Онлайн нельзя офлайн: что на самом деле происходит со школами

Онлайн нельзя офлайн: что на самом деле происходит со школами

И чем может помочь родителям местная власть

Цей текст також доступний українською
Онлайн нельзя офлайн: что на самом деле происходит со школами
Фото: depositphotos

Накануне введения в Киеве «красной» зоны карантина на сайте Киевской городской государственной администрации (КГГА) была зарегистрирована петиция родителей школьников. Они требовали вернуть детей на офлайн-обучение, несмотря на ограничения, введенные «красной» зоной. Для того чтобы власти Киева отреагировали на документ, нужно было собрать не менее 6000 подписей. К утру понедельника, 1 ноября 2021 года, уже было собрано почти необходимое количество подписей, а сейчас их уже более 8000. Однако КГГА пока не спешит реагировать на обращение родителей. Что происходит со школами и действительно ли местные власти могут снимать определенные ограничения для учебных заведений, рассказала Mind юрист сети школ полного дня КМДШ Людмила Пискунова.

Уже третий учебный год мы живем в условиях, когда COVID-19 является влиятельной составляющей образовательного процесса. Сегодня головной болью педагогов и родителей стала тема возвращения за парты школьников в «красных» карантинных зонах.

Для начала следует понимать, что еще один длительный онлайн в учебных заведениях – это удар по будущему нашей страны и наших детей. Ведь в противоположность школам, где онлайн-обучение проходит на самом высоком уровне, есть учебные заведения, где снова начались домашние задания на вайбер, банальное перечитывание материала и часы созерцания в экраны, на которых ничего не происходит. И таких заведений немало.

Какими могут быть последствия такого подхода, говорить не стоит. Международная статистика 2020 года по результатам дистанционного обучения учащихся средних школ очень однозначна.

Например, в Нидерландах, где дистанционное образование считается едва ли не самым качественным в Европе, а учащиеся находились в онлайне всего 8 недель, учебное продвижение снизилось в среднем на 20%, а в семьях с низким уровнем образования – на 50%.

Похожая ситуация наблюдается в Великобритании, США, Бельгии. Специальных исследований в этой сфере в Украине нет (кроме прошлогоднего Национального мониторинга результатов обучения выпускников начального образования, преследовавшего совсем другую цель).

Однако не нужно быть образовательным экспертом, чтобы понимать, что результаты длительного дистанционного обучения в украинских школах могут оказать существенное влияние на будущее наших детей и государства в целом.

Почему сегодня нет официального разрешения на полноценное обучение детей?

Разрешения на образовательную деятельность, опирающуюся на действующее законодательство, когда у детей есть возможность получать образование офлайн без нарушения правил, привлечения к ответственности руководителей или риска потери лицензии школами.

Эта осень оказалась очень щедрой на нормативные изменения, оказавшие существенное влияние на образовательный процесс в школах, его качество и прогнозируемость. За относительно короткий промежуток времени разными государственными органами был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учебных заведений в целом и в разных зонах карантина в частности.

Некоторые нормативные документы вводили существенные требования к организации деятельности учебных заведений, а через несколько дней появлялись новые, которые дополняли, ограничивали или вообще противоречили требованиям предыдущих. Неудивительно, что без помощи опытного юриста разобраться в таком ассортименте норм и ограничений разных уровней сложно. Учитывая такое разнообразие распорядительных документов, учебные заведения по-разному трактуют нормы действующего законодательства.

Итак, какими официальными документами школы руководствуются сегодня? Это:

Постановление КМУ от 2020 года

Согласно постановлению КМУ №1236 от 9 декабря 2020 года о работе учебных заведений, на территории регионов, на которых установлен «красный» уровень эпидемической опасности, предусмотрена возможность посещения заведений среднего образования учащимися только в случае, если все (100%) работники учебного заведения имеют один из указанных документов:

  • документ, подтверждающий получение полного курса вакцинации;
  • отрицательный результат ПЦР-теста;
  • документ об излечении от COVID-19, действующий в течение 180 дней.

То есть учебные заведения, которые выполнили требования постановления КМУ №1236 от 9 декабря 2020 года, могли бы работать в очном формате.

Приказ Минздрава от 2021 года

Однако уже 4 октября 2021 года Приказом N2153 Минздрава Украины работники учебных заведений были отнесены к перечню профессий, подлежащих обязательной вакцинации от COVID-19.

Соответственно, отрицательный результат ПЦР-теста и документ о выздоровлении от COVID-19, предусмотренный для работы в учебном заведении в «красной» зоне, для работы не принимается, и выполнение требований, изложенных в постановлении от 9 декабря 2020 года, оказалось недостаточным для того, чтобы учебное заведение работало офлайн.

Дистанционный режим от 2021 года

Так, КГГА, согласно протоколу Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций «О принятии мер по предотвращению распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» №68 от 28 октября 2021 года, и Приказом № 166 от 29 октября 2021 года Департамента образования и науки г. Киева установлены дополнительные ограничения, а именно: все учебные заведения всех форм собственности обязали организовать образовательный процесс в дистанционном режиме с 1 ноября 2021 года и до особого распоряжения.

Львовский городской совет, согласно протоколу внепланового заседания городской комиссии по вопросам ТЭБ и НС №44 от 28 октября 2021 года, установил перевод всех учебных заведений всех форм собственности на дистанционную форму обучения.

Согласно Постановлению КМУ №409 от 17 июня 2015 года, такие решения местных комиссий являются обязательными для выполнения на территории, к которой они относятся.

Офлайн – нарушение закона?

Учитывая такое многообразие распорядительных документов, действующих одновременно, частные учебные заведения по своему усмотрению трактуют нормы действующего законодательства и решают, какой из нормативных документов имеет высшую юридическую силу.

Одни руководствуются решениями местных комиссий по ТЭБ и ЧС в части усиления общегосударственных требований и перешли в онлайн-формат работы. Другие продолжают работать офлайн, руководствуясь вышеупомянутым Постановлением КМУ и усиливая свою позицию полностью вакцинированной командой.

Юридическое поле существования частных учебных заведений одно, но работают сегодня школы по-разному. Одни руководствуются прямыми запретами со стороны местных органов на работу офлайн. Другие – ограничиваются соблюдением требований о наличии стопроцентно вакцинированной команды и правом работать в «красной» карантинной зоне в помещении школы.

Разница в самостоятельных трактовках нормативно-правовых актов приводит к значительным недоразумениям между родительским сообществом и учебными заведениями, которые, следуя принципам законопослушности, организовали обучение онлайн.

Родительское сообщество апеллирует к решению тех учебных заведений, которые работают офлайн, и фактически требует в ультимативной форме соответствующих действий от школ, где учатся их дети. В таком случае подобные действия со стороны школ будут противоречить действующему официальному распоряжению местных властей.

На сегодняшний день школы частного учебного заведения КМДШ в Киеве и Львове, которые выполнили требования о 100%-ной вакцинации своих работников, имеют классы до 20 детей, приняли на территории своих учебных заведений дополнительные противоэпидемиологические меры, вынуждены работать дистанционно в соответствии с решениями местных комиссий по ТЭБ и ЧС.

Как могут помочь родителям местные власти?

Без вмешательства местных властей в ситуацию с двойными стандартами в образовательной отрасли, учебные заведения, соблюдающие строгие противоэпидемиологические запреты, будут вынуждены уступить и вернуть детей в стены учебных заведений под давлением родительского сообщества. Насколько этот шаг будет законным, зависит от местных властей.

Ответственность и уважение – наши базовые ценности. Мы ответственно относимся как к обеспечению высокого уровня качества образования, так и к соответствию норм деловой этики и действующему законодательству.

Последствия отражаются как на детях, потому что они учатся у экранов, лишены социального взаимодействия, так и на родителях, вынужденных обеспечивать условия обучения дома в ущерб работе. Мы официально обращались во все соответствующие институты, однако до сих пор никакого ответа не получили. Выборочно выполняя требования действующего законодательства, учебные заведения оказываются в неравных условиях.

Точку в этом деле могут поставить только местные власти, предоставив четкие и понятные разъяснения, которые не будут иметь двойной трактовки нормативных документов и делают невозможным манипуляции и подмену понятий.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно