Идем к цели, или Что такое идеология компании

И зачем ее разрабатывать

Фото: pixabay

Коронакризис заставил компании задуматься о том, как измениться, чтобы выжить. Вариантов может быть много – ввести инновации или подстроиться под онлайн-деятельность, изменить подход к настройке бизнес-процессов и тому подобное. Однако, как утверждают эксперты, не только конкретные шаги, а и глобальное видение может помочь компании укрепиться и удержаться на рынке во время кризиса. О том, какого подхода следует придерживаться компании в такой ситуации и чем будет полезно формирование идеологии, рассказал Mind основатель Института корпоративных инноваций и общественного предпринимательства (CICE Institute) Павел Рыжий.

Идея – это то, чем владеете вы. Идеология – это то, что обладает вами!

Слово «идеология» в свое время (а у некоторых и сегодня) ассоциировалось с советским временем и чем-то навязанным и ограничивающим. На самом деле эта концепция впервые прозвучала более 230 лет назад как «наука об идеях» и сегодня используется в основном в политическом или государственном контексте.

В то же время всем нам приходилось слышать в бизнес-среде фразы вроде: «это противоречит идеологии нашей компании», «идеология нашей компании предусматривает...» или «он не разделял идеологии нашей компании». Однако вряд ли кто-то из авторов этих фраз мог бы вам доступно и каждый раз одинаково объяснить, что это значит, а если и смог бы, то такое объяснение, скорее всего, не совпадало бы с объяснением другого работника той же компании.

Что такое «идеология компании»

Почему современные компании начинают возвращаться к использованию этой концепции?

Современный мир переживает невероятный кризис смыслов. В бизнесе это проявляется непостоянной лояльностью потребителей, с одной стороны, и низкой вовлеченностью работников – с другой. По оценкам Gallup, потери производительности причиняют мировой экономике ущерб более чем на $7 трлн ежегодно.

Реакцией на признание этого кризиса стало массовое использование концепции «предназначения» в стратегическом планировании компании. По этому поводу влиятельная бизнес-ассоциация Business Roundtable (объединяет компании с суммарной годовой выручкой более $7 трлн и 15 млн работников) даже сделала специальное официальное заявление в августе 2019 года.

Предназначение – это то самое «большое почему?» (BIG WHY?), смысл существования компании, аргументация ее права на существование, ответ на вопросы: «зачем нужна ваша компания?» и «кто и что потеряет, если компания прекратит существование?», «в чем ее суть и ключевая компетенция?», «убрав что, компания потеряет саму суть своего существования?».

Но «предназначения» оказалось недостаточно и появился запрос на объединяющую надстройку – «идеологию компании». «Предназначение» дает работнику направление. «Идеология» – это глубокая убежденность в этом направлении. Она определяет все, что делает работник, как он это делает и почему это важно для всей организации. Руководители часто пользуются установками типа: «надо делать правильные вещи» и «поступать правильно» и все будет хорошо. Именно «идеология» и помогает найти каждому работнику этот ориентир, навигатор того, что правильно для конкретной компании сейчас и в будущем, и применять его в каждом своем действии.

О мировой корпоративной идеологии

Если посмотреть на перспективные компании настоящего времени, которые достаточно убедительно устремлены в будущее, то большинство из них можно было бы убедительно назвать «компаниями с мощной идеологией». Взять хотя бы SpaceX, Tesla и другие компании Илона Маска или бизнес-империю Джеффа Безоса с Amazon и Blue Origin. В посланиях работникам, публичных заявлениях и даже формальных корпоративных документах достаточно ярко прослеживается мощная и последовательная корпоративная идеология, которая не оставляет равнодушными ни работников, ни клиентов, ни сотни миллионов сторонних наблюдателей.

Если компания осуществляет предпринимательскую деятельность и генерирует прибыль, удовлетворяя потребности потребителей наилучшим для них способом в обмен на деньги, то максимальный эффект от такой деятельности будет, когда каждый работник станет разделять идеологию предпринимательства, клиент-ориентированности и эффективности. Для массовой практики «предпринимательской идеологии» существуют такие системы, как «корпоративное предпринимательство». Они позволяют максимизировать вовлеченность работников, объединяя их вокруг крупнейших возможностей для компании, испытывая не только рациональную связь с компанией в пределах должностной инструкции, но и эмоциональную соединенность с компанией все время, а не только в момент получения СМС о зарплате.

Кто должен разрабатывать идеологию

Ключевым условием идеологически мощной компании является наличие собственно источника идеологии. И если на этапе становления таким источником должно быть высшее должностное лицо в компании, то со временем сформируется корпоративная культура, которая будет жить и проявляться в поведении каждого работника.

Из-за определенной имиджевой составляющей самого слова «идеология» не часто встретишь, скажем, Chief Ideology Officer в компании, однако по сути идеологией так или иначе должны заниматься все топ-менеджеры. Но надо еще раз напомнить – идеология не следует из стратегии, программы или проекта, наоборот – она ​​их формирует, поэтому ее «хранитель» должен быть никак не ниже уровня СЕО при поддержке и максимальной вовлеченности высшего руководства.

Итак, предпринимательская идеология бизнеса – это то, что позволит компании:

REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями. 

Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды. 

Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:

  • работать с лучшими мировыми технологическими решениями и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
  • искать решение своих инновационных вызовов, используя менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
  • совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей;
  • быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
  • тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами;
  • войти в число инновационных компаний Украины, приняв участие в Innovation Index.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS