Дорогое удовольствие: как сахар в напитках может приносить не только вред, но и деньги

Дорогое удовольствие: как сахар в напитках может приносить не только вред, но и деньги

Дополнительное налогообложение сахаросодержащих напитков позволит привлечь в бюджет еще 6 млрд грн, но имеет мало общего с заявленной целью новации – улучшение здоровья населения

Цей текст також доступний українською This text is also available in English
Дорогое удовольствие: как сахар в напитках может приносить не только вред, но и деньги

Верховная Рада рассматривает законопроект о введении акциза на напитки с повышенным – 25 грамм на литр – содержанием сахара. Если закон будет принят и вступит в силу, под его действие автоматически попадет большинство газированных напитков, включая суперпопулярную линейку, производимую гигантами Coca-Cola и PepsiCo.

Изначально предлагалось установить ставку налога на уровне 5 грн/литр во время действия военного положения, и на уровне 10 грн/л – после его окончания. Однако несколько дней назад появился уточненный вариант, в котором фигурирует единая ставка на уровне 0,1 евро (4 грн) за 1 литр напитка. Уточняется, что газированные сладкие напитки не будут подлежать обязательной маркировке акцизной маркой.

Законопроект №9032-1 возник на стыке двух комитетов – по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики и по здоровью нации, медицинской помощи и медицинского страхования. Именно заботу о здоровье украинцев разработчики декларируют как основную цель налоговой новации.

«Главная цель законопроекта – уменьшить количество украинцев, которые регулярно употребляют сладкие газированные напитки. Соответственно, меньше наших граждан заболеют диабетом или заболеваниями желудочно-кишечного тракта. И направить деньги от нового налога на лечение таких заболеваний и здоровое питание школьников», – сказал глава Комитета ВРУ по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Михаил Радуцкий в эфире марафона «Единые новости».

Согласно исследованию ВОЗ, в мире 83% людей в возрасте 18–49 лет употребляют сладкие газированные напитки ежедневно. В Украине этот показатель составляет всего 26% – не слишком угрожающе, чтобы считать законопроект о борьбе со сладкими напитками безусловно приоритетным. И заставляет заподозрить, что основная его цель – дополнительные поступления в госбюджет. Они, по словам Радуцкого, оцениваются в 6 млрд грн.

Тем не менее нельзя не признать, что налогообложение сладких напитков – это достаточно широко применимая в мире практика, на дальнейшем расширении которой настаивает ВОЗ.

«Налоги на подслащенные сахаром напитки могут быть мощным инструментом укрепления здоровья, поскольку они спасают жизни и предотвращают болезни, одновременно способствуя справедливости в отношении здоровья и мобилизуя доходы для стран, которые можно было бы использовать для обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения», – заявлял д-р Рюдигер Креч, директор Департамента по вопросам укрепления здоровья ВОЗ.

Mind разбирался, насколько оправдано налогообложение газировки и что оно может принести бюджету, бизнесу и общественному здравоохранению.

Налогообложение сахаросодержащих напитков – это украинское ноу-хау? Нет. Согласно Глобальной базе данных ВОЗ по информации о действиях в области питания (GINA), на сегодняшний день более 85 стран взимают налоги с нездоровой пищи и напитков.

В последние годы наблюдается рост применения акцизных сборов на сахаросодержащие напитки (SSB), что укладывается в тренд на здоровое питание. Последний, впрочем, в Украине несколько потеснен военными реалиями.

Насколько эффективно для здравоохранения делать вредные привычки дороже? Поскольку налогообложение сахаросодержащих напитков начало активно применяться в начале «нулевых», то есть два десятилетия тому назад, на сегодня уже должна была сформироваться внятная доказательная база результативности налоговых мер.

Этого не произошло.

Данные разнообразных исследований о влиянии на здоровье противоречат друг другу – в основном из-за задержки во времени между внедрением политики и наблюдаемыми результатами касательно здоровья населения. Иногда неоднозначные результаты обусловлены предвзятостью заказчика, иногда – невозможностью получить полные данные.

Как и в случае с табачными изделиями, видимое снижение потребления опровергается тезисом, что потребители просто переходят на нелегальный товар, который невидим для учета.

Имеющиеся данные о влиянии налогов на SSB на здоровье населения выводятся из симуляционных исследований. Однако более-менее доказанным можно считать снижение продаж сверхсладких напитков вследствие повышения их цены.

Согласно данным исследования WHO manual on sugar-sweetened beverage taxation policies to promote healthy diets, повышение налога на сладкие напитки, которое приводит к удорожанию конечного продукта на 20%, может привести к сокращению потребления примерно на 20%, что предотвращает ожирение и диабет.

При этом исследование потенциальных эффектов замещения, проведенное в США, показало, что 20-процентный налог SSB сократит покупки примерно на 10%, но потребление калорий уменьшится всего на 4,8%.

В целом данные указывают на то, что эластичность SSB по собственной цене обычно колеблется от -0,8 до -1,3. Это означает, что 10-процентное увеличение цены SSB предположительно приведет к сокращению покупок от 8% до 13%.

Поскольку потребители с низким доходом и молодежь наиболее чувствительны к параметру цены, то именно они и могут получить наибольшую пользу для здоровья от повышения налогов.

В Мексике через два года после введения налога на сладкие напитки домохозяйства с наименьшими ресурсами сократили покупки газировки на 11,7%, по сравнению с 7,6% для населения в целом.

В Украине, как уверяют законодатели, дополнительное налогообложение приведет к ожидаемому уменьшению объема потребления налогооблагаемых напитков до 21% и, соответственно, переход на более здоровые альтернативы (воду).

Но какой-то позитивный эффект для здоровья все же доказуем? Да. Уровень кариеса зубов реагирует даже на кратковременные изменения в потреблении сладких напитков.

Каковы глобальные риски налоговой новации? Самый худший вариант – что корпорации сочтут инвестиционный климат недружественным, развернутся и уйдут с рынка.

Но такого не случалось ни в одной стране мира, где вводился sugar tax.

Сколько денег приносит sugar tax? Поскольку законодатели – не только в Украине, но и глобально – обычно руководствуются соображениями общественной пользы, то и эффект измеряется не в прямых доходах бюджета, а в экономии на здравоохранении.

По оценкам, на которые ссылается ВОЗ, в течение 10 лет налог на сладкие напитки по 1 центу за унцию в США принесет более $17 млрд экономии затрат на здравоохранение.

По данным за 2014 год, в Китае налог на сладкие напитки в размере 1 юань ($0,16) за литр принесет оценочно 73,6 млрд юаней ($11,8 млрд).

С 2011 по 2030 год потери валового внутреннего продукта во всем мире из-за диабета (прямые и косвенные затраты), как ожидается, составят $1,7 трлн, из них $900 млрд придется на богатые страны и $800 млрд – на страны с низким и средним уровнем дохода. Этот показатель также можно уменьшить благодаря переходу населения на более здоровое питание.

В Украине, по расчетам на основе объемов потребления определенной для налогообложения группы напитков в 2019 году, бюджетные поступления от налога могут составлять от 5,1 до 7,8 млрд грн в год.

На что предлагается тратить привлеченные деньги? 50% акциза, как утверждают украинские депутаты, будет направлено на реализацию программ профилактики и лечения заболеваний, возникающих от регулярного употребления сладких газированных напитков. Вторую половину – на программу детского питания в школах.

В американской Филадельфии доходы от налога SSB использовались для финансирования всеобщих дошкольных учреждений.

Налоговые поступления SSB во Франции используются для поддержки социального обеспечения (включая здравоохранение и медицинскую помощь).

В Португалии доходы идут на поддержку национальной службы здравоохранения.

В Мексике песо с напитка пошли частично на установку фонтанов с питьевой водой в школах.

Как отследить целевое расходование этого налога? Никак.

В Украине действительно существует проблема ожирения, с которой надо усиленно и срочно бороться? По данным Госстата, ожирением страдает 16% взрослого населения Украины против среднемирового показателя в 8%. Однако наша страна занимает 60-е место в мире по распространенности проблемы лишнего веса.

В 2008-м средний вес совершеннолетних украинцев был на уровне 73 кг, в 2021-м – 75 кг. 

С 1975 года распространенность ожирения в мире увеличилась почти втрое; около 41 млн детей в возрасте до пяти лет имели избыточный вес или ожирение в 2016 году.

Количество детей и подростков с ожирением показало десятикратное увеличение за 30 лет: с 11 млн в 1975 году до 124 млн в 2016 году. Распространенность избыточной массы тела детей дошкольного возраста растет быстрее всего в странах с низким и средним уровнем дохода.

Более 4,5 млн человек ежегодно умирает от ожирения или избыточного веса.

А какова ситуация с диабетом? В Украине зарегистрировано более 1,4 млн человек, больных сахарных диабетом; около 190 000 пациентов зависимы от инсулина.

Диабет занимает третье место по распространенности после сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии.

Действительно ли все зло – от газировки? Не все, но значительный вклад в проблему диабета и ожирения сладкие газированные напитки делают.

Все дело в легкоусвояемости такого «жидкого сахара» – люди, как правило, не чувствуют, что пересекают предельный, рекомендуемый ВОЗ уровень в 10% ежедневного потребления энергии (эквивалентно примерно до 12 чайных ложек сахара для взрослых). При этом желаемая цель – потребление сахаров ниже 5% суточного калоража, или около 6 чайных ложек сахара на взрослого.

В среднем одна банка сладкого напитка содержит около 40 граммов свободных сахаров, что эквивалентно примерно 10 чайным ложкам сахара.

Дорогое удовольствие: как сахар в напитках может приносить не только вред, но и деньги

У людей, которые регулярно употребляют 1–2 банки сладких напитков в день и более – на 26% выше риск развития диабета 2-го типа, чем у людей, которые не являются поклонниками этого продукта.

Кроме того, регулярное употребление SSB, в том числе безалкогольных напитков, ароматизированного молока, энергетических напитков, воды с витаминами, фруктовых соков и подслащенного чая со льдом, связано с повышенным риском кариеса, увеличения веса и ожирения как у детей, так и у взрослых, сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта и рака.

Насколько довольны результатом страны, которые ввели soda tax? Самый позитивный пример, который традиционно поднимают на знамя инициаторы налогообложения сахаросодержащих напитков, – это Мексика.

В январе 2014 года правительство этой страны добавило 1 песо за литр акцизного налога на любой безалкогольный напиток с добавлением сахара (порошок, концентраты или готовый напиток) к специальному налогу на производство и услуги, которые оплачиваются производителем и генерируют приблизительно +10% цены для потребителя.

Исследование, проведенное Мексиканским национальным институтом общественного здравоохранения и Университета Северной Каролины после первых двух лет реализации налога, показало: облагаемые налогом сладкие напитки в 2014–2015 годах стали покупать в среднем на 7,6% реже. Самые бедные домохозяйства снизили потребление на 11,7%. При этом, согласно исследованию, на 2,1% возросло количество покупок напитков, не облагаемых налогом, особенно бутилированной воды. За первые два года дополнительно было привлечено более $2,6 млрд.

Какова позиция ВОЗ? Организация призывает страны ввести или увеличить существующие налоги на SSB, чтобы повысить цены на вредные для здоровья продукты, снизить спрос и сократить потребление.

Кто в оппозиции к такой политике? Коммерческие организации в сфере производства продуктов питания и напитков, в том числе розничные торговцы, HoReCa и непосредственно производители.

Аргументы отрасли против налоговой политики SSB могут быть разделены на пять категорий:

  • сомнения в позитивном влиянии на здоровье граждан;
  • судебные иски и судебные угрозы;
  • риторика о том, что повышение налогов бьет по самым бедным слоям населения;
  • влияние на занятость в отрасли по производству напитков;
  • риск импорта продукта из регионов с более лояльным налогообложением.

В США за 2009–2010 годы две крупные компании по производству безалкогольных напитков вместе потратили $60 млн на лоббирование отказа от налогов на SSB.

Один из самых частых приемов – организация и спонсорство разнообразных спортивных марафонов и кампании по продвижению физической активности. Таким образом индустрия пытается возложить на людей ответственность за их собственное здоровье.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно