Спасти, вылечить или оздоровить: почему диагноз-ориентированная медицина зашла в тупик

И что приходит ей на смену

Фото: pixabay

Диагноз-ориентированная медицина, которая доминирует сегодня в западном мире, к сожалению, зашла в тупик. Несмотря на триллионы долларов, вложенные в разработку новых диагностических и лечебных технологий, в центре которых находятся диагнозы, существенного сокращения заболеваемости не произошло даже в самых развитых странах.  Гипертоническая болезнь и ее осложнения – инфаркт и инсульт, а также сахарный диабет, онкологические и аутоиммунные заболевания все еще являются огромной проблемой мирового масштаба.

Ориентация медицины прежде всего на диагнозы хорошо себя зарекомендовала в тот период, когда были разработаны антибактериальные препараты (антибиотики) – и многие инфекционные заболевания удалось искоренить или ощутимо сократить их распространение. Этому есть объяснение: при наличии конкретного возбудителя заболевания и препарата «против него» можно рассчитывать на устранение как внешних проявлений болезни (нарушения качества жизни), так и самой первопричины. Но такой подход не работает с обменными и аутоиммунными заболеваниями, которые представляют собой главную проблему современного здравоохранения. Почему это происходит, специально для Mind объяснил Святослав Ханенко, основатель и главный врач клиники для здоровых SQLAB.

Что такое «диагноз»?

Диагноз – это ограниченный набор параметров по четырем направлениям: жалобы, данные осмотра, результаты лабораторных и инструментальных исследований. Международная классификация болезней (МКБ) включает в себя более 10 000 наименований, каждое из которых предполагает четкий, но весьма ограниченный набор параметров.

Наряду с такими тяжелыми заболеваниями, как ишемическая болезнь сердца или сахарный диабет 2 типа, в МКБ входят «морщина» и «веснушка». Но не включены метаболический синдром, дисбиоз кишечника и аутизм. Хотя и они – актуальные доказательные состояния, создающие массу проблем в мире, но поддающиеся эффективной коррекции при синдромальном подходе (оценке отдельных параметров, выходящих за рамки картины диагнозов или находящихся на стыке).

В чем главная проблема?

Главная проблема диагноз-ориентированного подхода заключается в ограниченности параметров картины диагноза, которая не учитывает большое количество маркеров, влияющих на формирование и проявление болезней.

Например, все доктора знают, что в основе нарушения баланса холестерина на молекулярном уровне лежит декомпенсированный оксидативный стресс (условно – свободных радикалов в организме больше, чем антиоксидантов). Он влечет за собой клеточное воспаление, которое, в свою очередь, приводит к дефекту стенок артерий, в ответ на что нервная и гормональная системы подают сигнал печени повысить уровень холестерина в крови для того, чтобы восстановить дефект стенки артерий. Просвет артерий сужается, артериальное давление повышается, кровоснабжение – сначала на уровне микроциркуляции, потом, поднимаясь на более крупные и видимые уровни, – нарушается. Развивается гипертоническая болезнь с осложнениями в виде инфарктов и инсультов – основными причинами смертности как в Украине, так и во всем мире.

Что диктует лечебный протокол?

При повышении уровня холестерина необходимо назначить статины (препараты, снижающие уровень холестерина). Но это, по сути, ни что иное, как устранение последствий – то есть действий организма, направленных на поддержание баланса. У статинов множество побочных эффектов – нарушения работы печени, почек, снижение либидо и качества жизни в целом, о чем медики также прекрасно знают.

Но, поскольку картина диагноза не берет в расчет состояние вышеперечисленных органов, оксидативный стресс и всю цепочку формирования этой проблемы, применение статинов в этом «узком коридоре» кажется оправданным решением. И мы часто видим таких людей, которые все время повышая дозу статинов и препаратов, снижающих артериальное давление, держат эти параметры в норме, но «угасают» прямо на глазах, не управляя параметрами, которые являются причинами возникновения болезни и – внимание! – не входят в картину диагноза, протокол диагностики и гайдлайн лечения.

Все доктора также знают о существовании метаболического синдрома, которому подвержено множество людей и осложнения которого приводят к самому большому количеству инфарктов и инсультов в Украине и мире.

Метаболический синдром – это состояние, которое имеет общий корень (декомпенсированный оксидативный стресс, нарушение микроциркуляции, функции печени и почек, накопление висцерального жира) и проявляется в виде увеличении уровней холестерина (повышение артериального давления), глюкозы (инсулинорезистентность, диабет 2 типа), мочевой кислоты (подагра, воспаление суставов).

Крайне редко все три параметра одновременно «зашкаливают» – чаще всего на первый план выходит один из них. Это становится поводом диагностировать и лечить каждое из проявлений как отдельную болезнь. Тем временем, не оказывая влияние на общий корень метаболического синдрома, а только работая с последствиями, человек обязательно сталкивается с тем, что остальные «ветки» подтягиваются, и приходится лечить последствия их всех. Осмотритесь: сколько вокруг вас людей с избыточным весом, высоким артериальным давлением и уровнем глюкозы, проблемами с суставами. Их, увы, окажется больше, чем всем нам бы хотелось.

Почему возникла такая ситуация?

По нашему мнению, причиной является ограниченное количество ресурсов, в первую очередь временных, на которые может рассчитывать пациент со стороны массовой медицины. За 30 минут, предусмотренных на консультацию, просто невозможно собрать достаточное количество информации, сделать выводы, назначить, спланировать и согласовать с человеком оздоровительную программу (да, именно программу, а не только курс фармпрепаратов или операцию), реализовать ее и проконтролировать результаты для принятия дальнейшего плана непрерывных действий.

Важным аспектом, которого вскользь касаются многие протоколы и который имеет решающее значение при метаболическом синдроме – это образ жизни и привычки человека. Именно в соотношении питания, физической активности, качества сна и психоэмоциональном здоровье заложен основной оздоровительный потенциал.

Сугубо фармакологические или оперативные решения могут быть эффективными в острых случаях, когда нужно спасти человека, избавить от невыносимых страданий или восстановить резко снизившуюся работоспособность. Но для эффективной коррекции необходимо достаточное количество времени и детальные исходные данные. Чего не предусматривает диагноз-ориентированная медицина – в силу недостаточного набора параметров и методов влияния. 

Можно ли решить эту проблему?

Можно. И в основе решения лежит смена парадигмы – смещение фокуса с болезни на здоровье. Его доказательное измерение и управление вне зависимости от наличия или отсутствия болезней.

Первый и важнейший этап на этом пути – объективизация, оцифровка здоровья. С помощью доказательных методик проводится сбор и анализ 2000 параметров по девяти блокам: генетика, молекулярное и клеточное здоровье, функциональное здоровье, здоровье внутренних органов, здоровье кожи, образ жизни и здоровые привычки, жизненные цели и ментальное здоровье.

Какую бы болезнь или состояние (например, указанный выше метаболический синдром) вы ни взяли, каждая из них будет иметь взаимосвязи с любым из указанных блоков. Поэтому для полноценного понимания своего состояния и, соответственно, эффективного управления им ради долгой и качественной жизни, человеку просто необходимо отслеживать его в плановом и ответственном режиме, не дожидаясь наступления критических состояний. 

В следующей статье мы детально разберем каждый из указанных девяти блоков здоровья и уделим внимание примерам взаимосвязи разных и, казалось бы, не связанных напрямую параметров.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS