Кому занести: как правильно вести себя со следствием

Несколько основных тактик эффективной защиты во время и после обыска

Фото: pixabay.com

Когда страна постоянно включена в разнообразные рейтинги по количеству коррупционеров на один квадратный метр, многие хотят воспользоваться этой ситуацией. Один из топовых запросов от бизнеса, которые часто поступают адвокатам: куда «занести», чтобы нас не трогали? Но, прежде чем искать выходы, следует конкретизировать запрос. Дело в том, что во время расследования уголовного производства существует несколько «организаций», которые теоретически могли бы помочь. В зависимости от поставленной задачи, каждая из них имеет свои «реальные» возможности. Так за что могут «брать» и как «решать» вопросы с правоохранительными органами? Денис Овчаров, партнер, руководитель практики защиты бизнеса Lavrynovych & Partners Law Firm, за 8-летнюю адвокатскую карьеру слышал сотни историй неэффективного «заноса». Ими делились как коллеги, клиенты, так и сами сотрудники правоохранительных органов. Итак, в колонке для Mind адвокат постарался выделить типичные схемы развода клиентов и предложил альтернативный путь решения вопроса. 

Обыск. Избежать его возможно, если правоохранитель в лице следователя и процессуального руководителя не обратился с ходатайством о его проведении к следственному судье. Но проводить расследования без сбора доказательств в украинских реалиях возможно до первого совещания в присутствии вышестоящего руководства. Пока не больно, редко кто из бизнесменов договаривается на этой стадии. Обычно первые попытки порешать начинаются, после того как стало известно, что есть решение судьи на проведение обыска.

Выглядит это следующим образом: «Вам с какой "прожаркой"? А какая есть? Ну, можем лайт-вариант. Это как? Возьмем 3-4 единицы техники и немного документов. Сообщим о дате прихода, чтобы лишнего не найти. Ну, и с вашей стороны, чтобы адвокаты не шумели. На все про все 3-4 часа».

Это покупается, когда ранее клиент слышал или видел, как реально проходят «маски-шоу» в нашей стране. Тех, кто переживал обыски с минимальными потерями, не заинтересует подобная услуга. И вот почему.

Если обыск проходит без нарушений, то все, что найдут, на 99% будет надлежащим доказательством.

Часто после лайт-обыска приходят повторно. Все дело в том, что руководство может не удовлетворить тот малый объем изъятого, особенно когда следователь не смог аргументировать свою лояльность к клиенту. Как показывает практика, последующие обыски могут проводить другие правоохранители, так как  предыдущие задействованы в других мероприятиях, уволены или получили карьерный взлет. Чаще всего на такие «мероприятия» не вызывают адвокатов. Зачем же платить дважды? Каждый последующий обыск дороже предыдущего. Если корова доится, нужно ее доить. Говорят, что цена стартует от $3000.

Тут надо помнить: одна из основных тактик эффективной защиты во время обыска – это собрать доказательства процессуальных нарушений. В дальнейшем реализуется доктрина «плоды ядовитого дерева ядовиты». Это означает, что доказательства, полученные с нарушением УПК, невозможно использовать в других следственных действиях, например, экспертизы или внеплановые проверки.

Возврат изъятого имущества, техники или денег. Это типичное «решалово». Часто происходит на выкупе того, что изъяли. Ключевые игроки: оперативные сотрудники, часто предлагают забрать то, что уже осмотрено или проведена экспертиза. Обычно следователь сам дает указание операм вернуть изъятое, а те, чтобы бесплатно не работать, могут потребовать скромную сумму вознаграждения. Опять же, согласно некоторой информации, стоит это от $500. Со временем сумма уменьшается в связи с тем, что следователь рано или поздно спросит результат работы. Следователь на обыске может за вознаграждение передать изъятое на ответственное хранение тому, у кого изъял. Это мало чем поможет, так как в дальнейшем обязательно последует арест, и распоряжаться им будет практически невозможно.

Также есть не менее интересная "услуга" – «половина». Это когда на обыске находят деньги. В протокол они не попадают, а просто делятся поровну между собственниками денег и правоохранителями. Или, как вариант, половина попадает в протокол обыска, а остальное делится. Как показывает судебная практика, получить решение суда о возврате денег возможно с затратами только на правовую помощь. В среднем объем работы адвоката до фактического возврата денег в руки составляет 30-50 часов и не более 1,5-2 месяцев. Для победы необходимо, чтобы владелец денег не являлся подозреваемым и мог подтвердить законность их происхождения.

Процессуальный руководитель – именно он должен принимать решение о дальнейшей судьбе изъятого имущества. Для того чтобы не навлечь гнев старших товарищей, не вошедших в долю, решение самостоятельно не принимает. Обычно приходит в судебное заседание, где рассматривается вопрос возврата, и не возражает против позиции защиты, или вообще не приходит. Известны случаи, когда за такое молчаливое согласие у клиентов просили от $5000.

Судебная практика такова, что вернуть изъятое имущество вполне возможно и без «стимула» прокурора.

Для этого необходимо: наличие документов, которые подтверждают законность приобретения имущества, протокол обыска, определение следственного судьи про обыск, наличие процессуальных нарушений, зафиксированных во время следственного действия. Также необходимо опровергнуть связь между изъятым имуществом и расследуемым уголовным производством, подтвердить, что во время обыска была возможность осуществить копирование информации. Срок возврата составляет в среднем до двух месяцев с момента проведения обыска.

Снятие ареста со счетов. Не менее распространенная услуга. Часто подается как «мы снимем вам арест», но на практике ходатайствовать следственному судье о снятии ареста имеет право только владелец счета. Прокурор же самостоятельно может снять арест только при условии закрытия уголовного производства. Цена может составить 10-20% от арестованной суммы на счете.

Если в деле нет подозреваемого или он не является собственником арестованного счета компании, его разблокирование – это несложная юридическая процедура.

В любом случае после победы адвокатов будет попытка наложить арест повторно, но при активной защите сделать это крайне сложно.

Допрос. Никто не любит это следственное действие. "Услуг" тут несколько. Первая, чтобы «меня не нашли и не вызывали». При таком запросе недобросовестные оперативные сотрудники под видом загруженности не могут вручить повестку и установить местонахождение лица. Обычно такое бездействие занимает до одного месяца и может стоить от $200 за персону.

Но рано или поздно допросу быть, особенно когда опер ушел в отпуск или в группу следователей вошли новые сотрудники, которые тоже хотят «обилетить». Помните, не так просто надлежащим образом сообщить о вызове на допрос, и тем более инициировать штраф или привод. У следователя должны быть доказательства, подтверждающие, что человек знал, куда и кто его вызывает, и отсутствуют уважительные причины неявки. Кроме того, во избежание терроризирования родственников, соседей и защиты своего доброго имени, поход на допрос так же неизбежен, как отпуск. К нему нужно готовиться.

Вторая "услуга": «мы вышлем вам вопросы, а ответы вы передадите нам на флешке». К сожалению, какой бы ни была честной, прозрачной, белой схема работы компании, чем больше клиент сообщает информации на допросе, теми шире круг допрашиваемых лиц. Намного проще и дешевле уйти на 63-ю статью Конституции Украины и ст.18 УПК. Можно свой отказ давать показания пояснить рекомендациями вашего адвоката, а он уж знает, как и чем руководствоваться.

Тем более, в Украине практически отсутствует судебная практика привлечения к ответственности за отказ от дачи показаний по экономическим преступлениям.

Закрытие уголовного производства. Самая востребованная услуга. «Нет тела – нет дела». Чтобы закрыть дело, процессуальный руководитель должен быть на 100% уверен в качестве и объективности расследования его следователем. Должны быть допрошены все возможные потенциальные свидетели. Изъяты все необходимые документы. Проведены необходимые проверки и экспертизы. Чтобы никто не мог усомниться в качестве расследования, а особенно вышестоящее руководство. Ведь оно может подумать, что с ним не поделились, и в качестве обиды реанимировать любое закрытое уголовное производство. А учитывая текучесть руководства, новые лица с удовольствием пересмотрят дела старых.

Цена обычно варьируется от $50 000. Видя платежеспособность клиента, сумму могут увеличивать. Как вариант – закрытие дела одной «организацией» может породить открытие другой. Часто схему закрытия предлагает заказчик, а исполнитель безвольно ее принимает, но не гарантирует эффективный путь закрытия. То есть в уголовном производстве может лежать даже качественно выписанное постановление о закрытии, но при этом материалы дела говорят совершенно обратное. Такие постановления легко отменяются после проверки материалов уголовного производства и все начинается по кругу.

Ограничения сроков расследования «фактовых дел», возможность обжалования подозрения, процессуальное принуждение по закрытию уголовного производства, жалобы в Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров – далеко не полный перечень возможностей адвоката по закрытию дела.

В Украине коррупция в правоохранительных органах – это продажа воздуха с майдана. Здесь нет адекватной цены, нет качества и нет гарантий. Вывод для бизнеса – качественные услуги адвоката избавляют от необходимости привлекать коррупционную составляющую в вопросах защиты от действий правоохранителей.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS