Удержаться на плаву: каким должен быть маркетинг во время пандемии
Что стоит знать малому бизнесу

Первоочередная задача бизнеса во времена пандемии, безусловно, это забота о безопасности своих сотрудников и клиентов. Но, чтобы пережить кризис и удержаться «на плаву», необходимо также думать о долгосрочных приоритетах, а именно наращивании финансовой устойчивости предприятия и увеличении его доходов. В этом как малым, так и большим предпринимателям пригодятся маркетинговые инструменты, которые при грамотном применении могут дать существенный толчок для роста бизнеса. Детальней про такие инструменты рассказала Mind менеджер проекта Unlimit Ukraine Елена Эро.
Кризисные ситуации вынуждают предпринимателей сокращать свои расходы. Согласно данным опроса Unlimit Ukraine, на февраль 2021 года свое финансовое состояние оптимизировали 10% представителей МСБ. Более того, в условиях дефицита ресурсов предприниматели инстинктивно прибегают к урезанию расходов на маркетинг и рекламу, что является ошибочным решением. Многочисленные бизнес-исследования, в частности от Harvard Business Review, выявили любопытную закономерность. Компании, которые инвестировали в маркетинг во время рецессии, потом имели ощутимый рост продаж по сравнению с конкурентами. Таким образом, когда все плохо, рекламироваться компаниям нужно обязательно.
Дело в том, что, «исчезая из поля зрения» во время кризиса, компания рискует потерять связь со своими потребителями. Если в течение шести месяцев о компании не будет слышно в информационном поле, то ее узнаваемость как бренда уменьшается на 39%.
Об этом говорится в исследовании Kantar о влиянии COVID-19 на потребительские настроения, привычки и ожидания. Потребителям важно чувствовать поддержку компании, а значит, это прекрасная возможность напомнить о своих продуктах и сервисах, которые помогут легче пережить сложный период. Тем более во время кризиса стихает уровень «рекламного шума», так как осторожные конкуренты минимизируют расходы на продвижение. Следовательно, с активной рекламой на их фоне вас будут замечать чаще.
Понятно, что малый бизнес оперирует небольшим объемом оборотных средств, поэтому даже до пандемии предприниматели зачастую игнорировали маркетинговые услуги. Однако эксперты все же советуют малым предпринимателям направлять от 2% до 3% своего дохода на маркетинг и рекламу, чтобы оставаться конкурентоспособными.
В целом подход к маркетингу должен быть стратегическим и осознанным. Большинство малых компаний осуществляют свою маркетинговую деятельность на «интуитивном» уровне. Говоря простым языком, предприниматели в основном думают в рамках увеличения продаж здесь и сейчас без понимания, куда двигаться дальше. Поэтому хочу вас ознакомить с полезными маркетинговыми трендами, которые обязательно надо учитывать при планировании развития на долгосрочную перспективу.
Тренд 1. Ни шагу без аналитики
Бесспорно, пандемия оказала значительное влияние на привычки людей, в том и числе на то, как мы осуществляем покупки. И для адаптации к новым реалиям малым предпринимателям необходимо понимать, что именно изменилось в поведении целевой аудитории. Для этого есть различные сервисы аналитики, с помощью которых можно собирать, фильтровать, сравнивать актуальные данные о клиентах.
Знание того, какой именно контент больше всего интересует вашу аудиторию, будет ценной информацией для планирования маркетингового бюджета и его оптимизации во время кризиса.
Ведь маркетинговая стратегия, основанная на устаревших данных, не даст какого-либо эффекта развития, по ней невозможно отследить результаты работы бизнеса и определить дальнейший путь развития. В итоге это будут выброшенные на ветер деньги, чего малый бизнес просто не может себе позволить в условиях ограниченных ресурсов.
Тренд 2. Персонализация во всех проявлениях
Имея базовую информацию о клиенте, его поле, семейном положении, месте жительства, работе, образовании или хобби можно разработать персонализированные предложения, которые будут выделяться среди других подобных. Сейчас со всех сторон нас бомбардируют множеством рекламных сообщений общего характера, которые сливаются друг с другом, и с первого взгляда их не отличить. По статистике, 63% людей совсем не воспринимают такую рекламу, она их ничем не цепляет. Между тем персонализированный подход более эффективно вовлекает клиентов, а также увеличивает их лояльность к компании.
Персонализация начинается с малого – нам всем приятно, когда к нам обращаются по имени, таким образом сразу возникает положительный опыт общения. Если говорить о рассылках, то их открывают на 25% чаще, если они персонализированы. Рассылки могут включать в себе подборку индивидуальных предложений, сформированных на основе недавно купленных клиентом товаров или же его предпочтений.
Старайтесь сохранить данные тех, кто когда-то у вас покупал, заказывал, коммуницировал с вами. Но не переходите границу личного, чтобы у клиентов не было ощущения, что за ними следят. Обычно у малого бизнеса получается искренне строить дружеские отношения с клиентом, таким образом он выигрывает у больших обезличенных корпораций.
Тренд 3. Контент, которым делятся
При создании контента также необходимо учесть интересы аудитории. Если сайт или страница бизнеса в соцсетях не содержит релевантного контента, то 75% потребителей предпочтут уйти с таких ресурсов: им там скучно.
Из-за пандемии и перехода в онлайн почти 100% своего времени мы проводим за гаджетами, поэтому требования к контенту ужесточились. Но их все еще можно описать одним предложением: контент должен быть таким, чтобы им хотелось делиться.
Это достигается использованием эмоций и необычных форматов. Например, маски в Instagram работают по технологии дополненной реальности. Кроме этого, на платформе с 2019 года есть возможность создавать собственные маски с помощью функции Spark AR. Ее несложно освоить, и даже новички могут создавать простые эффекты. Поэтому экспериментируйте, ведь есть много вариантов, как можно адаптировать AR под ваш бизнес. Если вы фешен-площадка, предлагайте клиентам виртуальную примерку одежды, обуви.
Если вы работаете в бьюти-индустрии, то с помощью маски можно воспроизвести виртуальный мейк. А если вы дизайн-студия, покажите в дополненной реальности, как будет выглядеть разработанное вами интерьерное решение в квартире клиента.
Тренд 4. Видео как точка контакта
С каждым годом видеоконтент набирает все большую популярность. По данным YouTube, в 2020 году потребление мобильного видеоконтента выросло на 100%. Статистика также показывает, что 64% клиентов делают покупки в интернете после просмотра видеоролика.
Потребители предпочитают «живую» коммуникацию, они хотят видеть лицо бренда и именно видеомаркетинг дает эффект человечности во взаимодействии потребителей с компанией. Поэтому снимайте классные, качественные видеосюжеты и рассказывайте в них захватывающие истории.
Тренд 5. Качественная коммуникация
Коммуникация с клиентом должна быть максимально комфортной, быстрой и легкой в режиме реального времени.
Все чаще мы общаемся не по имейлу или телефону, а в Facebook Messenger, Telegram, Viber, WhatsApp, Instagram – самых популярных мессенджерах в Украине. Бренд, который коммуницирует с клиентом в мессенджере, становится клиенту ближе, понятнее. Так как в мессенджерах присутствует больший уровень персонализации, здесь есть гарантированный шанс, что клиент прочтет ваше сообщение, если сравнивать с имейл-рассылками.
Также при общении не усложняйте жизнь клиенту и себе. Старайтесь легко и просто донести основную информацию о вашем продукте, товаре, услуге. Отсутствие сложных слов и элементов – именно на этом следует делать основной акцент.
Поэтому, с одной стороны, мы видим, что пандемия не отменяет потребности компаний в маркетинге. Ведь чтобы достойно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках, малому бизнесу необходимо постоянно напоминать о себе и своей продукции. С другой – акцент в маркетинге сместился в сторону выстраивания доверительных отношений с аудиторией. От бизнеса ожидается уверенная коммуникация, в основе которой лежит понимание нужд клиента в этот непростой период. Как вывод можно сказать, что для эффективного ведения предпринимательской деятельности владельцам бизнеса желательно принимать во внимание современные маркетинговые тренды. В конце концов такой подход придаст целеустремленности вашему бизнесу, что не помешает, когда вокруг постоянные изменения и неопределенность.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.