Короновирус vs бизнес: как карантин изменит рынок страхования

Как украинские страховые компании могут использовать кризис для развития бизнеса

Ситуация с коронавирусом обнажила многие слабые места экономики, но также заставила сфокусироваться на сильных. Максим Межебицкий, первый заместитель председателя правления страховой компании ARX, рассказал Mind о возможностях и вызовах, которые появились на рынке страхования, а также о том, как онлайн-сервисы меняют бизнес.

Онлайн-продажи сейчас станут настоящим спасением для любой сферы. Например, в Китае в разгар эпидемии наблюдался резкий всплеск популярности онлайн-заказов и доставки еды. Сейчас в Украине, после закрытия ресторанов и магазинов, мы наблюдаем аналогичную картину.

Со страхованием ситуация несколько иная. Запрос на онлайн-сервисы значительно вырос, поскольку многие клиенты просто боятся лишний раз приезжать в офис. При этом офисы страховых компаний продолжают работать, хотя и не в полноценном режиме.

За последние два-три года страховой рынок Украины очень продвинулся в онлайне. Во многом этому способствовал запуск электронного ОСГО. Сайты многих страховых компаний работают в режиме веб-магазинов – продают страховые продукты онлайн или обеспечивают их доставку.

Кроме того, есть страховые агрегаторы, на которых можно выбрать лучшее предложение и также приобрести страховку онлайн. Также появилось много онлайн-сервисов для урегулирования убытков, дистанционной оплаты платежей и т. д.

Те компании, которые инвестировали в онлайн последние годы, сейчас, во время кризиса, смогут полноценно работать в удаленном режиме.

Конечно, у нас нет такого многообразия продуктов и сервисов в онлайне, как в Европе и США. Но все базовые есть и работают не хуже, чем на Западе.

Основной продукт в онлайне у нас – это ОСГО. Также онлайн доступны ДГО и мини-КАСКО. Кроме того, на сайте можно оставить заявку и на другие продукты: несколько разновидностей КАСКО, ДМС, страхование имущества и т. д.

Почему не все сервисы предлагаются в онлайне?

Несмотря на возможности, созданные в онлайн, вряд ли стоит ожидать в ближайшее время роста спроса на страхование вцелом. На это есть несколько причин:

Мы ожидаем, что автовладельцы будут менее интенсивно использовать свой транспорт во время карантина. Количество покупок новых авто также неизбежно снизится. Поэтому страховой рынок пострадает также, как и большинство бизнесов в Украине (за редким исключением).

Внедрение качественных онлайн-сервисов требует значительных инвестиций, поэтому далеко не все страховщики могут их себе позволить.

Украинское законодательство не всегда способствует полноценной работе в онлайн-режиме. Так, в страховании по-прежнему очень много архаичных законодательных норм, которые требуют либо физической подписи клиентов на документах, либо оригиналов документов вместо электронных копий и т. д. Но со временем, я уверен, все эти шероховатости можно будет исправить.

Можно ли все перевести в онлайн?

Все страховые продукты могут быть электронными. Это не значит, что все из них клиенты будут покупать на сайте. Однако это позволит уйти от бумажных версий договоров страхования и всех сопутствующих документов. Какие-то продукты можно будет купить на сайте, какие-то заказать с последующим оформлением, какие-то приобрести в офисах, но в электронном формате. Мы должны предоставить клиентам любой удобный для них способ покупки.

Как ситуация с коронавирусом изменит рынок страховых услуг?

Сегодняшний кризис драматически повлияет на бизнес в целом. Очень многим компаниям придется пересмотреть свои бизнес-модели с точки зрения эффективности и гибкости.

Но также этот кризис станет серьезным стимулом для качественных изменений. Учитывая огромный потенциал украинского IT-сектора, рынок онлайн-услуг будет  развиваться еще более динамично. И в этом смысле у Украины есть шансы опередить многие европейские страны, поскольку наши компании не обременены  громоздкой устаревшей IT-архитектурой.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS