Октябрь выдался жарким для украинских стратапов. Один привлек $90 млн при оценке свыше $1 млрд, другой – $100 000 при общей сумме привлеченных инвестиций, составивших вместе с последним раундом $180 000, третий, с украинским соучредителем, – $500 000.
Такое успешное начало вдохновляет многих, но далеко не все из них остаются «в седле» спустя время.
Как правильно строить бизнес и что предпринимать для его стабильного развития, рассказал Mind СЕО SalesCapital AG Ukraine Владимир Ломийчук.
Предположим, вы решили основать собственный стартап. После долгих поисков инвесторов и кропотливой работы, вы наконец-то получили необходимое финансирование, основали новую компанию и начали работать. Кажется, что самый сложный этап уже позади, однако это не так. По статистике Small Business Administration, около 20% малых предприятий распадаются в первый год работы, более 50% – банкротятся в течении пяти лет, и только треть доживает до отметки 10 лет.
Бизнесмен, который не хочет, чтобы его предприятие пополнило статистику неудавшихся стартапов, должен задуматься о том, как обеспечить стабильность своего бизнеса. Каждое предприятие – уникально, и универсального рецепта для стабильного развития бизнеса не существует. Тем не менее, опираясь на многолетний опыт бизнес-консалтинга, можно посоветовать предпринимателям, желающим стабилизировать свой бизнес, обратить внимание на три основных фактора.
Организационная структура – это скелет предприятия, который определяет его положение и поведение на рынке. При масштабировании предприятия или столкновении с новыми рыночными условиями, структуру приходится менять. Но реструктуризация – сложный процесс, и многие предприниматели избегают его, руководствуясь принципом «не трогай то, что работает». Такой подход – ошибочный, ведь задача предпринимателя состоит в обеспечении стабильного развития, а не стагнации бизнеса.
Формируя и перестраивая структуру, руководитель должен рассмотреть все существующие внутри компании бизнес-процессы. Структура должна четко определять зоны ответственности и функции внутри компании, чтобы бизнес мог функционировать с максимальной эффективностью.
Первостепенные процессы, выполняемые командой и формирующие основную ценность компаний, должны быть отделены от второстепенных, которые могут быть выполнены на аутсорсе дешевле и качественнее. Наладив четкую структуру, руководитель делает свою компанию эффективной и повышает ее шансы на стабильное долгосрочное развитие.
Несмотря на очевидную важность финансовой составляющей в работе бизнеса, на удивление, большой процент предпринимателей не придает ей должного внимания и значения. Логика таких бизнесменов проста: если все в порядке и компания демонстрирует хорошие результаты, мы можем позволить себе непредвиденные расходы и не считать каждую копейку.
Конечно же, это не так, и недальновидное финансовое управление сегодня может обернуться проблемами и банкротством завтра. Каким бы сложным и скучным руководителю не казалось бюджетирование, он обязан знать основные статьи доходов и расходов компании, быть в курсе текущей ситуации по кредиторской и дебиторской задолженности и т. д. Знание этих показателей – это фактический контроль над оперативной эффективностью. Анализируя их, управленец может эффективно управлять оборотными и необоротными активами, и сокращать затраты.
Взваливая всю финансовую деятельность на бухгалтерию и финансового директора, руководитель отказывает себе в возможности принимать финансово взвешенные решения и рискует принимать решения, которые позже приведут к краху компании. Финансовые показатели являются ключевыми в управлении бизнесом, а грамотное бюджетирование – залогом его стабильности.
Утверждение о том, что рынок постоянно меняется, – банально. Но как и в случае с двумя предыдущими пунктами, многие предприниматели часто забывают или игнорируют эту простую истину. Чтобы обеспечить стабильное развитие в нестабильных условиях, бизнес должен постоянно изменяться и приспосабливаться.
Для этого предприятию нужно регулярно проводить анализ и диагностику всех бизнес-процессов:
Зная ответы на эти вопросы, руководитель может внести корректировки в работу предприятия, увеличить его эффективность и стабилизировать его развитие.
Чтобы диагностика была эффективной, она должна быть непрерывной и беспристрастной – для этого нередко приходится привлекать внешних консультантов. Следом за диагностикой и выявлением узких мест, должна следовать разработка новой организационной модели управления и развития.
Главное правило обеспечения стабильности бизнеса – не расслабляться. Не важно, сколько лет ваша компания существует на рынке и насколько уникально ваше предложение – через 10 лет мы будем жить в совершенно другом мире. Те, кто хотят увидеть этот дивный новый бизнес-мир, должны быть готовы к любым вызовам и помнить о факторах, на которых строится стабильность их работы.