и отношений, а постсоветским – к коррупции и гражданской ответственности. Новое молодое поколение Y и Z продолжает придавать особое значение семье и событиям, которые связаны с этим (женитьба, рождение детей), а также работе и карьере.

При выборе места работы молодые люди руководствуются в первую очередь экономическими соображениями.

Среди факторов, которые молодые украинцы считают наиболее важными при выборе работы:

Последние места занимают:

Все ради денег? Исследование, проведенное компанией Hays, показало, что стимулом для развития поколения Y являются именно деньги. В любви к деньгам есть свой плюс: стремление заработать толкает поколение Y к самосовершенствованию. Важно отметить, что Y ищут самореализацию за хорошие деньги, для того чтобы удовлетворять свое желание путешествовать, проводить время с друзьями и близкими. Для поколения Y в работе важен баланс работы и личной жизни.

Как уживаются два поколения в одной компании? Академия ДТЭК провела исследование, в котором 214 сотрудников разных компаний оценили своих руководителей с точки зрения эффективности. Интересно, что сотрудники поколений  X и Y по-разному оценивают своих руководителей. Кроме того, руководители ведут себя по-разному в отношении сотрудников другого поколения.

Например, руководители больше времени уделяют развитию сотрудников поколения Y:

Да и сами руководители поколения Y больше уделяют времени своему развитию:

Влияние этих двух показателей отображается в том, является ли руководитель примером для своих подчиненных:

В результате руководителей-Y чаще считают примером подчиненные.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS