День влюбленных: какие подарки готовят украинцы

О двух наиболее популярных праздничных товаров среди бытовой техники и электроники

14 февраля – День влюбленных, День святого Валентина – уже стало традиционным праздником в Украине. Пары обмениваются подарками, а те, кто еще не успел создать пару, признаются в симпатиях и любви.

Конечно, праздник влияет и на спрос – через покупку подарков.

Эксперты компании GfК обнаружили интересную закономерность в отношении товаров, продажа которых увеличивается как раз накануне Дня влюбленных.

Что выбирают украинцы чаще всего, в том числе среди бытовой техники и электроники за две недели до праздника, рассказал Mind заместитель начальника отдела мониторинга розничных продаж компании Gfk Андрей Осадчий.

О неожиданном выборе подарков

Мы взяли прошлогодние данные начала года и сравнили с продажами недели 14 февраля. Посмотрели вес каждой из продуктовых групп в рамках портфеля и выяснили, какие группы выросли именно в эти недели.

Больше всего выросли две продуктовые группы. Это смартфоны – продуктовая группа, которую можно легко ассоциировать с подарком к почти любому празднику. И несколько неожиданно – эпиляторы (мужские бритвы росли гораздо меньшими темпами). Неожиданность не в том, что выросли продажи именно эпиляторов, а в том, что, на наш взгляд, это далеко не самый очевидный подарок.

Остальные продукты демонстрируют скорее общую сезонную динамику. Например, холодильники покупали так же, как это происходило в течение года. Скорее всего, причина покупки неизменна – сломался, нужно сделать ремонт и т. п.

Есть некоторые различия в том, где делают эти покупки. Эпиляторы на неделю 14 февраля чаще покупают в онлайне, территориально – на западе Украины. Предпочтение отдается несколько более дорогим устройствам, чем обычно. Структура продаж смартфонов практически неизменна по месту покупки. По цене – растет средний сегмент.

Как выбирают подарки

Наши данные позволяют многое сказать о том, какие товары продаются, но мы можем делать только предположения относительно того, кто и почему совершил покупку.

Например, если мужчина купил смартфон, в частности подарок, неизвестно, он купил его для жены, девушки или своей дочери и т. п. Неизвестно также, он купил его на подарок из-за того, что ему захотелось, или по просьбе женщины.

С другой стороны, ритейлеры планируют такие всплески продаж, ведь имеют статистику прошлых лет и определенные расчеты, предположения относительно спроса. Они действуют вместе с производителями, ведь у последних тоже есть свои планы продаж и маркетинговых активностей. То есть ритейлер и производитель закладывают бюджет на промо какой-то конкретной модели или категории в целом.

Однако, если продукт не нужен, его невозможно будет продать, несмотря на все акции или скидки.

Если же человек пришел за эпилятором, то у продавца есть возможность лишь обратить его внимание на какие-то конкретные модели или марки. Можно попробовать ему продать товар или подешевле, или подороже.

Однако повлиять на выбор конкретного вида товара вряд ли удастся.

Почему и как покупают ... эпиляторы

Неизвестно, как и кем делается выбор.

Мужчина делает подарок женщине (надеюсь, по ее просьбе)? Женщина покупает для себя? Разные ответы приводят нас к различной трактовке этого праздника в коллективном сознании.

Если это подарок мужа, то тогда мы можем трактовать День святого Валентина как обновленную версию 8 Марта. Подарок дарится внутри устоявшихся пар и сценарий покупки может быть примерно таким:

– Дорогая, что тебе подарить на 14 февраля?
– Милый, может эпилятор?

Традиционные гендерные роли. Основное отличие от 8 Марта, что в таком случае 14 февраля – это не праздник абстрактной женщины, а праздник, когда партнер делает подарок партнерше.

Есть и другой сценарий, в котором женщина покупает эпилятор сама. Накануне свидания? Тогда 14 февраля станет праздником романтической любви. При этом важность этого дня настолько высока, что свидание в этот день требует особого внимания и подготовки.

Как это происходит на самом деле? Кто знает. Главный факт остается неизменным – продажи эпиляторов растут, в воздухе чувствуется весна :).

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS